"Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи — все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак". Парацельс
"Природный человек обладает элементом земли, земля есть его мать, и в неё он возвращается, утрачивая свою природную плоть; но истинный человек возродится в день воскрешения в другом, духовном и прославленном, теле."
(Парацельс. «De Natura Rerum»)
16 век вместил в себя великие географические открытия, множество религиозных, завоевательных войн, династические разборки и формирование государств. Эпоха Возрождения заканчивалась. В то время жил великий медик и философ Парацельс.
Настоящее его имя Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм). Родился 10 ноября 1493 г. в г. Эйнзидельн, кантон Швиц в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. В Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины. Умер 24 сентября 1541 г. в Зальцбурге.
Пара- (греч. — возле, мимо, вне, около) — часть сложных слов при словосложении в русском языке. Пара- — приставка, означающая нахождение рядом, либо отклонение, нарушение чего-либо...
Celsus a, um cello поднимать, ср. excelle, praecello 1) высоко поднимающийся, высокий; 2) высокий, высокопоставленный; 3) возвышенный, благородный;
Возможно, что его прозвище означает «рядом с (в его статусе как врача) Цельсом» или «за Цельсием», относится к римскому энциклопедисту Авлу Корнелию Цельсу, который жил в I веке и славился своим трактатом по медицине.
Важной частью медицины Парацельса была астрология, как и для многих врачей с высшим образованием, работающих в то время в Европе. Он придумал астрологические талисманы для лечения болезней, а также талисманы для каждого знака зодиака. Им также был изобретен алфавит, называемый алфавитом волхвов, для гравировки ангельских имен на талисманах.
Парацельс всегда был независимым и отличался прямотой в общении, возмущал своих коллег, выступая с лекциями на немецком вместо латыни, чтобы медицинские знания были более доступными для простых людей. Он выступал с нападками на принятые в то время академические учения и публично сжигал медицинские учебники, осуждая некоторых своих предшественников, как шарлатанов и лжецов. Поэтому он скорее был странствующим целителем, не имеющим постоянного места практики и жилья.
В 1530 г. по инициативе медицинского факультета Университета Лейпцига, Городской совет Нюрнберга запретил печатание работ Парацельса.
Имя Парацельса окутано множеством легенд. Его современники делились на тех, кто восхищался им как великим магом и чародеем, и тех, кто считал его шарлатаном. Кем был этот человек на самом деле, и почему его учение вызывает интерес спустя 500 лет?
Парацельс отвергал учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, – химические процессы.
Он различал четыре главные группы причин болезней, которые он называл entia:
1) ens astrale – космические и атмосферические влияния;
2) ens naturale – причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni – ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis – наследственные аномалии;
3) ens spirituale – психические влияния;
4) ens Deale – Божье попущение.
Парацельс утверждал, что "Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства".
Медицина Парацельса основывалась на ртутно-серно-солевой теории. Он считал, что в здоровом организме три принципа – Ртуть, Сера и Соль. То есть, сгораемый элемент (сера), жидкий и переменный элемент (ртуть) и твердый, постоянный элемент (соль). Если они находятся в равновесии, то организм здоров. Болезнь представляет собой нарушение равновесия между принципами. Он считал, что каждая болезнь имеет три отдельных лекарства в зависимости от того, что стало его причиной: избыток (отравление) серы, ртути или соли.
Для восстановления равновесия Парацельс использовал в медицинской практике многие лекарственные препараты минерального происхождения – соединения мышьяка, сурьмы, свинца, ртути – в дополнение к традиционным растительным препаратам.
Его работа «Die groe Wundarzney» является предвестником антисептики. Полученные знания были результатом его личного опыта армейского врача в венецианских войнах. Впрочем и тотальная антисанитария в те времена тоже давала практический опыт антисептической профилактики и лечения.
Парацельс был уверен, что всё в мире имеет лишь один источник – «великое таинство» – Misterium Magnum, из которого всё возникает и в которое всё возвращается. Всё, что доступно нашему взгляду – только малая часть реальности, её наиболее грубая материальная составляющая. Мир сложен и полон тайн. Постичь законы мироздания и своего собственного бытия невозможно силами разума, в ходе одной лишь научной работы. Тем не менее, человек, как наделенное божественной душой существо, способен и имеет право на это познание: никакого запретного и сокрытого знания не существует.
Парацельс рассматривал Вселенную, как один единый организм, насыщенный объединяющим животворящим духом, а это, в своем целом, включая человека, было «Богом». Его взгляды послужили основой для проблем с церковью, для которой обязательно должна была быть разница между Творцом и творениями.
«Люди не знают себя и потому не ведают того, что существует в их внутреннем мире. Каждый человек обладает божественной эссенцией (сущностью), вся мудрость и сила мира заложены в нем в зародыше, все виды знания доступны ему в равной мере; и если кто не открыл этого в себе, не вправе говорить, будто не владеет этим, но лишь то, что был не способен искать и найти это».
Парацельс учил, что человек – это микрокосмос, малое подобие универсума со своими законами, со своим небосводом. «Малый космос» тесно связан со всей Вселенной – большим космосом. «Что наверху, то и внизу, что внутри, то и снаружи» – так гласит герметическая мудрость, на которую опирается алхимик. Законы универсума те же, что и законы микрокосмоса, поэтому между Вселенной и человеком можно провести параллели. И если малый космос подобен большому, познание человеком своей души дает ему власть над природой. Самопознание – это ключ к познанию вселенной. Но сила, которая открывается в самопознании, не должна использоваться для накопления земных богатств. Эта сила дается для получения духовного золота...
«Необходимо искать и стучаться, обращаясь ко всемогущей Силе внутри нас, и сохранять её недремлющей; и если мы будем делать это правильным образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чем просим, и найдем то, что ищем, и двери Вечного, что были заперты, откроются перед нами…»
Согласно учению Парацельса, человек двойственен. Как природное существо он принадлежит нашему видимому миру и миру потустороннему. Оба этих мира не вечны, потому все наше существо – наше физическое тело и наши тонкие тела – неизбежно будут разрушены. Бессмертен и вечен в нас лишь божественный принцип – дух.
Духовная реальность – реальность изначальная, в которую рано или поздно все должно вернуться. Как любой природный металл стремится стать золотом, так и человек стремиться к возвращению в Materia Spiritualis, «духовную материю», через полное преображение всего своего существа. Природная душа постепенно сгорает в алхимическом таинстве, микрокосмическая система трансмутирует, возвращая свою первоначальную божественную суть. Здесь алхимия выступает как деятельность по отделению божественного и природного, подобно тому, как чистое отделяется от примесей в ходе химической реакции.
Человек, способный к этому великому преображению, получает истинное посвящение. Он побеждает в себе животную природу, возвышается над царством материи и вступает в таинство преображения.
Глубокие наблюдения психики людей позволили ему понять двойственную природу людей и путь к духовному развитию.
«Истинное крещение — это крещение огнем, достижение мудрости, победа духа над животной природой человека».
«Если человек подобен своему животному отцу, то он схож с животным; если он подобен Божественному Духу, что может озарить его животные элементы, тогда он подобен Богу».
«Знание, которым должен обладать человек, исходит не от земли и не от звезд, но от Высшего, и потому человек, познавший Высшее, может повелевать землею и звездами».
Был ли Парацельс в Московии?
Не исключено, что он прибыл в Москву из Константинополя в составе приглашённых специалистов. Василий III, привлекал иностранных профессионалов к себе на службу.
Биографы Парацельса утверждают, что он был принят лично Василием III и что между ними возникла взаимная симпатия. Есть гипотеза, что медика специально пригласили к Великому князю с целью решить одну важную проблему. Дело в том, что супруга Василия, царица Соломония, страдала бесплодием, и, вероятно, приезд светила медицины (да и еще получившего философский камень) должен был помочь продолжить династию.
Сложно сказать, что стало причиной неудачи: либо не «сработал» философский камень, либо проблема была сильнее гения Парацельса, либо важной миссии помешал злой рок. Дело в том, что 30 июля 1521 года в Кремль ворвались войска крымского и казанского ханов. Василий III бежал в Волоколамск, а Парацельс стал пленником хана.
Дальнейшая хронология жизни Ауреола Теофраста Бомбаста противоречива: одни биографы говорят, что ученый стал чуть ли не лучшим другом хана, набрался мудрости от придворных ханских лекарей и благополучно вернулся в Константинополь, сопровождая ханского сына, другие утверждают, что Парацельсу удалось бежать из плена и через Литву вернуться в «цивилизованную» Европу.
Собственно, это не так уж и важно. Миссия, если она, конечно, существовала, провалилась. Соломония так и не родила наследника: в 1525 года Василий III получил развод, бывшая царица отправилась в монастырь, а ее место заняла Елена Глинская, будущая мать Ивана Грозного.
О пророчествах.
В книге Prognostications, изданной еще при жизни учёного, одиннадцатая глава содержит очень странное пророчество, сопровождаемое гравюрой с изображением медведя: «Хотя сияло солнце над тобой однажды, и наслаждался жизнью ты, вкушая пищу и предаваясь грабежам, утехам плотским, ты всё же не подумал о конце всего сущего и забыл о зиме. За что Он лишил тебя наслаждений и заставил сосать свои собственные лапы. Поскольку ты, медведю уподобясь, утратил жизни смысл, подвел тебя Всевышний к сознанью роли тяжкого труда. Будь мудрость человека твоею сутью, зиме б не одолеть тебя вовек…».
Так же ему приписывают и это пророчество.
«Есть один народ, который Геродот называет гипербореями. Нынешнее название этого народа - Московия. Нельзя доверять их страшному упадку, который будет длиться много веков. Гипербореи познают и сильный упадок, и огромный расцвет. В этой самой стране гипербореев, о которой никто никогда не думал как о стране, в которой может случиться что-то великое, над униженными и отринутыми воссияет Великий Крест..., воссияет Божественный Свет с горы гипербореев, и его увидят все жители Земли».
Предсказание это было тиражировано американским изданием «100 великих предсказаний». Сомнительной, прямо скажем, книгой. Её составители ссылаются на некую книгу Парацельса, которую называют «Оракулы».
Парацельс, в одной из своих книг «Оракулы», содержащей 300 страниц и множество пророчеств для всего мира до конца III тысячелетия, сделал несколько сенсационных предсказаний и относительно России. Парацельс много путешествовал по Востоку, побывал в Тибете (так думают биографы — в его жизни есть десятилетний период, информация о котором отсутствует). Вернувшись из Тибета, он и изрёк несколько предсказаний о Московии.
Предсказание первое: «На большом материке появится новое огромное государство. Оно будет занимать почти половину Земли. Это государство просуществует целый век и случится это через 400 лет». Предположительно, он написал это в 1522 г. Если к 1522 прибавить 400, то получится 1922 г. — год создания СССР.
Предсказание второе: «Московия возвысится над всеми государствами. Не рукой, но душой она спасет мир».
Предсказание третье: «Восток восстанет против Запада, и сотни огненных стрел выпустят на Востоке. Они упадут, и поднимется столб огня. Он будет жечь всё на своем пути».
Исследователи древних текстов уверены, что Парацельс предсказал Третью мировую войну между странами Запада и Востока, в ходе которой будут применены ракеты с ядерными боеголовками: «Люди покроются глубокими язвами и струпьями. Их души поднимутся ввысь. Третья часть погибнет». Он красочно и страшно писал о том, что еда и вода на Земле будут отравлены.
Предсказание четвертое: «Однако некоторым людям удастся спастись. И поможет им в этом древний народ, который проживает в Московии. В Московии, о которой никто никогда не думал, как о стране, в которой может произойти нечто великое, над униженными и отверженными воссияет великое благоденствие. Они покорят Солнце».
Предсказание пятое: «Есть один народ, который Геродот называет гипербореями. Нынешнее название этого народа — Московия. Нельзя доверять их страшному упадку, который будет длиться много веков. Гипербореи познают и сильный упадок, и огромный расцвет (...) Знамя Креста будет водружено на одной из горных вершин этой страны». Парацельс говорит и о трудных для России временах, связанных с территориальными спорами.
Предсказание шестое: «Увы! когда увидят большой народ страдающий, и святой закон в полной руине, под искаженными (под иными) законами все Христианство, когда золота и серебра найден новый источник». «В той самой стране гипербореев, о которой никто никогда не думал, как о стране, в которой может произойти нечто великое, над униженными и отверженными воссияет Великий Крест, Божественный свет с горы страны гипербореев, и его увидят все жители земли». Парацельс считал, что это должно произойти через 500 лет после его смерти.
Предсказание седьмое: «у них будет три падения и три возвышения».