-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Котик_Зеленый

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.07.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 136


УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Среда, 30 Июля 2008 г. 17:56 + в цитатник
Цитата сообщения А_Гусев УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

КАЖДЫЙ ПИШЕТ, КАК ОН ДЫШИТ...




СТУДИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА





Ю М О Р В П Р О И З В Е Д Е Н И Я Х Д Е Т Е Й


о джипе из бронировсанного золота,


воздушном пароходе


волшебном сникерсе и прочей белиберде


«Стремление детей к сочинительству является такой


же деятельностью воображения, как и игра».

Лев Выготский

«Неосознанное словесное творчество – один из

самых изумтельных феноменов детства».


Корней Чуковский


Про неосознанное творчество детей мы уже говорили. О нём – в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». Ребёнок сочиняет смешное, не догадываясь, что он это делает. Даже не хочет никого рассмешить или потешить. Он пытается объяснить для себя суть предмета и часто представляет его со смешной, неожиданной стороны – языком образов.


Отсюда – индюк, который «утка с бантиком» или ножик, «вилкин муж».

Наш сегодняшний разговор о творчестве осознанном. Ребёнок жаждет удивить своим произведением читателя, поведать ему нечто «эдакое», несусветное. И «несусветное» это - прямо таки ошарашивает.

Долгие годы я вёл в одной из центральных газет Риги «Студию детского творчества» - так что и насмотрелся, и надивился, и намаялся...


Игорю было семь лет, когда я впервые напечатал его «Сказку про Иванушку-царевича и ведьму». Там и скатерть-самобранка, которая угощает Ваню красно- чёрной икрой и кока-колой. И лягушка, что лежит на берегу - загорает. Она согласна перевезти Ваню через реку, если тот сбегает на заправочную станцию и принесёт для нее три канистры дефицитного бензина. А потом лягушка эта, выпив бензин, раздувается, как воздушный пароход, который и доставляет Ваню на Кудыкину гору, где сидит одноглазое чудище и сторожит золотой огнетушитель. Из него Ваня заливает огонь в пасти дракона. А потом надевает на него намордник, седлает и летит к ведьме...


В общем, каждая строка этой сказочки, навеянной, конечно, знакомыми образами – игра воображения. И... игра со смыслами. Современный предметный мир подключает нас к современным отношениям «деловых людей». На первый план выступает нелепая возня вокруг вещей. Очевидна абсурдность происходящего. Впику традиционной сказке здесь вся кутерьма – не ради чего-то доброго и светлого, а ради добывания волшебного мерседеса или джипа из бронированного золота.. Каждый ребёнок, рассказывающий свою сказку, привносит в неё собственное видение сегодняшнего мира, свой личный опыт. И конечно же, свою фантазию.


Вот «Сказка о Маньке-царевне, Иванушке-дурачке и волшебном сникерсе», написанная семилетней Машей. Здесь есть характеры, а сама Манька – весьма «автобиографична». Комическое звучание – от верно воспроизведённых диалогов из жизни, пародирования ворчливых маменькиных интонаций – у автора они всегда на слуху.


«Манька была вредная, непослушная. Скажут ей: «Маня, надень носки, пол холодный!», а она – нет, босиком по холодному полу так и скачет.


Или скажут: «Съешь гречневую кашу, будешь здоровенькая, а она одни конфетки ест и бумажки бросает куда попало. Зарядку не делала, зубы не чистила. Орбит не жевала. Так и кариас нажила. А Ваня – он съел волшебный сникерс, испытал неземное блаженство и сделался от глюкозы умным и сильныи. Сникерснул как полагается. Увидел его Змей и закричал: «Не бей меня, Ваня, забирай Маньку-царевну, достала она меня...»


Пикантность этой сказке придают, как я уже говорил, многочисленные биографические детали, касающиеся «абсурдных», с точки зрения героини сказки, мамкиных «предъяв». Со взрослой точки зрения – всё, что мы предъявляем ребёнку, - правильно, имеет смысл. Со «смыслом» этим Манька и борется. Как умеет.


«Пробивать» подобную «бредятину» в печать было нелегко. «Белиберда» - это ещё самый мягкий эпитет главного редактора...

Но я видел в детском абсурдизме свои «золотые зёрна» и был убеждён – это искусство. Вероятно, и читатель сих строк осудит и меня и моих авторов. Возмутится, удивится и даже разгневается – какое там искусство! Об этом можно будет и поговорить в комментариях...


...Помню, как ужаснулись в одной редакции, когда я предложил им стихотворение Кости «Про Мамонта».


- Нелепость! Чушь! Издевательство!

Пока «Мамонт» бродил по разным редакциям, я читал его своим знакомым, студентам. Стоял хохот. Рвали из рук. Перпеписывали.


И вот нашёлся, наконец, редактор, который эту «чушь» понял и принял. Всю целиком – такую как есть. «Мамонта» опубликовали. И всё равно не обошлось без казусов. Когда стихотворение попало в корректуру, началось исправление «досадных ошибок и неточностей», «приведение в божеский вид» - пошла борьба за «правильность». А на самом деле – за то, чтобы «Мамонт», вся суть которого в этой шутливой «неправильности» и заключалась, - перестал существовать.


Абсурдные строки, умышленные нелепицы, «наезды» на грамматику, вообще небывальщина – это интуитивно найденный юным автором способ пародировать обычный и поднадоевший обыденный и «правильный» мир – в том числе и мир литературный, мир сказок...


ПРО МАМОНТА

Дикий слон, а то есть мамонт,

По траве катаясь задом,

Вдалеке завидев чаек,

Наблюдает из засады.

Те летят навстречу солнцу,

Громко каркают противно

И пернатыми руками

Во все стороны махают.

Слон подумал: «Злые птицы

Счас весь хобот оттапают

Лучше спрячусь я под камень.

Может, вовсе не заметят».

И на цыпочках – тихонько,

Хвост поджавши закорючкой,

Побежал через поляну,

Где задумал притаиться.

Чайки были неглупые

И почти не возражали

Свежим мяском попитаться.

Но на солнце перегревшись,

Они выдохлись из силы.

От усталости ломило

Пальцы цепкие в коленках.

Мамонт понял эту слабость.

Рыльце в пушку сразу сделал

И в атаку ломанулся,

Бивнь воинственно настроив.

Поначалу эти птицы

Не на шутку испугались.

Даже стали заикаться,

Портя этим своё пенье.

Но смекнув, что слоник этот

По природе безобидный,

Те решили помириться

И пожать друг другу руки.

И вот так, забыв про ссору,

Разбрелись в свои хибары,

Подарив значки на память.


Безграмотность –да! Чушь – конечно! Но что делать, если чушь эта – один из элементов образности, своеобразная манера автора над всем подшучивать, в том числе и над грамотностью.


Даниил Хармс, Корней Чуковский,, Борис Заходер, Генрих Сапгир, Льюис Кэролл, Эдвард Лир, кажется, давно нас убедили – в стране Вообразилии возможно всё: взять спички, к примеру, и зажечь море или встретить кошку, которая «отчасти идёт по дороге, отчасти по воздуху плавно летит»...


( продолжение следует )



tea_big (369x290, 40Kb)
Метки:  

tetenka_tetenka   обратиться по имени Среда, 30 Июля 2008 г. 20:38 (ссылка)
Про мамонта...Нужно детям прочитать обязательно!)))))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Котик_Зеленый   обратиться по имени Четверг, 31 Июля 2008 г. 15:39 (ссылка)
:)
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Суббота, 02 Августа 2008 г. 16:00 (ссылка)
Вот что, Котик, продолжаем сотрудничество. У меня новый пост. Высылай в комментарии все своё самое интересное. И заметки о посте. Всё пригодится
Спасибо, что так быстро оказался в теме)))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку