-Я - фотограф


0 фотографий

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Есипова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 20086


Мифы как способ разговора с Создателем

Суббота, 05 Февраля 2011 г. 17:43 + в цитатник
Что такое миф?

Миф - (от греч. mythos — предание, сказание), повествования о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе.

русс. миф, греч. mythos "миф", англ. myth "миф".

Митра, Мифра (авест. Miθra-, букв. «договор», «согласие»), древнеиранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. Митра принадлежит по своему происхождению к индоиранскому пантеону (ср. вед. Mitrá), само имя восходит к индоевропейскому корню *mi-:*mei-, имеющему отношение к обозначению идеи посредничества, взаимности, обмена (и меры), закономерности, согласия, состояния мира, дружбы, симпатии.

Имя Митра, Mithra ("посредник"?), явно находится в родстве со словами миссия, мессия, Моисей, с общей семантикой посредничества, тем паче, что Митра де-факто - мессия - посредник (посланник) между богами и людьми. Такая же функция у древне-пелазгийского, а позже фракийского, затем греческого Гермеса (с корнем -мес в слове).

Любое богослужение - это соединение человека с богом (ср. месса).

В том же семантическом ряду с перечисленными именами и словами, находятся такие слова, как англ. mid "средний", mediator "посредник", нем. mitte "середина", miteinander "скреплять", идиш mit "середина", ит. mezzo "середина", лат. media, medium "середина", санскр. madhya "середина", русс. межа, между, укр., блр., др.-русск. межа, болг. межда "межа", сербохорв. мѐђа "межа", чеш. mеzе "межа", misit "соединять", слвц. medza "межа", польск. miedza "межа", англ., фр. message "послание", исп. misiva "послание", mensaje "завет", ит. messaggio "послание", лат. missiva "послание".

Таким образом, миф - это то, что соединяет человека с миром богов; послание, завет, переданный нам через божественных медиаторов, посредников, мессий, посланников. Миф - это не просто сказание, или того хуже - басня, миф - это инструмент мессы.


Миссия поэта среди богов и героев

Учреждением культа поэта по поручению Аполлона занимался некто Мнесиеп (Mnesiepes – запоминающий слово, epos). Культ связан с запоминанием слов поэта, а также с публичным исполнением его произведений расподами (о чем упоминают Афиней, Клеарх, Платон). Вероятно, аналогичным образом культ поддерживал и распространение поэм Гесиода и Гомера. Культовые центры могли даже конкурировать между собой за право считаться носителями неискаженной памяти (то есть, «истины»).

Сердце, сердце! Грозным строем стали беды пред тобой.
Ободрись и встреть их грудью и ударим на врагов!
Пусть везде кругом засады - твердо стой, не трепещи!
Победишь - своей победы напоказ не выставляй,
Победят - не огорчайся, запершись в дому, не плачь!
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;
Смену волн познай, что в жизни человеческой царит.


Начало культа может быть положено самым прозаичным сюжетом. Будущий поэт Архилох гнал в город корову на продажу и встретился лунной ночью с группой женщин, которые начали игриво торговаться с ним. Архилох готов продать корову, но отвечает женщинам колкостями и просит дать хорошую цену. Потом вдруг впадает с глубокий сон, а пробудившись, не обнаруживает ни женщин, ни коровы. Зато рядом с ним лежит лира. Тем самым он из пастуха превращается в поэта. Было ли впадение в глубокий сон обусловлено хмельным напитком, о котором в сюжете умалчивается, или увесистым ударом по затылку, не так важно. Важно, что в сюжете женщинам придается образ Муз, а украденная корова становится весомым вкладом в смену профессии. Прозаический сюжет переплавляется в мифологический и мотивирует Архилоха на творческие подвиги, высоко оцененные его современниками.

Более романтичное изложение подобного сюжета содержится в автобиографическом фрагменте Гесиода. Гесиод прямо пишет о встрече с Музами, которые наделяют его способностью к поэтическому запоминанию, то есть, знанию истины (alethea). Пастухов (аэдов по совместительству) они называют «простые желудки», а Гесиоду предлагают миссию носителя истины и служителя Муз (therapon) и посох (skeptron) как знак этой миссии. То есть, фактически выразителем их сущности, заместителем. Такое же достоинство имеет и Архилох в его культе.

В «Одиссее» фигурируют «странствующие ремесленники», среди которых перечисляются певец, пророк, врач, плотник. В других случаях ремесленником именуется глашатай. У Гесиода также певец попадает в один ряд с плотником и гончаром. Роль «демиургов» - обустройство общества, которому пророк и певец дают обычай и закон, а плотник и гончар – искусство ремесла. Все эти «ремесленники» привносят в древнегреческую общину на порядок более высокую культуру и методы хозяйствования. И это также вклад в образование общегреческой мифологии.

Поэт, пророк и глашатай – функции, признаваемые по достоинству таланта. Не случайно Гесиод получает от Муз не только скипетр как знак своего служения, но и особый голос – aude, которым он может рассказать о прошлом и будущем. Аналогом земного поэта является Гермес, который находится под покровительством Мнемосины и, исполняя теогонию, тем самым «утверждает» богов. Боги, как и герои и цари, утверждаются в поэтическом слове.

Посох, полученный Гесиодом от Муз, в некоторой степени уравнивает его с царями и геронтами. Сочинительству придается даже божественная миссия. Гомер в гимне Аполлону называет его сочинителем. Более того, поэт оказывается выше царя и даже богов, потому что только через него в стихах фиксируется и распространяется их слава (kleos). Музы, местные божества горы Геликон усилиями Гесиода включаются в олимпийский пантеон. Тем самым культ поэта утверждает даже культы богов!

Гермес с Аполлоном вступают в соглашение путем обмена: лира переходит к Аполлону, посох – к Гермесу. Аполлон приобретает функцию дельфийского прорицателя, Гермес получает право «утверждать» волю самого Зевса. У Гермеса остается лишь пастушья дудка, которая олицетворяет простонародный статус его творчества. Также за Гермесом остаются местные пророчества, относящиеся к «пчелиным девам» Фриям, которые глаголют истину только под влиянием перебродившего медового напитка, а в обычном состоянии лгут.

Наше отечество тоже имело удивительные инструменты для диалога с богами.





http://roouh.livejournal.com/44388.html
http://savliy.livejournal.com/
Рубрики:  путешествия
мыслители и я с ними
мифы и сказки
Метки:  

alisa67   обратиться по имени Суббота, 05 Февраля 2011 г. 21:33 (ссылка)
В украинском так и пишут "Міт", в смысле "Миф":)
За Митру — это вы хорошо подметили! И про "пчелинных дев" Фрий, я не слышала. Ведь это, если читать по нашему — Трийи. А тут и до Трины (Фрины), которая жаба, не далеко.
Я все вокруг этого "Вытащи меня из тины" кружусь:)
Вот ссылочка интересная на страничку из словаря:
http://image001.mylivepage.ru/chunk1/16/240/Слог%20ПАННКА-ПАННЧАА.jpg
Там "пятерка", "тина", "лотос" и "хромой" однокоренные.
Что вы об этих связях думаете?
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Есипова   обратиться по имени любили пьянящий медовый напиток, потому и пчелиные Суббота, 05 Февраля 2011 г. 22:05 (ссылка)
Фрии, в греческом мифотворчестве три крылатые нимфы, дочери Зевса, обитавшие на Парнасе и учредившие гадания с помощью камешков, брошенных над гладью воды. Фрии были также воспитательницами Аполлона, который передал их Гермесу вместе с гадательными камешками в обмен на свирель. В Гомеровских гимнах говорится, что, в особенности, пророческий дар просыпался у крылатых нимф, когда фрии пьянели от меда.

Исторические сведения.
Гадание () или мантика в древности, есть стремление раскрыть явления, которые человеческий разум собственными силами не мог постигнуть, и в особенности будущее. Наибольшей систематизации оно достигло у древних греков и римлян, у которых было возведено на степень государственного учреждения. Возможность, с помощью богов, заранее предузнавать результаты предпринимаемых действий допускали и некоторые философы. Пифагор и его ученики с особенной любовью занимались мантикой. Эмпедокл признавал существование сношений между человеком и божеством, но лишь в качестве привилегии избранных душ. Ученик философа Анаксагора — Еврипид — смело утверждал, что "лучший гадатель тот, кто хорошо соображает". Ксенофан с презрением отвергал мантику, как и народные верования вообще, усматривая в них извращение понятия о верховном существе. Гераклит отводил мантике место в своей системе, но единственным способом ее считал пророческое вдохновение, сообщаемое душе во время бодрствования. По Демокриту, существуют человекообразные и смертные воздушные гении, добрые или злые, извещаемые человека о своих планах и о том, что происходит в отдаленных частях миpa; отсюда видения и голоса, посещающие людей во время сна. Сократ смотрел на мантику, как на орудие ycпехa, a, следовательно, счастья; а так как счастье людей составляет цель мироздания и главную заботу божества, то этим достаточно оправдывается мантика и в целом гадание.
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Есипова   обратиться по имени Суббота, 05 Февраля 2011 г. 22:11 (ссылка)
По словарю ничего сказать не могу, не в теме.
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Сунгирский   обратиться по имени Суббота, 05 Февраля 2011 г. 22:21 (ссылка)
Познавательно. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку