О телевизионном фильме "Достоевский". |
Весьма распространенное мнение, к которому нас настоятельно приучают: на современном телевидении все больше продукции, которая ничего не говорит ни уму, ни сердцу.
Причем часто такие творения рекламируются с особым размахом и сопровождаются многообещающими анонсами, как события невероятные по значению, хотя в итоге лишь очередной раз занижают общественные вкусы. Да и вообще, в нашей культуре растет число продуктов, в которых человек с умом совершенно не нуждается. Более того, они оскорбляют его разум.
К сожалению, сказанное вполне распространяется па телесериал «Достоевский».
Внутренняя пустота фильма не способна привести в действие ни энергию ума, ни вдохновение чувств. По уровню он сопоставим, на мой взгляд, с латиноамериканскими мыльными операми. Но те, по крайней мере, не претендуют на оценки по критериям искусства и гораздо честнее в своей бесхитростной завлекательности. Отсюда та брезгливость и отвращение, сопровождающие меня по всему действию этого вредного сериала.
Господа!
Прикоснуться к такому великому мировому уму, каким является Федор Михайлович Достоевский, гордость нации, может позволить себе лишь обладатель богатства духа и сознания. Страсть Федора Достоевского к познанию жизни и разгадке тайны человека обернулась в фильме обывательскими мелодрамами, бесконечными, любовными похождениями в духе «клубничных сюжетов», безвкусными сценами в казино и прочей пошлятиной.
Не хочу перечислять конкретные эпизоды или уточнять антологию банальностей, поскольку весь фильм мне представляется беспросветным убожеством.
Сотня людей, создавших этот «телехит» (вероятно, на бюджетные средства) и выпустивших его в эфир на федеральном канале, не осознали, что они сотворили зрелище низкопробное, бессмысленное, оскорбляющее гений великого соотечественника, да и всех россиян, а значит, глубоко вредное.
Осветить такое великое явление как феномен Достоевского может позволить себе далеко не каждый кинодеятель.
Здесь дело не в опыте и не в профессионализме. Наверное, в масштабе личности и в художественной ответственности. Подсказать, как надо снимать фильмы о гениях, невозможно, как невозможно рекомендовать, как сочинять музыку Шостаковича, как писать стихи Пушкина, как создавать картины Шагала.
Однако, пример «Амадеуса» Формана, глубоко корректные и мастерски выстроенные произведения западных студий о Гете, Шекспире, Микеланджело и других выдающихся личностях мировой культуры доказывают, что удача здесь возможна. И все мы были бы рады появлению биографического шедевра о выдающемся нашем соотечественнике.
Что касается сериала «Достоевский», думаю, его надо поскорее забыть и не возвеличивать незаслуженной полемикой.
Не о чем здесь спорить.
Рубрики: | Заметки о фильмах (старых и новых). |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |