Сегодня я начитаю серию постов посвященную Муромской художественной галереи. И ради этого, дорогие друзья, я вот уже почти годового перерыва снова берусь за перо. Без ложно скромности, хочу отметить, что ее экспозиции являются настоящей жемчужиной, нашего города. А как же и может быть иначе, если собраны в ее четырех залах настоящие шедевры заподноевропейского и русского искусства XVII – XIX века.
Собраны здесь живопись графика самых знаменитых мэтров, художественные гарнитуры мебели, предметы декоративно прикладного искусства, выполненные из бронзы стекла и керамики.
Практически все экспонаты галереи были спасены работниками муромского музея, во время разграбления в 20-е годы имения графов Уваровых в селе Карачарово.
И в начале нашего рассказа следует сказать об этом несколько слов.
Если подплывать к Мурому с верхнего течения Оки, то на высокой террасе левого берега, над местом слияния реки со старым руслом, среди сосен, сохранившихся от парка графов, можно видеть господский особняк, окруженный сельскими домами и огородами. Это село В селе Карачарово являющемся ныне частью города Мурома и находилось имение графов Уваровых «Красная гора», которым они владели вплоть до революции 1917 года. В настоящее время этот архитектурный комплекс, в который входят сам особняк, флигель, каретник, конюшня, ряд хозяйственных построек и территория парка, числиться на государственной охране как комплекс архитектурных памятников конца 18 – начала 19 века.
В сожалению сейчас этот великолепный архитектурный комплекс находиться на территории одной из воинской частей Мурома, и доступ туристов туда запрещен. А вдруг какие – нибудь шпионы попадутся.
Но вернемся к истории галереи .
Выставлена экспозиция в здание бывшей городской управы. Оно было возведено в 1813 году, неподалеку от торговых рядов и Николо – Зарядской церкви на улице ранее носившей название Никольской. Это небольшое скромное строение, сооруженное по образцовому проекту, напоминало обычный жилой дом того времени, и лишь парадный вход, со стороны со стороны торговой площади отличал его от обычного особняка.
В 20-м веке здесь располагалось управление связи, и только в 1996 году здание было передано муромскому музею. И вскоре здесь была открыта художественная галерея.
Расположилась галерея в четырех залах, и сегодня я расскажу о первом из них.
Мы поднимаемся наверх по сложно орнаментированной чугунной лестнице выполненной в позапрошлом веке на Выксунском металлургическом заводе купцов – железопромышленников Баташевых, и входим в первый зал галереи. Он посвящен роду графов Уваровов. Здесь воссоздан интерьер кабинета – неотъемлемой части любого дворянского дома.
Здесь стены увешены старинными портретами представителей этого древнего рода. И стоит отметить что состояли Уваровы в родстве со многими знатными семьями России.
А начнем мы рассказ с портрета наверное самой известной представительницы этого рода – Прасковьи Сергеевны Уваровой.
Он написан известным русским портретистом Николаем Рачковым. На этом полотне графиня изображена в самом расцвете своих сил, ведь писал художник этот портрет в начале 80-х годов 19 века. На нем мы видим женщину с правильными суховатыми чертами лица, прямой пробор русых волос, коса вокруг головы. Наряд ее тоже скромен, простое платье, немного кружев, маленький букет цветов у корсажа. Вот такой предстает нам графиня Уварова, прозванная в свете тех лет второй Дашковой. Прасковья Сергеевна происходила из знатного рода Щербатовых, и в юности в нее был влюблен сам Лев Толстой. И хотя его любовь осталась без ответа, он сделал очаровательную Парашеньку Щербатову прототипом своей Кити Щербаской в произведении Анна Каренина. Прасковья Сергеевна вышла замуж за Алексея Сергеевича Уварова, который был старше ее на 15 лет, и на долгие годы стала ему верным другом и помощницей. А.С. Уваров, с юности был окружен богатством и даже роскошью. Образование он получил на историко- филологическом факультете Петербургского университета, а затем продолжил обучения в Германии. Он мог бы сделать любую карьеру, но оставил дипломатическую службу ради занятия археологией. Без преувеличения можно сказать, что чета Уваровых стояла у истоков русской археологии. Алексеем Сергеевичем были основаны русское Археологическое общество и Московский исторический музей. Кроме того, чета Уваровых стали первыми русскими основоположниками археологических раскопок, которые они проводили по всей стране, в том числе и в Карачарово. При жизни мужа, Прасковья Сергеевна не была членом Археологического общества, так как тот придерживаясь консервативных взглядов не хотел допускать туда дам. Однако после его смерти именно Прасковья Сергеевна сменила его на посту председателя. П. С. Уварова опубликовала 174 работы по разным вопросам археологии и истории культуры, сама вела раскопки, но особой ее заслугой стало организация 9-ти археологических съездов, издание их трудов и Московского археологического общества, а так же ее забота по спасению и сохранению памятников старины во многих городах России, в том числе и в Муроме. Следует отметить, что П.С. Уварова состояла почетным членом Российской Академии наук. Обратите внимание на золотой медальон, украшающий шею графини. На одном из археологических съездов в Тифлисе, Алексею Сергеевичу была преподнесена медаль, из которой он распорядился сделать медальон с дарственной надписью и подарил своей жене. Это украшение Прасковья Сергеевна носила до конца своей жизни.
Следует отметить, что кроме всего прочего графиня была еще и матерью 6-х детей и рачительной хозяйкой. В преклонных годах она все больше времени проводила в Карачарово, так как очень любила это именье. Старожилы рассказывали, как она часто ездила по селу без кучера на тройке серых в яблоках коней, и могла просто без церемоний войти во двор к любому крестьянину. Если графиня замечала в селе покосившийся дом, то тут же узнавала у соседей о поведении его хозяев, дескать как так получилось, что довели они жилье свое до неприглядного состояния. Если это были приличные но бедные люди, Прасковья Сергеевна посылала управляющему записку, чтоб тот выдал им на ремонт лесу. А всех замеченных в дурном поведении, она немедленно высылала за пределы ее любимого Карачарова.
А рядом на стене висит портрет ее свекра Сергея Семеновича Уварова -
министра образования пушкинской эпохи и одного из умнейших людей своего времени.
. Портрет, что мы видим здесь написан художником В. Голике, помощника и ученика знаменитого мастера Джоржа Доу. Но Сергей Семенович был человеком со сложным и противоречивым характером. Европейская образованность сочеталось в нем с мелочной скаредностью, крайняя реакционность – с порывами к реформаторству. Судите сами, автор знаменитой формулы «Православие, самодержавие, народность», ставшей своеобразным девизом николаевской эпохи, был основателем литературного общества «Арзамас», и долгие годы дружил с Гете, переводя его стихи на русский язык (однако, что греха таить – ставил он Гете выше всех русских поэтов и писателей). Сложными были отношения у Сергея Семеновича и с Пушкиным. Уваров искренне восхищался поэтом, и когда тот еще был лицеистом, он лично ходатайствовал о принятии Пушкина в «Арзамас». Уваров переводил стихи Пушкина с французского, но в последствии, когда он уже будучи министром ввел цензуру на его произведения, отношения этих двух незаурядных людкей,становятся открыто враждебными. Пушкин буквально наводнил петербургский свет едкими эпиграммами написанными в адрес Уварова, и тот не остался в долгу. После трагической дуэли Пушкина с Дантессом, по Петербургу поползли слухи, что именно Уваров был автором анонимных писем и знаменитого «диплома рогоносца», что вложили пистолет в руки поэта. Уваров, как и большинство просвещенных людей своего времени, обладал неплохими литературными способностями, и им были написаны несколько трудов по археологии и филологии. И наверное главными заслугами Уварова- министра, стало открытие в Петербурге университета и Пулковской обсерватории. Интересен тот факт, что род, из которого вышли такие выдающиеся личности имеет довольно темное происхождение. Известно , что отец Сергея Семеновича был шутом при дворе Екатерины Второй. Однако великая императрица согласилась стать крестной матерью будущего министра, и проследила, чтоб мальчик получил приличное образования. Сергей Семенович с детства отличался незаурядными способностями, но главным толчком его карьеры стал удачный брак с Екатериной Разумовской. По меркам того времени нареченная Уварова была некрасива да и к тому же на несколько лет старше своего жениха, но все эти недостатки компенсировало ее богатое приданое. С рукой этой женщины Уваров получил кроме богатства, два поместья, в Поречье и Карачарово. Следует так же отметить, что именно отец жены Уварова занимал пост министра просвещения, который от него впоследствии унаследует его зять.
Род Разумовских в то время был одним из самых богатых и знатных в России, но мало кто сейчас знает, что происходил он от простой Натальи Демьяновны(Наталки Разумихи).
Вот здесь на этом портрете мы видим как выглядела прабабушка Екатерины Разумовской-Уваровой. Портрет написан украинским художником Стаценко, придворным живописцем гетмана Кирилла Разумовского сына Натальи Демьяновны. Другой сын этой женщины, Алексей Розумовский долгие годы был фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, чем и объясняет небывалый взлет семьи Разумовских. Интересно происхождение самой фамилии- Разумовские. Известно, что супруг (сельский свинопас) Наталки Розумихи любил повторять; «О шо то за голова, шо то за розум» - ток его семья и получила прозвище «Розумы».
Встреча молодого Алексея Розума и прекрасной цесаревны Елизаветы, состоялась благодаря волшебному голосу сына свинопаса. Как –то через село, где жили Розумы проезжал местный Вельможа полковник Вишневский, и услышав прекрасный голос церковного певчего Алеши Розума, забрал мальчика с собой в столицу. Там Алеша стал певчим в придворном храме, где его впервые и увидела Елизавета. После ее воцарения, Розумы получили графский титул и превратились в Розумовских. На портрете мы видим, что к груди Натальи Демьяновны прикреплен знак стас – дамы – она была фрейлиной двора. Укрепив свое положение при дворе Алексей Розумовский вызвал в столицу и свою мать. И здесь ее с ней произошла такая забавная история. Казачку готовили к представлению императрице. Одели по моде в красивое платье, сделали пышную прическу и дали наставление: как только она увидит величественную женщину в шикарном наряде, то должна тут жу упасть перед ней на колени. Придя в императорскую резиденцию, Наталка увидела саму себя в непривычной одежду и решив что это и есть Елизавета, упала перед собой на колени. Этот случай стал историческим анекдотом.
На следующем портрете, кисти неизвестного художника изображена ее внучка, дочь последнего гетмана Украины Наталья Кирилловна Загряжская.
Старуха Загряжская, как называли за глаза, ее в свете пушкинской пор, фрейлина Екатерины Второй, пользовалась большим уважением и почитанием в Петербурге. Эта женщина слыла большой оригиналкой и обладала острым умом, так что поссориться с ней не у каждого хватало храбрости. Следует отметить, что эта дама обладала рядом физических недостатков – фрейлина была небольшого роста, кривобока с одним плечом выше другого, что не позволило ей обзавестись своими детьми. Однако ее уродство не помешало ей самой выбрать себе мужа. А решила она проблему надвигающегося одиночества, свойственным ей оригинальным способом – выкрала и вырастила самостоятельно дочь собственной сестры. Следует отметить, что воспитала она девочку самым лучшим образом, дав ей блестящее образование, выдав замуж за достойного жениха, снабдив при этом богатым приданым. Старуха много чудила: например с целью добротной сохранности своего имущества, она заставляла сторожа все ночь играть на балалайке, дабы тот не дремал. Загряжская приходилась дальней родственницей Н.Н. Гончаровой жене Пушкина, и поэт не раз бывал в ее салоне, прибежище всей русской интеллигенции того времени и пользовался уважением старой дамы. И Пушкин искренне восхищался этой женщиной. В чертах старой графини из его «Пиковой дамы» легко угадывается старуха Загряжская, хотя есть версии, что писал он ее с княгини Голицыной. Но в «пользу» Загряжской говорит тот факт, что именно она была заядлой картежницей. В ее салоне карты «метали» от заката до рассвета, ведь карточная игра была весьма популярна в то время. Играли люди всех возрастов, и просто так ради досуга и в азартные игры. Проигрывались в карты целые состояния, разорялись семьи, а известия о проигрышах и выигрышах были излюбленной темой салонных бесед. Карточный шулер, не считался плохим человеком, а был почти что профессионалом. Выходит не случайно избрал Пушкин эту тему для своей повести. Посмотрите на портрет, здесь Загряжская изображена уже в преклонных годах. Дожила она до 90 лет, но даже в этом возрасте, она принимала гостей сидя в кресле у карточного стола, не изменяя своему излюбленному занятию.
Прасковья же Сергеевна Уварова происходила из знатного польского рода Святополк – Четвертинских. А ее тетушкой была звезда двора Александра I – Мария Антоновна Нарышкина.
. Эта женщина считалась первой красавицей Петербурга и отличалась большим умом. На ее портрете работы выполненным в стиле романтизма Сальвадором Тончи, изображена миловидная женщина в легком платье с небрежными локонами выбившимися из скромной прически.
Что ж на портрете вот этой интересной дамы, заканчивается первое наше путешествие по муромской галереи. Но в самое ближайшее время мы его обязательно продолжим.