-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Igor_Malin

 -Интересы

богословие история религии католицизм мужчина и женщина: разные но равные отношение отцов и детей пастырская психология и консультирование православие протестантизм психология семейных отношений религиоведение социология духовной жизни

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 82


Игорь Малин. «ВСТАНЬ, У ТЕБЯ ДРУГАЯ ЦЕНА»: О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРОШЛЫМ В НАСТОЯЩЕМ

Понедельник, 03 Февраля 2014 г. 23:27 + в цитатник
«Я часто думаю об этом выражении: "пойти подышать воздухом". Оно означает, что за воздухом тебе приходится идти куда-то в другое место. Что там, где ты сейчас, ты задыхаешься» Давид Фонкинос (р. 1974), «Наши расставания» (роман,2008) Наше прошлое постоянно растет благодаря пристальному вниманию к нему и нашим бесконечно-бесплодным попыткам повлиять на него. Возвращение к прошлому и встреча с прежними чувствами и образами - не зло. В этом мы не вольны. Возвращение к прошлому не является злом, если только мы не перестаем жить здесь и сейчас. Потеря интереса к настоящему рождается от желания вернуться в прошлое, погрузиться в него, застрять в нем мыслями и чувствами. Если мы без этого не можем, тогда (согласно христианской традиции) это симптом какой-либо страсти, продолжающей держать нас в плену. В плену обиды от пережитого (или не прожитого), в плену страха, в плену боли и разочарования, в плену желания зла другому. Выход - не отказываясь от прошлого, позвать в него. Позвать Того, Кто целительно уврачует наше внутреннее в прошлом, и наполнит осмысленной активностью в добре наше внутреннее в настоящем. Важно позвать Бога в свою жизнь. Пока мы этого не сделаем, слишком многое и многие будут нам мешать, мешать жить. Один из таких врагов – мучительное ожидание признания и похвалы. В этот капкан нас ежедневно подталкивает злая сила. Попав в капкан «ожидания похвалы и признания», мы оказываемся на распутье. Или, сожалея о своих потраченных силах, пойти по пути осуждения других, или, свыкшись с мыслью, что «ничего хорошего во мне и в моей жизни как не было, так уже никогда и не будет», ступить на путь самоосуждения. «Если вы считаете, - пишет австралийский клинический психолог, доктор Роби Сондериджер (R.Sonderegger), - что все, что вам нужно для собственной эмоциональной стабильности, - это немного похвалы и небольшое угощение, возможно, вы ошибочно принимаете себя за собаку (…) Моя собака очень лояльна. Неважно, насколько редко я ее выгуливаю, неважно, что я время от времени забываю ее покормить и часто уезжаю не попрощавшись. Все, что нужно, - это погладить ее по голове, почесать ей живот и дать тарелку еды, и я король в её глазах. Чего не скажешь о трех моих детях (тех, которые человеческие). Похвалы и наград просто недостаточно. Чтобы способствовать развитию эмоционального и поведенческого благополучия в их жизни, необходимы дополнительные питательные вещества: дисциплина, ценности, характер, честность, мораль и добродетель» [1, с.115-117]. По этой причине церковная традиция настаивает на необходимости исцеления, как от осуждения других, так и от самоосуждения: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; Судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1-е Кор. 4,3-5). Следующий, не менее серьезный враг, сопровождающий нас на протяжении жизни – ложь о нас, в которую мы поверили. Эта ложь была сказана нам как чужими, так и своими. И в первую очередь самыми близкими: родителями, бабушками, братьями и сестрами, друзьями и подругами, единоверцами. По этой причине у нас сформировалось искаженное восприятие самих себя. Злая сила нередко прячет собственную ложь в слова наших близких. Однажды поверив в эту ложь, мы привыкаем к ней. И, впоследствии, даже не пытаемся от неё освободиться. А когда и делаем робкие попытки что-то поменять, чаще всего терпим поражение. Поскольку, отношение к нам, как тех, кто её придумал, так и тех, кто в неё поверил, снова возвращает нас под контроль этой самой лжи. В такой ситуации нам необходима помощь. Помощь от духовно-зрелых людей, у которых «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5,14). Такие люди есть и они не редкость. Нам только необходимо их найти. Найти воцерковленных людей, способных привить нам вкус к этой самой зрелой (τέλειος), а значит осмысленной и постоянной духовной жизни. Конечно же, церковная жизнь требует напряженной работы над собой. Это труд, непрестанная тренировка (γεγυμνασμένα), которая, в конце концов, принесет добрый плод – выработает привычку (ἓξις) для различения «добра и зла». Эти люди рядом с нами. И они всегда готовы помочь. Выбор за нами. Обратиться за помощью к христианам, или остаться под властью лжи. Искажение нашей самости, разрушение нашей открытости и доверия начинается в детстве. Однако, не смотря на наличие устоявшегося многолетнего сценария нашей жизни, христианская традиция не видит в этом приговора. Обман зрения при взгляде на самих себя подлежит правильной духовной коррекции с последующим выздоровлением. Перечисленных врагов из нашего прошлого под силу одолеть и обычному человеку, такому же, как и мы с вами. История об исцелении хромого из книги «Деяния апостолов» (Деян. 3,1-16), как раз про это. У ворот называемых «Красными» (Красивыми) сидел некрасивый человек. Сидел «хромой от рождения». Сидел инвалид. Сидел нищий. Он увидел двух человек, направляющихся в храм, и по привычке попросил их подать ему милостыню (Деян. 3,3). Знал ли он, чем закончится этот очередной обыкновенно-пыльный день, еще один день его никому не нужной жизни? Думал ли он, как изменится его жизнь после встречи с этими незнакомцами? А те, кто сейчас находится в тупике и безнадеге, знают ли они, что их ожидает в этом новом дне? Скорее всего, знают. Ничего хорошего. И они уже свыклись с подобным предчувствием приближения очередной беды. Однако церковная традиция предлагает иной образ мысли, предлагает другой алгоритм ожидания. Необходимо приучить себя не уходить вслед за привычными мыслями о плохом, в прошлое. Это - тупик. «Советую тебе не верить никакому предчувствию, - говорит преп. Амвросий Оптинский (1812-1891), - которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устраивает для нас всегда полезное и спасительное». Апостолы сказали ему: «Посмотри на нас» (Деян. 3,4). Для чего тебе милостыня, которая тебя унижает? Ты смирился с этим унижением, привык к нему, стал зависим от унижения. И уже не в силах жить без унижения и унижающих. Прожить без денег невозможно, а поэтому ты принимаешь ту немилосердную цену, которую тебе определил окружающий мир. Тебя приучили к тому, что это твоя цена. Ты столько стоишь. Другие решили, сколько стоит твоя жизнь, и какой она должна быть. Сорок с лишним лет ты прожил в унижении и болезни (Деян. 4,22). Другие проходили мимо тебя, направляясь в город, идя на рынок, заходя в храм. Другие решали, где тебе быть. И поэтому ты сидел у дверей... Ты всегда оставался вне жизни, оставался только лишь у входа в храм. Ты сидел у Прекрасных ворот. Сидел у ворот храма. Как это жестоко. Некрасивость на фоне красоты. Кто это решил за тебя, и кто назначил тебе такую цену? Ведь Ты - Его образ. Ты - не только тело, но и душа. Ты - не только душа, но и тело. Ты - не вещь, чтобы тобой распоряжались другие: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1-е. Кор. 7,23). Ты ценнее и больше любой из вещей. Тебе самому предстоит прожить отпущенный срок в мире дольнем. Тебе самому отвечать за прожитое, перед Ним, в мире горнем: «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римл. 14,12). Твоя жизнь - это Его подарок тебе. Твоя жизнь - это подарок и только твой. А теперь вставай. Вставай, ты больше вещей. Ты дороже той милостыни, к которой тебя приучили. Вставай, потому что у тебя другая цена, и ты рожден для другой жизни… «Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян.1,6). И апостол Петр взял его за руку... А дальше как в сказке: «И вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян.1,8). Хромой получил исцеление. Он встал на ноги. Он сам вошел в храм. В тот самый храм, у входа в который, в пыли он провел долгие годы... «Мучительное ожидание признания и похвалы» и «ложь о нас, в которую мы поверили» - враги из прошлого, отравляющие настоящее и желающие украсть наше будущее. Они искажают нашу жизнь. Однако, не смотря на наличие сформировавшейся модели действия и образа мысли в нашей жизни, христианская традиция не видит в этом приговора. Обман зрения при взгляде на самих себя подлежит правильной духовной коррекции с последующим выздоровлением. Перечисленных врагов из прошлого под силу одолеть и обычному человеку, если только мы не пройдем мимо него. Важно не пройти мимо, однако не менее важно найти правильный подход к такому человеку. Подойти к нему с «новой меркой». «Единственный, кто поступал разумно, - писал Бернард Шоу (1856-1950), - был мой портной. Он снимал с меня мерку заново каждый раз, когда видел меня, в то время как все остальные подходили ко мне со старыми мерками, ожидая, что я им буду соответствовать». Подойти с новым, евангельским взглядом на человека. Подойти и дать то, что однажды дали нам: слово, дающее надежду и рождающее веру в Господа и Спасителя Иисуса Христа. А Господь уже Сам через веру отрезвит, исцелит, поставит на ноги. История об исцелении хромого из книги «Деяния апостолов», как раз об этом...
Метки:  
Понравилось: 48 пользователям

Аноним   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 23:58 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Narcomano   обратиться по имени Воскресенье, 09 Сентября 2018 г. 21:36 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку