Камилла Розали Клодель |
Девушка, впервые вошедшая в мастерскую великого Огюста Родена в качестве его новой ученицы, была особенной. Он почувствовал в ней отвагу и увидел очень странные глаза. Не было такого взгляда у женщин, с которыми он сталкивался прежде. Её взгляд был смел, открыт, вызывающ и полон чувства превосходства даже над ним. Это была Камилла Розали Клодель.
Но она не была «зелёным» учеником. Родившись в семье состоятельных родителей в провинции Шампань, она начала лепить из глины с детства, глядя на скалы, окружавшие её. У неё был талант от природы. В 17 лет она поступила в Академию Каларосси, где сразу же проявились ее исключительные способности. Её учитель, очарованный талантом девушки, и привёл Камиллу в мастерскую Родена.
Так описал её Роден:
«Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью".
Это было начало любви двух людей, созданных друг для друга. Камилла Клодель вдохновила Родена на создание многих его шедевров и позировала для них в качестве модели, чего не делали художницы до неё никогда.
Камиллу Клодель можно увидеть в роденовском «Поцелуе».
И в «Вечном кумире»:
В «Данаиде»:
Роден сделал много её портретов. Это – один из них.
Первое время она убирала мастерскую, но постепенно начала работать над собственными скульптурами. Роден, видя её мастерство, доверяет ей шлифовать свои готовые скульптуры, но вскоре Клодель доверено заканчивать начатые Роденом работы. Однако поворотным пунктом станет момент, когда Роден осознает, что Камилла Клодель обладает свежим взглядом, она фонтанирует неожиданными идеями, которые он начинает реализовывать. Камилла Клодель становится в мастерской Родена генератором идей, автором замыслов, которые для всех будут ассоциироваться с именем Огюста Родена.
Вот что пишет Рейн-Мари Пари - один из исследователей жизни и творчества Камиллы Клодель
«Все исследователи творчества Родена знают: новый стиль открылся у него в 80-е годы — именно тогда, когда в жизни его появилась эта девушка. Ей не исполнилось еще двадцати лет — возраст гения, по Рембо. Родену было за сорок, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок. Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого пятнадцать лет Камилла была музой и правой рукой Родена. Знаменитая роденовская фраза: “Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, — ее”, в этом свете приобретает странное и символическое звучание: трудно удержаться и не перефразировать: “Золото, которое она находит, — мое".
Начало их взаимоотношений обещало любовь, счастье, творчество, но закончилось катастрофой. Много было для этого причин. Роден, мятущийся между Клодель и гражданской женой, которую он тоже любил и не мог оставить. Камилла Клодель тоже не желала довольствоваться ролью любовницы. Это были два могучих таланта и характера, между ними росло напряжение. Клодель в течение 15 лет живёт только для Родена, она отдаёт ему свои лучшие идеи, выполняет огромные участки в его монументальных скульптурах. Тонкие исследователи видят в скульптурах Родена торс, выполненный Клодель, голову, руки и даже целую фигуру. Во «Вратах Ада» группа из трех фигур сверху выполнена Камиллой Клодель.
И таких работ много! Она вошла в мастерскую Родена 20-летней девушкой, а теперь ей 35, никто её не знает, всем известен только Роден. И Клодель навсегда и полностью рвёт с Роденом. Её любовь к этому человеку превращается в ненависть. Тех, кто приходил в её дом, охватывал ужас. Всё было завалено осколками скульптур. Она их делала и тут же разбивала. Камилла Клодель сходила с ума от ярости и отчаяния. В 1913 году она была помещена в психиатрическую клинику, где провела 30 лет и умерла в 1943 году в возрасте 79 лет. За все эти годы она не сделала ни одной скульптуры, ни одного рисунка. Через четыре года после помещения её в клинику в 1917 году умирает Роден. После ухода Клодель он угас и не создал больше ничего значительного.
В одном их лучших портретов Камиллы Клодель Роден выразил главное - она обладала способностью давать новаторские идеи. Портрет её он назвал «Мысль».
Её независимость и уникальность идей покорили Родена. Вот её скульптура «Время зрелости» - экспрессивная, смелая, сложная работа.
Роден создаёт «Вечного кумира»
Но годом раньше Клодель сделала уже это. И у Камиллы Клодель это лучше!!! Хочу обратить внимание на деталь, говорящую о безупречном художественном чутье Камиллы Клодель. Мы видим эту скульптуру, осознаём красоту моделировки, жизненность и тепло этих форм, но осознаём ли мы, что жизненность держится на сочетании двух разных слоёв камня в самом низу скульптуры. Прикройте ладонью нижний, более тёмный камень, и скульптура становится белесо-мертвенной и безжизненной. В искусстве всё держится на тончайших нюансах.
Она полностью меняет представление о современной скульптуре. Её идеи всегда новы и неожиданны.
Вот ещё новинка от Клодель. Она делает открытие – скульптура может быть подобна драгоценности. Вот одна из её работ этого цикла, выполненная из оникса. Согласитесь, это прекрасно и ново даже для нашего времени.
А как прекрасна её скульптурная группа «Вальс». Изумительная моделировка тела и контраст фактур.
На стене дома, в котором жила и работала Камилла Клодель после разрыва с Роденом, находится памятная плита.
Памятное место
Камилла Клодель
1864 – 1943
Скульптор
Жила и работала в этом здании, на нижнем этаже, с 1899 по 1913.
Этой датой закончилась ее короткая карьера художника и началась длинная ночь безумия.
"Всегда есть что-то недостающее, что меня терзает"
(Из письма к Родену, 1886.)
Ответ на комментарий NADYNROM
Рада, что мои интересы кому-то пригодились. Я искала материалы по Родену, так как недавно купила совершенно потрясающую книгу Огюст Роден "Беседы об искусстве". Кроме Завещания, там есть просто уникальные беседы об архитектуре. После прочтения этой книги, я поняла насколько эта личность грандиозна и уникальна. Я думаю, что в такого титана творчества трудно было не влюбиться. Стала искать что-то про него в интернете. И вдруг попадаю на эту счастливую, печальную и трагическую историю любви. Про эту историю любви я слышала раньше. Но как-то все на уровне сплетен. Никаких фактов. И вдруг - такой материал с ее потрясающе талантливыми работами. И вся эта история любви теперь выглядит в другом свете. Рада, что материал понравился.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |