Обильный дождь на Вознесение предвещает неурожай и болезни, в особенности у скота.Если этому знамению суждено сбыться, то после Вознесения установится хорошая погода и будет держаться до дня Св. Михаила. (Повсеместно).
На праздник Вознесения пекли пироги с зеленым луком, а главное - хлебные «лесенки» (в Ярославской губернии). Такие лесенки делали обязательно с семью перекладинами, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящали в церкви, относили на колокольню и бросали вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годился. Позже гадание упростили до того, что лесенки бросали прямо на пол, около печи, в которой их пекли.
Но обычно после обеда мужики, бабы и девки шли в поле. Там всякий у своей нивы, помолясь на все четыре стороны, бросал лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла так же высоко». После этого лесенки съедали.
В Вологодской губернии вместе с «лесенками» пекли еще особое печенье - сочни с овсяной крупой, называемые христовыми окутками (так именовали крестьянскую обувь).
В ярославских селениях «молодежь выносила и ставила украшенные березки на межах полей, где они стояли до конца жатвы. Около них веселились, кидали вареные яйца, катались и говорили: «Уродись, рожь, чиста и высока!»
Девушки и девочки-подростки Калужской губернии гурьбой отправлялись в поле со съестными припасами и там во ржи готовили себе яичницу, когда ее ели, бросали вверх ложки, приговаривая: «Как высоко ложка летает, так бы высоко рожь была».
В Ярославской губернии девушки с готовой яичницей, завязанной в платок, обходили все деревенские поля (парни ни в коем случае не допускались). Когда съедали обетное кушанье, девушки начинали кататься по траве и приговаривать: «Расти, трава, к лесу, а рожь - к овину».
Под Москвой молодежь с яйцами и блинами отправлялась в поле; каждый отыскивал свою полосу, подбрасывал яйцо три раза, потом разбивал его, откусывал от яйца и от блина по куску, а остальное зарывал в полосу, при этом говоря: «Христос, полетишь на небеси, потяни нашу рожку за колоски».
Обряды с кукушкой. К Вознесению приурочивались некоторые приметы, обряды, связанные с кукушкой.
Как правило, накануне Вознесения начинает колоситься жито и замолкает кукушка, отчего в народе говорили:
«Кукушка подавилась житным колоском»;
«И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется».
На Вознесение совершался обряд «крещения и похорон кукушки», который продолжался от одного до трех дней. Это был сугубо девичий обряд, никто из посторонних не должен был знать места «крещения» и захоронения кукушки. Делали кукушку из пучка травы кукушкины слезы, придавая ей человекообразный вид, иногда для этой цели брали просто ветку, букет, венок, иной раз шили тряпичную куклу. Кукушка-кукла из тряпок или из травы наряжалась в девичий наряд (сарафан, рубаха, платок), украшалась лентами, цветными лоскутками, бусами.
«Крещение» кукушки происходило под березой, куклу сажали на ветку или ставили под деревом, покрывали платком и три раза перекрещивали. Девушки целовались, менялись крестами, бурами, платками, затем ели яйца, а скорлупки развешивали на ветках деревьев и кустов. Так называемое кумление сопровождалось специальными «кумитными песнями».
Хоронили кукушку или в тот же день после кумления, или на следующий день, а то и через день. Если кукушку из травы зарывали в землю, то делали это одна-две девушки в тайном месте; если же кукушку оставляли на дереве, то здесь же все участницы обряда устраивали общий пир, пели веселые песни, после чего расходились по домам.
В народном календаре день Вознесения Господне был днем памяти умерших родителей и предков. Для того, чтобы умилостивить их, а также полевых духов, верующие пекли блины, варили яйца, жарили яичницу и ели все это дома и в поле, в перерывах между работой, так как праздник Вознесения совпадает с разгаром полевых работ.
В память Вознесения Господня пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами (не более семи, так как считалось, что есть семь небес). Эти пироги приносились в церковь, и над ними совершали молебствия, после чего одна часть их отдавалась притчу, а другая – нищим. Эти пироги назывались лесенками, лестовками, лествицами.
Вознесение Господня считается последним весенним праздником. «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!»
|