-Метки

ЛАВ СТОРИ артефакты боги богини британии британия быт и нравы быт и нравы вампиры ведьмы великие люди гарри поттер гарри поттер и все все все гербы город муром города дамы демоны дикая охота драконы загадки замки известные люди инквизиция интересная информация ирланская сказка искусство историческая зарис историческая зарисовка история история жизни канцлер ги кельтика клады кошки кошки фото культ мертвых легенда легенды люциус малфой магия мельница мистика мифология мое творчество монстры мудрость музыка неведомые миры неведомые существа необычные существа нечисть оружие осень средневековья пираты познавательная информация полезная информация правители правители дамы праздник призраки прикол просто красиво прсто красиво рассказ русалки святые северус снейп символы сказка сказки стихи страшилки тамплиеры фото франция фэнтези храмы цветы эльфы

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Богомолка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.07.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 78314


Образ русалки в искусстве и народных обычаях

Понедельник, 01 Июня 2015 г. 08:06 + в цитатник
Цитата сообщения Бахыт_Светлана

1 июня наступает Духов день — Русалочья неделя, время, когда, по поверьям наших предков, можно было запросто встретить русалок и мавок.

Элла Мохеенко

Ю.Нетрусов

Крамской «Русалки»

Маковский «Русалки»

Так кто же такие русалки — морские девы или речные нимфы? Вот тут образ этого существа меняется в зависимости от географической принадлежности. Она и хвостатая птица, и полу-рыба, и бледная красавица, и птице-дева, и даже райская рыба. Мы же попробуем понять, как выглядят русалки и кто они такие в представлении наших предков-славян.

В нашем современном сознании и искусстве русалка воспринимается как очаровательная красавица с длинными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде, любящая пение и музыку, завлекающая в пучину молодых людей. Однако на самом деле, образ этого мифологического существа разнится. Так многие считали, что русалки страшны и безобразны: их отличают высокий рост, крупное телосложение и полнота или, наоборот, невероятная худоба, обрюзглость, непомерно большие груди, которые они закидывают за плечи, длинные зубы и когти, косматые зеленые волосы до земли.В народном воображении демонический облик такой русалки дополнялся огромной расческой в виде бороны, которой она пыталась привести в порядок свою прическу, тело почти прозрачное, лицо синее или бледное, а подчас лица не видно вовсе, глаза неподвижные или закрыты, руки тощие и холодные. В Витебской губернии их тоже представляли старухами, грязными, злыми и угрюмыми, с клюкой в руках.

Прузсковский «Русалки»

А вот для южнорусской традиции наиболее характерным был тип привлекательной девушки-русалки с волосами зеленого или серебряного цвета, появлявшейся в обнаженном виде или одетой в белую рубаху, с венком из осоки и кувшинок на голове, их воображали именно в том виде, в котором обычно хоронили молодых девушек. Такие русалки наделялись в народном сознании необыкновенной красотой и вечной юностью.

К.Васильев «Русалка»

Домовая резьба

Именование «русалка» по мнению исследователей восходит к названию античного праздника роз rosalia, посвященного душам умерших, хотя историк С. М. Соловьев производит его от женщины «с русыми волосами».  Есть еще такая версия: «рус» — русая, «ал» — то, что принято в себя, полнота этого, то есть, мудрость.Выходит, что «русалка» — это мудрая дева, способная посоветовать, дать мудрость предков. В народной среде существовали и другие названия этого персонажа. На Русском Севере, на Урале русалок называли «шутовками» (от шут — «черт»), а во многих местах, например у забайкальских казаков, — непосредственно «чертовками». Это подчеркивает принадлежность русалок к разряду нечистой силы. А некоторые восточнославянские названия русалок отражают их локализацию в пространстве — белорусское «водяницы», а также характерные для них действия — белорусское «купалки», украинское «лоскотухи» (от лоскотать — «щекотать»). Кое-где у русских — на южных и юго-западных территориях — русалок называли «мертвушками», а также «мавками» или «навками». Последние названия восходят к слову «навь», или «навьи», означающему «души умерших», «покойники». Действительно, представление о том, что русалки — это души умерших некрещеными детей или девушек, которые не успели вступить в брак, было повсеместным.

О происхождении русалок из некрещеных детей ярко свидетельствует поверье о том, что они, качаясь на деревьях, поют или приговаривают: «Меня мама породила, некрещену положила». Кроме того, во многих местностях крестьяне считали русалками также утопленниц, мертворожденных, детей, загубленных матерями или обмененных, девушек, пропавших без вести или проклятых родителями и не заслуживших при жизни прощения.Таким образом, русалки относились к разряду покойников, чей жизненный потенциал не был исчерпан и потому сохранялся и после смерти. Вследствие этого им в народном сознании приписывалась большая магическая сила, которая могла проявляться как с положительным, так и с отрицательным знаком.  

Время пребывания и активной деятельности русалок на земле — Русальная неделя — совпадает с так называемой Семицкой, или Троицкой, неделей. В некоторых местностях срок жизни русалок на земле определялся как период цветения ржи. Покинуть землю они могли и в Петров день, а в Калужской и Орловской губерниях полагали, что русалки гуляют до осени, безмолвно катаясь «на волнах нивы». На Русальной неделе русалки не только резвились в полях и на поверхности вод, но и посещали человеческие поселения, обосновывались в лесах на деревьях. Особенно ими были любимы старые дубы и березы, а также склонившиеся над водой деревья. В традиционном сознании вода и растения, особенно деревья, осмыслялись как путь и граница между «этим» и «тем» мирами. В этот период, появляясь в мире живых, русалки становились видимыми для человека. В полдень или в полночь, а также после захода солнца человек мог наблюдать, как русалки качаются на ветвях, призывая друг друга: «Кума, кума, приходи!», как они плетут венки, прячутся во ржи, водят хороводы.

Представления же о появлении русалок в полях в период цветения ржи тоже неслучайны: как существа, связанные с водой, они должны были способствовать вегетации растений и плодородию земли в целом. Действительно, крестьяне были уверены, что там, «где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее».Они осмыслялись также как хранительницы посевов. Но в их силах было и причинить посевам вред: как и другие умершие не своей смертью, русалки могли наслать сокрушительные бури, проливные дожди, град. В некоторых местах верили, что русалки портят овощи и обтачивают зерно.

Считалось, что если русалки благосклонны к людям, то они могут опекать ребенка в поле, пока его мать жнет, а также могут вернуть хозяевам пропавшую скотину, верили, что русалки могут предсказывать будущее. Однако по большей части русалка — предвестник всего плохого, ее обычная фраза: «Год к году хуже». Хотя в некоторых местностях полагали, что вредоносное действие русалок распространяется и на домашних животных: они могут отобрать у коровы молоко, загонять коня в хлеву до появления пены. Чтобы противостоять этому, кое-где у белорусов 23 июня вешали в хлевах крапиву и венки из освященных трав.

Мавка

Кроме того, по народным верованиям, русалки были связаны с некоторыми женскими занятиями. На Владимирщине считали, что они прядут ночью в домах и в банях, где женщины оставили пучки волокна на гребнях. Широко распространены были представления и о том, что русалки похищают пряжу, нитки, оставленные для беления холсты у тех, кто ложится спать без молитвы. Крестьяне рассказывали, что видели их сидящими на деревьях и разматывающими украденную пряжу. Известны мифологические рассказы о том, что ворованные холсты русалки расстилают возле источников и моют их ключевой водой. 

Особое внимание русалок привлекают дети и мужчины, особенно молодые. Они завлекают их к себе, веселятся с ними и щекочут их до обморока, а затем иногда невредимыми возвращают домой. Однако более бытовало мнение, что встречи с русалкой почти всегда приводят к гибели. В народе говорили, что они заманивают к себе прохожих красивым голосом и их пение «имеет силу до того очаровывать человека, что он может слушать его несколько лет, не сходя с места». Русалочьи песни, похожие на песни девушек, можно было отличить по примешивающемуся к ним стрекотанию сороки, заслышав которое, человеку следовало насторожиться. Заманив жертву в глубь леса, русалка тихонько подкрадывалась к ней сзади и щекотала под мышками до тех пор, пока та не задыхалась от смеха. Если русалке удавалось затащить человека в воду, то она обволакивала его своими длинными волосами и топила. Такой утопленник, по поверьям, служил русалкам: чесал для них лен, а по ночам развлекал их игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте. Те, кого погубили русалки, сами становятся русалками. К смерти человека вели и любовные отношения с красавицами-русалками. В народе верили, что познавший любовь русалки или хоть единожды поцелованный ею умирал от тоски или кончал жизнь самоубийством.

Из средневековой рукописи

Из средневековой рукописи

По народным представлениям, благотворное или вредоносное действие русалок, их отношение к людям складывалось в зависимости от соблюдения последними предписанных традицией запретов и обычаев, приходившихся на Русальную неделю. Особенно строго их придерживались в тех семьях, в которых умерли незамужние дочери, то есть где «в роду были русалки». Так, в течение всей недели на ночь русалкам на столе оставляли еду, а во дворе или в доме для них вывешивали холст или какую-нибудь одежду, чтобы они могли переменить свое мокрое одеяние на сухое. Запрещены были все действия, которые, по народным представлениям, могли принести вред душам умерших. 

Из средневековой рукописи

В Русальную неделю нельзя было подметать пол, чтобы не испачкать русалок, обмазывать печь и стирать, иначе можно забрызгать русалкам глаза глиной и грязной водой. Под запретом были и женские рукодельные работы: прядение, снование, тканье, шитье. Если им пренебрегать, то, по поверьям, русалка повадится ходить в дом. Запрет шить объяснялся также опасением зашить русалке глаза или пришить ее к одежде, и тогда она целый год будет пищать в доме.Бытовали запреты, связанные с работами и появлением в тех местах, где могут находиться русалки. Так, нельзя было купаться, особенно в полдень и полночь, и полоскать белье в водоемах, осуществлять работы в поле, огороде и лесу, в эти дни крестьяне не работали ни в поле, ни в огороде, старались не ходить в лес и по посевам в одиночестве, не водили в лес лошадей и скотину, не разрешали детям бегать в поле и лес, залезать на деревья.

Из средневековой рукописи

Из средневековой рукописи

Чтобы обеспечить расположение русалок, их задабривали, оставляя им на границах полей и перекрестках «относы» в виде хлеба, меда, соли, блинов. В Воронежской губернии для них по деревьям в лесах и по кустам, растущим около рек, развешивали холсты «на рубахи». Мотив выпрашивания у людей одежды русалкой — один из распространенных в восточнославянских троицких песнях:

Сидела русалка на белой березе

Просила русалка у девочек сорочки:

«Девочки-сестрички, дайте мне сорочки

Хоть не беленькой,

Лишь бы тоненькой».

Известны мифологические рассказы о том, как русалка благодарит женщину, которая сжалилась над ее голеньким ребенком и накрыла его своей одеждой. Обычно в благодарность русалка дает хороший урожай льна, трубку полотна, которая при разворачивании никогда не кончается, умение хорошо прясть, «спор в руки» на все дела. 

Фрагмент домовой резьбы

Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.Также увидев русалок, как и в случаях с любыми представителями нечистой силы, необходимо было осенить себя крестным знамением или очертить круг около себя и закрестить его. Магический круг обводили обычно острым металлическим предметом типа серпа или ножа, а также кочергой или головней, которые были связаны с огнем и очагом. Защитной мерой, по традиционным представлениям, считались чтение молитвы, а также использование матерной брани. По поверьям, русалки не могли подойти к человеку и соответственно причинить ему вред, если у него на шее было два креста: один на груди, другой — на спине. Оберегом считали не только нательный крест, но и острую булавку или иглу.  

Фрагмент домовой резьбы

Последний день недели в разных местах именовался «русальным воскресеньем», «русальным» или «крапивным заговеньем». В этот день в южнорусских и поволжских губерниях — Астраханской, Воронежской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Саратовской, Симбирской — устраивали обычно обряды чествования и проводов русалок.Центром праздника был обряд похорон или проводов русалки. Его участники выбирали самую красивую девушку, украшали многочисленными венками и «гирляндами» зелени. Затем процессия проходила по деревне, ближе к вечеру участники выводили «русалку» за село, чаще всего на берег реки. Исполняя особые песни, с русалки снимали венки и гирлянды, бросали их в воду или в костёр (если поблизости не было реки). После завершения обряда все разбегались, а бывшая русалка стремилась догнать и поймать одного из сопровождавших. Если она довила кого-либо, это считалось дурным предзнаменованием, предвещая будущую болезнь или смерть. 

В некоторых местах русалку изображали в виде чучела. В Рязанской губернии в заговенье перед Петровым постом делали из тряпок куклу величиною с шестинедельного ребенка, намалевывали ей нос, глаза, рот, наряжали в платье. Сделав из досок гроб, клали туда куклу, покрывали кисеей и убирали цветами. Парни, девушки, молодые женщины несли гроб на берег реки; девушки рядились кто священником, кто дьячком, кто дьяконом, делали кадило из яичной скорлупы и пели: «Господи, помилуй!» Все шли со свечами из стеблей конопли, тростника, полыни. У реки «русалке» расчесывали волосы и прощались с ней, целуя ее. Одни плакали, другие смеялись. Заколотив гроб, привязывали к нему камень и бросали в воду. После этого начинали петь песни и водить хороводы.

Обряды эти сохранялись у славян повсеместно вплоть до начала  XX века, а сам образ русалки оказал огромное влияние на искусство. Об этом я и расскажу в следующей публикации. 

 

 

 

Мавки

Вождение русалки 1930 г.

Фрагмент домовой резьбы

Монастырский «Рыбак и русалка»

Н.Сперанский

С.Соломко «Русалка»

С.Соломко «Русалка и Фавн»

Т. Шевченко «Русалки»

Г. Дрейпер

Беклин «Штиль»

А сам образ русалки уже на протяжении нескольких веков будит фантазию многих художников. О них писали В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, А.Н. Толстой, Н.Гумилев, В.В. Набоков, Гейне, Теннисон, Г.Х.Андерсон и многие другие. Русалкам в музыке посвящены «Песня Русалки» Гайдна, симфоническая поэма «Водяной» и опера «Русалка» Дворжака, незаконченная опера «Лорелея» и увертюра «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, опера «Садко» Римского-Корсакова. Русалки появляются в опере Генделя «Ринальдо» и в «Кольце Нибелунгов» Вагнера.

Беклин «Дух пены»

Время, мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль и художественные задачи делали образ русалки сугубо личностным для каждого автора. 

Ф.Заска

Так, западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские же больше сходны с древнегреческими нимфами. Интересно, что в англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

М.Шагал

Русалку обычно изображают в виде обнаженной девушки с рыбьим хвостом; однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а нередко еще и играет на арфе. Помимо русалок известны также и «русалы» иногда такие же романтичные, иногда вспыльчивые и гневные.

 В. Любаров

В. Любаров

В. Любаров

Церковники считали русалку религиозным символом искушения и коварства, и поэтому запрета на ее изображение в искусстве и литературе никогда не существовало. Ее ликами украшали соборы, корабли, дома, гербы, оружие и предметы быта.

Г. Дрейпер «Морской ребенок»

Г. Дрейпер «Одиссей и серены»

Г. Дрейпер «Морская мелодия»

Уоттерхауз

Уоттерхауз

Уоттерхауз

А вот в России живописное изображение русалки послужило скандалом. Эти события касались важнейшего события в художественной жизни Петербурга начала 1860-х годов — знаменитого бунта 14 выпускников Академии художеств во главе с Крамским, не пожелавших писать на академическую тему и покинувших Академию после отказа ее начальства разрешить писать на вольную тему. «Русалки» И.Н. Крамского появились в 1871 году, «Садко в подводном царстве» И.Е.Репина — в 1875 году, а К.Е. Маковский создал свое полотно «Русалки» уже в 1879 году.Крамской сделал русалок добропорядочными девами, у Репина они — экзотичные принцессы, а Маковский свил обнаженные тела в чувственный вихрь, взлетающий от воды к наваждению лунного сияния.

Уоттерхауз

Ф. Заска

Ф.Заска

Кстати, с картиной Крамского «Русалки» связана одна очень мистическая история: на первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 году, «Русалки» Крамского оказались рядом с совершенно безобидным пейзажем Саврасова «Грачи прилетели». И что вы думаете? В первую же ночь «Грачи» вдруг ни с того ни с сего свалились со стены! Затем оба полотна купил Третьяков. «Грачей» он повесил в своем кабинете, а «Русалок» в зале.

Ф.Заска

И. Крамской

Но не было им там покоя: по ночам чудилось, что из залы доносится тихое заунывное пение… Прислуга и домочадцы боялись лишний раз туда заходить, а сам Третьяков, находясь возле картины, почему-то ощущал упадок сил… Позднее и среди посетителей пошла молва, что с полотном «неладно». Говорили даже, что какая-то барышня, которая долго стояла и смотрела на картину, после этого утопилась в Яузе…

Климт

К. Маковский

Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не старая нянька, посоветовавшая Третьякову повесить «Русалок» в дальний угол, так, чтобы на них не падал свет. Тогда, мол, они перестанут «колобродить», пообещала старуха. Так и случилось. Как только русалки попали в тень, вся чертовщина разом прекратилась…

И. Репин «Садко в подводном царстве»

А.Галлен-Каллела

Интересно, что образ русалки пережил расцвет именно в XIX веке, когда наука окончательно разделила фантазии и реальность. А в Англии русалка стала еще и символом империи, правящей морями и добывающей себе богатства в заморских колониях.

Р. Маргитт

Р. Маргитт

Русалка конца XIX — начала XX века — «роковая женщина». Недостижимая соблазнительница, сексуальная и сладострастная, и в то же время, холодная и неуловимая. Ее вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения завлекают в ловушку беспомощных моряков.

А.Вардл «Северная приманка»

Такой ее изображают художники — швейцарец Арнольд Беклин, норвежец Эдвард Мунк, австриец Густав Климт и многие другие.Обобщенный образ трепетной «роковой женщины» отразился и в символичной картине Климта «Русалки». На полотне художник не пытается отобразить точный образ сказочной девушки с хвостом, Климт акцентирует внимание на характере обворожительной русалки, которая с легкостью заманит одинокого путника и утащит его на дно. 

А.Фонтен-Латур

Но позднее, в XX веке, на работах Рене Маргитта и Поля Дельво ее образ приобретает несколько комический оттенок.В интерпретации современных психологов она является символом смешения сексуального влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже зная, что это означает самоуничтожение. 

А.Беклин

В.Котарбинский

В.Низовцев

Вероятно, поэтому интерес к русалкам не угасает и сегодня: этот образ до сих пор широко используется в литературе, живописи, графике, различных видах современного искусства, становится символом, красуется на эмблемах, упрощается до знака.

Дж. Кольер «Земной младенец»

Г. Пул

И.Косьмин

Ф.Лейтон

Ч.Э. Бутибон

Ф. Моллер

Э.М. Хейл «Сирены»

Э. Пойнтнер

Э. Морган

К.Эквалл

А. Беклин

У. Брекспер

Г. Каффери

Б.Фрауд

Э.Бауманн

Рубрики:  Мистика
искусство
Метки:  

Akmaya   обратиться по имени Очень понравилось! Понедельник, 01 Июня 2015 г. 09:48 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 01 Июня 2015 г. 13:58ссылка
Akmaya, На радость, милая!
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2015 г. 16:03 (ссылка)
Леночка,
- (8) (300x300, 74Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
zarajara   обратиться по имени Среда, 19 Октября 2016 г. 16:25 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку