-Метки

#буча 02 24 2022 2023 24.02.2022 24.02.2023 8 марта 9 мая flash marbella spain zомби авиакатастрофа-air france-аf 447-a330-крушение автомобили алые маки альтернативная энергия аркадий тигай биатлон ванкувер-2010 великие победы величиe видео выпечка германия годовщина депутаты дизайн женщина зима интерьер искусство испания испания в цвету итоги карнавал картинки киев красота креатив кругозор культура лето лидер ломка любовь маки марбея мариуполь мать городов русских мнение музыка нато новый год обращение олимпиадa 2010 олимпиада 2010 осень открытки отставка путина парад победы пасха победa победы поздравления позор покаяние поражения последствия посольство поэт праздники природа прозрение прошлое птицы рецепт-блины рождество россия свехдержавы сво символ спектр ссср стирание величия стихи стремная ночь танк тест трамп удары по москве беспилотники всу зсу украина урок по коллажу... фестиваль финляндия фото фотошоп цветы это интересно юмор-прикол

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в RenSol


Необычная снегоходная техника Советского Союза

Пятница, 17 Декабря 2010 г. 14:03 + в цитатник
Цитата сообщения Вечерком Необычная снегоходная техника Советского Союза

Идея приспособить транспорт к передвижению по снегу появилась давно.
Первые аэросани были построены в России в 1904 г. инженером С. С. Неждановским. Модель представляла собой легкие сани, на которых устанавливался двигатель внутреннего сгорания с аэродинамическим движителем — воздушным винтом.
Уже в 1907 году на московской фабрике «Дукс» был построен и испытан «лыжный автомобиль» Ю. А. Меллера, сконструированный им совместно с инженером А. Д. Докучаевым. А год спустя эта машина получила название аэросани. Большой вклад в санестроение внес и Игорь Сикорский.
Первые аэросани Сикорского.

Вторые аэросани Сикорского.

Аэросани на улицах Петербурга. Открытка 1914 года.

1911 год. Аэросани графа Де Лиселя. После появления в 1904 году первых в мире аэросаней у Неждановского появляются сотни последователей. В начале 1910-х аэросани перестали быть диковинкой уже не только в России, но и в снежных районах Австрии, Франции, Германии. На фотографии, сделанной в апреле 1911 года, аэросани графа де Лиселя. Об этом аппарате, сильно напоминающем немецкие автомобили той поры, к сожалению, не сохранилось никакой информации.

Изобретение русских инженеров было бесценным для России с ее грандиозными пространствами, на которых снежный покров держится порой по много месяцев. Ряд отдаленных районов Севера мог сделать доступными лишь такой механический транспорт.

С 1912 г. на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (г. Рига) началось серийное производство аэросаней по заказу военного министерства.

В годы первой мировой войны более двадцати аэросаней использовались в частях российской армии для связных и транспортных операций. Применялись аэросани и на фронтах гражданской войны.

Важное место в истории отечественного аэросанестроения занимает деятельность Комиссии по постройке аэросаней (КОМПАС), организованной в 1919 г. совместным решением коллегии ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института) и Научной автомобильной лаборатории (НАЛ). Комиссия была создана для решения поставленной Реввоенсоветом республики перед ЦАГИ задачи срочной постройки 20 аэросаней для нужд Красной армии. КОМПАС, являвшая собой в одном лице опытное конструкторское бюро, опытный и серийный заводы, за время своего существования (1919-23 гг.) спроектировала и построила целый ряд аэросаней.

С 1924 года начали появляться модели металлических аэросаней. Алюминий дал возможность строить аэросани, пригодные для регулярной эксплуатации, сведя до минимума вес конструкции и сильно ее упростив. Применение авиационных двигателей с воздушным охлаждением позволило использовать аэросани в качестве средства для обслуживания аэродромов в зимнее время, для перевозки почты в Сибири и т.д.

Большой вклад в развитие металлического аэросанного транспорта в России внес Андрей Николаевич Туполев. Им была предложена схема аэросаней из кольчугалюминия, ставшая классической. Аэросани конструкции А. Н. Туполева АНТ-IV, АНТ-VII, АНТ-X строились серийно и принимали участие в арктических экспедициях, а также использовались для регулярной перевозки пассажиров и грузов в СССР.

Для испытания аэросаней и их сравнительной оценки был организован ряд пробегов. В 1926 г. состоялся пробег Москва — Ленинград — Москва, дистанцией 1460 км. Участвовало 13 саней. Нормальным типом саней (100 л.с., 4 места) были продемонстрированы следующие характеристики:

средняя техническая скорость 36 км/ч,
максимальная скорость 50 км/ч,
средний расход горючего на 100 км — 46 кг.

Уже в те годы один час эксплуатации аэросаней обходился не дороже часа эксплуатации автомобиля. И это преимущество аэросаней, еще более существенное в современных условиях, сохранилось и в новых моделях этого снежного джипа.

Война с Финляндией в 1939-1940 гг. позволила широко использовать серийно выпускавшиеся аэросани типа ЦАГИ-AHT-IV конструкции А.Н.Туполева и ОСГА-НКЛ-6 конструкции Н.М. Андреева. Аэросани НКЛ-6, оборудованные пулеметом, установленным на поворотной турели, участвовали в боевых операциях, патрулировали открытые участки фронта, несли боевое охранение объектов.
Благодаря высокой скорости и хорошей маневренности, они использовались для выявления огневых точек противника и корректировки артиллерийского огня, осуществляли связь между подразделениями, перевозили боеприпасы и продукты питания, вывозили раненых. Так, 11 февраля 1940 г. в наступлении советских войск на фронте 13-й армии между Ладогой и озером Вуокса использовались три аэросанные роты. Аэросанные отряды использовались и во время «ледового похода» в марте 1940 г. для захвата плацдарма на берегу Выборгского залива.

Оперативно были созданы и новые машины: санитарная НКЛ-6С, специально для эвакуации тяжело раненых, на носилках вставляемых в корпус аэросаней через бортовой люк, штабные аэросани НКЛ-38, аэросани-платформа НКЛ-12* [ Сани НКЛ-12 были построены ранее и лишь рассматривались для участия в боевых действиях (ред.)] для обслуживания полевых аэродромов – для перевозки горючего в бочках, сменных двигателей для самолетов и т.п.

Использование аэросаней в боевых условиях.

Транспортные аэросани НКЛ-16 подразделения капитана Прохорова во время выполнения боевой задачи. Зима 1943 г.

Аэросани на площади Гжатска. Зима 1942/43 гг.

Высадка разведчиков из аэросаней НКЛ-16. Зима 1942/43 гг.

Санитарные аэросани НКЛ-16 модель 1937 г.

Аэросани РФ-8 (ГаЗ-98) в бою. 1943 г.

Немецкие солдаты изучают трофейные аэросани. 1943 г.

Аэросани НКЛ-26 в летней «обуви». Июнь 1944 г.

"Золотой век" аэросаней.

В 1961 г. в ОКБ А. Н. Туполева группой конструкторов под руководством Г. В. Махоткина были выпущены на испытания первые аэросани-амфибия А-3, серийный выпуск которых начался в 1964 г. и продолжался более 25 лет. А-3 быстро завоевала популярность в северных районах страны, использовалась на строительстве Байкало-Амурской магистрали, в пограничных войсках. Было выпущено более 700 машин, часть из которых была экспортирована за рубеж.
В 70-е годы тема снегоходной техники была очень популярна. Было много аэросаней, "каракатоходов" и просто лодок с воздушным винтом.

В журналах "Моделист-конструктор", "Техника молодежи" "Юный техник" публиковались многочисленные варианты снегоходной техники. Уже в то время было много удачных "вездеходных решений".

Аэросани "Север-2" и Ка-30 разработки КБ Камова, 1963 г

Аэросани могли быть комфортными.

Аэросани на базе "Победы".

В 1961 г. в ОКБ А. Н. Туполева группой конструкторов под руководством Г. В. Махоткина были выпущены на испытания первые аэросани-амфибия А-3, серийный выпуск которых начался в 1964 г. и продолжался более 25 лет. А-3 быстро завоевала популярность в северных районах страны, использовалась на строительстве Байкало-Амурской магистрали, в пограничных войсках. Было выпущено более 700 машин, часть из которых была экспортирована за рубеж.
В 70-е годы тема снегоходной техники была очень популярна. Было много аэросаней, "каракатоходов" и просто лодок с воздушным винтом.
По просьбе Брежнева, которому приглянулась туполевская амфибия А-3, были спроектированы аэросани длиной 4,5 м, шириной 1,8 м и массой всего 400 кг. Четырехместный аппарат приводился в движение двигателем мощностью всего 35 л.с., но был способен разогнаться на снегу и воде до 40–50 км/ч. Было построено три таких машины – две из них передали в Государственный охотничий заказник «Завидово», а третью использовали на базе в Дубне для испытательных целей.

В журналах "Моделист-конструктор", "Техника молодежи" "Юный техник" публиковались многочисленные варианты снегоходной техники. Уже в то время было много удачных "вездеходных решений".

Но не только аэросани были использованы в СССР в качестве снегоходной техники. Отдельное направление получили так называемые арктические вездеходы. С освоением Севера, а также Арктики и Антарктики Аэросани уже не могли выполнять сложные задачи по доставке грузов, горючего. Вначале для этих целей были созданы грузовики ГаЗ на гусеничном ходу.

А также небольшие вездеходы "Студебекер M29 Weasel", поставляемые в СССР во время войны.

Использовать "снежный" вездеход планировалось в 1939 году, при подготовке новой экспедиции "полярного адмирала" Бэрда. Предполагалось, что машина, оснащенная всем необходимым для автономной работы экипажа из четырех исследователей сможет пробиться к Южному полюсу:

У берегов Антарктиды.
Машина спускалась на лед по деревянной рампе своим ходом.

Однако уже у самой станции оказалось, что колеса проваливаются в снег, машина почти лежала на "брюхе". Однако это помогло мало. Машина смогла пройти едва-едва до самой станции. Несмотря на низкие температуры, моторы перегревались, а скорость была просто "черепашьей". Затея была оставлена, а корпус машины использовался как жилое и рабочее помещение станции.

"Техника-Молодежи" 1940г.

Но подобных машин нет ни в одной стране мира нет. Они уникальны, как космический корабль, как суперкомпьютер последнего поколения. Тем не менее в книгу рекордов Гиннеса они не попадают.
ДТ-30П, что означает "двухзвенный гусеничный транспортер, грузоподъемностью 30 т, плавающий".

Успех в исследовании Антарктики пришел на долю советской "Харьковчанки".
Арктический вездеход "Харьковчанка" использовалась полярниками до 90-х годов прошлого века. Одна из её функций - тягач в санно-гусеничном поезде, для доставки топлива и оборудования из южнополярной станции «Мирному» на станцию «Восток» (находится в глубине антарктического материка на высоте 3488 метров над уровнем моря, в тысячах километров от побережья и от других станций. Здесь полюс холода нашей планеты (на станции зарегистрирована самая низкая на Земле температура воздуха –89,2°С). Даже летом здесь никогда не бывает теплее –25°С. Вокруг «Востока» на тысячи километров нет ничего, кроме ослепительно белого льда и снега. Санно- гусеничный поезд добирается сюда из «Мирного» более чем за месяц)

Арктический вездеход "Харьковчанка".

"Харьковчанка" в антарктической экспедиции.

"Харковчанка-2", на шасси АТ-Т, без "интегрального" кузова.

Характеристики:

* Мощность дизеля — 995 л.с
* Запас хода — 1500 км
* Габариты — длина 8,5 м, ширина 3,5 м, высота 4 м
* Максимальная скорость — 30 км/час
* Преодолеваемый подъём — 30°
* Объём кабины — 50 м

Для комфортного проживания людей в столь суровых климатических условиях внутреннее убранство тоже должно быть "на уровне":

И сегодня эти удивительные вездеходы выполняют свою нелегкую работу.

Серия сообщений "Автомобили":
Часть 1 - Непревзойденному МОРГАНУ 100 лет!!!
Часть 2 - Русский бронеджип
...
Часть 4 - Харлей - индеец.
Часть 5 - Самый крутой автомобиль Парижа
Часть 6 - Необычная снегоходная техника Советского Союза
Часть 7 - Прошлое, разрушенное настоящим.
Часть 8 - Великие победы лидера свехдержавы в 2022г.
...
Часть 12 - Мариуполь ДО и ПОСЛЕ
Часть 13 - Удары по Москве
Часть 14 - Кругозор

Рубрики:  Это интересно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку