Авария на Чернобыльской АЭС, случившаяся ровно 25 лет назад, заставила человечество испытывать страх перед атомной энергетикой, но так и не привела к полному отказу от ее использования. За прошедшие десятилетия в усиление безопасности уже действующих АЭС во всех странах мира были вложены значительные силы и средства. В новые российские атомные станции уже на стадии проекта закладываются системы, позволяющие минимизировать последствия возможной тяжелой аварии. Но случившаяся в марте текущего года катастрофа на японской АЭС "Фукусима-1" вновь поставила перед мировым сообществом вопрос о целесообразности использования энергии "мирного атома".
Горькая история Чернобыля
В ночь на 26 апреля 1986 года в 1 час 24 минуты ошибки персонала, работавшего на 4-ом блоке Чернобыльской АЭС, помноженные на ошибки конструкторов реактора РБМК (реактор большой мощности канальный), а именно этот тип реактора использовался на ЧАЭС, привели к самой серьезной аварии в истории мировой атомной энергетики.
В результате аварии радиоактивному загрязнению только в России подверглась территория 19 субъектов с населением около 30 миллионов человек. Площадь территорий, загрязненных цезием-137, составила более 56 тысяч квадратных километров. Там проживали около 3 миллионов человек.
В первый и наиболее острый период к ликвидации последствий аварии в зоне ЧАЭС было привлечено свыше 100 тысяч граждан СССР. Всего же за первые три года после аварии в 30-километровой зоне побывали 250 тысяч работников. Спустя сутки после аварии, правительственная комиссия приняла решение о необходимости эвакуации жителей близлежащих населенных пунктов. Всего до конца 1986 года из 188 населенных пунктов (включая город Припять) было отселено около 116 тысяч человек. Полностью ЧАЭС была остановлена 15 декабря 2000 года.
Выучить уроки аварии
Авария на ЧАЭС привела к пересмотру отношения к тяжелым авариям на атомных станциях, считает директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики, член-корреспондент РАН Леонид Большов.
ИБРАЭ, созданный после аварии на ЧАЭС, накопил огромный опыт по анализу аварий и событий в сфере технологической безопасности на АЭС. Институт является главным российским научным учреждением и одним из ведущих мировых научных учреждений, который анализирует ситуацию в сфере безопасной эксплуатации атомных станций.
"Первый урок, который мы извлекли из Чернобыльской аварии, - серьезное отношение к тяжелым авариям на АЭС. Большая работа по модернизации и повышению безопасности проделана. Второй урок, который извлекли и мы, и многие ядерные страны, - глубокая модернизация системы аварийного реагирования с выводом её на высший государственный уровень", - сказал он РИА Новости.
Большов напомнил, что в России после Чернобыля сформировалась культура безопасности на АЭС, "созданы и внедрены полномасштабные тренажеры для подготовки персонала атомных станций".
Говоря о том, что сейчас необходимо предпринять на загрязненных радиацией территориях вокруг Чернобыльской АЭС, Большов отметил, что "меры радиационной защиты надо оптимизировать и сконцентрировать на ограниченных территориях, оценки накопленных доз надо уточнять, а также необходимо менять чернобыльское законодательство, сохраняя льготы без радиационной привязки".
Дежавю АЭС "Фукусима-1"
За месяц до 25-летия со дня аварии на ЧАЭС произошла очередная тяжелая авария на атомной станции "Фукусима-1" в Японии. Цунами, обрушившееся 11 марта на побережье Японии после разрушительного землетрясения магнитудой 9, серьезно повредило системы охлаждения шести реакторов "Фукусимы-1". Это привело к взрывам на первом, втором и третьем энергоблоках, в реакторах произошел расплав ядерного топлива, стало разрушаться облученное топливо и в бассейнах выдержки. Все это привело к радиоактивным выбросам в атмосферу и эвакуации населения из 20-километровой зоны вокруг АЭС. Позднее стала появляться информация об обнаружении в ряде районов Японии радиоактивных элементов в воздухе, морской и питьевой воде и в продуктах питания.
Ситуация на японской АЭС "Фукусима-1" может быть стабилизирована через несколько месяцев, считает эксперт в атомной энергетике, главный редактор Atominfo Александр Уваров.
"Но этот процесс может быть и гораздо дольше, все зависит от действий японских атомщиков", - считает он.
В то же время эксперт считает, что в первые несколько часов 11 марта был шанс взять ситуацию на АЭС под контроль. По его мнению, если бы японские специалисты не скрывали масштабы ЧП и сразу обратились за помощью, то возможно было бы за 10-15 часов восстановить электроснабжение для охлаждения реакторов и выгруженного из них топлива и таким образом избежать катастрофы.
Между тем, японцы до сих пор не сообщают, что реально происходит на АЭС. Первая официальная информация о том, что произошло на Чернобыльской АЭС также появилась спустя несколько дней после аварии.
Уваров считает, что японская компания TEPCO, оператор аварийной АЭС "Фукусима-1", не теряет надежду сохранить аварийные энергоблоки атомной станции для дальнейшей эксплуатации, хотя власти Японии ранее заявили о решении закрыть АЭС.
До 12 апреля, когда японское агентство по ядерной и промышленной безопасности объявило о присвоении седьмого уровня опасности аварии на "Фукусиме-1", на аварийной АЭС был установлен пятый уровень опасности.
Максимальный, седьмой, уровень ядерной опасности устанавливался лишь однажды - во время аварии на Чернобыльской АЭС.