Вас когда-нибудь называли «синим чулком» или намекали на это? В воображении почему-то сразу возникал образ неухоженной занудной дамы, безвкусно одетой и неряшливой. В английском языке «синий чулок», «вluestocking» – это ученая женщина-интеллектуалка, всецело поглощенная научными, литературными и т. п. интересами (в ироничном контексте). Почему именно такой ассоциативный ряд вызывает это выражение? Почему вешают такие ярлыки? Почему образованным женщинам до сих пор сложно доказывать свое право на существование? Выходит, на улице 21 век, а воз и ныне там? Как изменились умные женщины на протяжении двух столетий?
Все эти вопросы волей-неволей приходят в голову, пока не заинтересуешься салонной жизнью Англии 18-19 века. В то время как французские салоны уже блистали своим великолепием, в Англии житейские «горячие» темы обсуждались лишь в кофейнях и тавернах, и только сливки общества – денди – собирались в кондитерских. Каждое заведение имело свои особенности и пристрастия, свои политические приоритеты.
Присутствие дам в подобных местах ограничивало темы для общения. Дамам оставались карточные игры и посиделки. Но стремление к приятному общению и времяпровождению проникало в аристократические круги. И вот на общественной арене появляется буржуа – сибарит, поклонник прекрасного, в котором здравый практицизм сочетается с религиозностью. Хорошие манеры в сочетании с приятной респектабельной внешностью. Настоящие джентльмены понимают, что пришло время воспитания истинных леди.
В произведениях того времени утверждались особые нравственные ценности. Богатство, которое нажито обманом, не приносит счастья. Падших женщин ждет расплата за грехи. Скепсис и цинизм сменяются человечностью, в многочисленных популярных изданиях разъясняют вопросы культуры. Романисты начинают проповедовать добродетель. Идеал настоящей английской леди уже сформулирован, правда, все-таки мужчинами. Настоящая леди должна обладать многими добродетелями, находиться в тени своего покровителя, слишком ученая леди не должна демонстрировать свои познания. Настоящий джентльмен должен быть снисходительным и внимательным к даме и не говорить с ней о серьезных вещах. Гораздо позже появится "Пигмалион" Бернарда Шоу. Однако именно это произведение иллюстрирует, как малограмотная девушка становится настоящей леди под руководством своего покровителя .
Светское общение в салонах становится приметой нового времени. Тон задают женщины. Талантливые художники, писатели, актеры и актрисы стремятся стать завсегдатаями таких салонов. Женщины стараются соответствовать темам, предлагаемым сильным полом. Беседы проходят непринужденно и увлекательно, карточная игра навсегда вытеснена из салонов. Беседы с умными женщинами начинают завоевывать популярность.
В респектабельных гостиных самые известные люди своего времени с удовольствием общаются. Тон задают художники, писатели, театралы. В пригласительных билетах указывают цель мероприятия – попить чаю и прогуляться по полям.
Далеко не всех приглашали на салоны, существовала некая особая дамская элита, которая со временем начала соревноваться за лучший салон. При салонах образуются общества "синих чулок". Писательница Ханна Мор описывает в своей поэме «Синий низ или беседа» общество «синих чулок». Отличное английское воспитание не позволяло унижать или оскорблять представителей других обществ «синих Чулков». К 1800 году такое начинание начинает затухать, постепенно перерождаясь, и приводит к созданию тех салонов, в которых суфражизм (женское движение за предоставление одинаковых с мужчинами избирательных прав в рамках государства) вытесняет свободный обмен мнениями. «Синими чулками» начинают называть все салоны, в которых ведутся беседы на научные и литературные темы.
Есть любопытная версия появления общества «синих чулок». Как оказалось, к его появлению причастна вовсе не женщина, а мужчина. Выражение появилось в 18 веке в салоне известной писательницы и литературного критика Элизабет Монтегю, в котором душой общества был некий ученый сэр Бэнджамин Стеллингфлит, не особенно следивший за своим внешним видом. Рассеянный ученый муж частенько надевал к черному костюму синие чулки, что выделяло его из массы других посетителей салона. Когда сэр опаздывал, дамы начинали нервничать и повторять: «Сегодня беседа пойдет плохо, потому что нет синих чулок».
Говорят, что великий Байрон описал кружок леди Монтегю в сатирическом произведении, назвав его «Синие» («The Blues»). Крылатое выражение перешло во Францию, где «синими чулками» стали называть тех женщин, которые сменили приверженность домашнему хозяйству на увлечение науками и искусством.
Не осталась в стороне и Россия. Выражение "синий чулок" встречается у П.А.Вяземского, который упоминает «наших сине- и красночулочниц».
Так что слыть «синим чулком» не так уж и обидно.
Серия сообщений "История моды":
Часть 1 - Супермодель - путь к успеху
Часть 2 - История маникюра.
Часть 3 - Что мы знаем о происхождении духов "Красная Москва"?
Часть 4 - Что мы знаем о "синих чулках"?
Часть 5 - Армия Armani: история создания
Часть 6 - Не бывает некрасивых женщин, бывает разная мода
...
Часть 22 - История нижнего белья
Часть 23 - Вечер у Клэр
Часть 24 - Русский народный костюм