Киев, Сентябрь 02 (Новый Регион, Дмитрий Шипилов) – За прошедшую календарную неделю российские граждане, входящие в состав добровольческих батальонов, участвующих в зоне АТО на востоке Украины, как минимум дважды привлекали к себе внимание средств массовой информации, – пишет в блоге для «Нового Региона» Дмитрий Шипилов, гражданин РФ, политэмигрант. – Сначала, 24 августа, во время не очень убедительного пикетирования посольства РФ, а позже, в пятницу, 28 числа, уже акцией у стен главного управления Государственной миграционной службы Украины в Киеве.
Между этими мероприятиями всего четыре дня, а прогресс, однако, налицо – они наконец пришли к обозначению проблем, с которыми столкнулись в Украине в попытках легализовать свой миграционный статус. Хотя данная история началась, по большому счету, еще прошлым летом – как раз после объявления антитеррористической операции в пределах территории, очерченной Донецкой и Луганской областями. С востока в Украину тогда хлынули не только пророссийски настроенные субъекты, насмотревшиеся останкинских новостей, но и такие же граждане РФ, считающие своим гражданским долгом защищать чужую страну от военной агрессии со стороны своей родины. Их не было много, и им нашлось место среди бойцов добровольческих батальонов, которых к тому моменту сформировался почти десяток. Но юридический статус этих иностранных граждан на территории Украины (а там были не только граждане РФ, а еще Беларуси и Швеции, например) не был отрегулирован ни в прошлом году, ни теперь.
Первые робкие попытки обозначить данную проблему были предприняты осенью прошлого года – с истекшим сроком пребывания у первого же россиянина-добровольца в Украине. И за прошедшее время ситуация в корне не изменилась: въехавшие как туристы, они хоть и превратились в комбатантов, но формально продолжают оставаться туристами с не только просроченным миграционным листом, а и с нависшей угрозой депортации, которая в ряде случаев может легко превратиться на родине в уголовное преследование.
Обо всем этом и говорилось под стенами миграционной службы устами массы собравшихся правозащитников, пресс-секретарей добровольческих батальонов и вполне конкретных бойцов. Только вот по старой доброй российской традиции в кучу оказалось смешано несмешиваемое – обещанное гражданство и отказы в предоставлении убежища, боевые заслуги в настоящем и политическая деятельность в прошлом, риски сесть за наемничество и безразличие чиновников, не отвечающий за свои слова Порошенко и свежеиспеченная гражданка Украины Мария Гайдар.
Вообще, хотелось бы, чтобы данной тематикой занимались именно украинские журналисты как лица менее заинтересованные. Но практически все тексты, которые мне попались на глаза по данной тематике, оказывались либо сугубо тенденциозными, либо основанными на каких-то странных иллюзиях, в правовом поле никак не лежащих. Вопросы же о том, что данные россияне пришли в батальоны как добровольцы и что добровольчество предполагает безвозмездность собственного труда, оставим, пожалуй, в стороне в силу болезненности ответов на них (равно как и совсем уж экзистенциальное – почему иностранный гражданин, не имея заведомо никаких гарантий, идет на фронт). Хотя остроты поставленной проблемы это не снимает, да и раскрывается она на самом деле очень просто – с изучением национального и международного законодательства.
Формально все иностранные граждане, входящие в состав украинских добровольческих батальонов, с точки зрения международного права являются наемниками – прежде всего потому, что никакой кем бы то ни было объявленной и признанной войны по факту нет, а есть антитеррористическая операция. В этом одновременно сила и слабость нынешнего киевского режима – слабость в завязанном на обязательствах перед Евросоюзом и международной помощи нежелании признать очевидное, и назвать вещи своими именами, сила же заключается в бесконечном просторе для манипуляций на патриотическую тематику.
На сегодняшний день в украинском законодательстве никак не прописано участие иностранцев в составе регулярной армии – она по-прежнему комплектуется исключительно за счет граждан Украины. Добровольческие же батальоны, которые взяли на себя функции регулярной армии, были окончательно подчинены силовым ведомствам только к апрелю 2015-го, и тогда же Верховной Радой оказался расширен круг лиц, которым предоставляется статус участника боевых действий и инвалидов войны. Но это касается только граждан Украины, и какими-то весомыми юридическими лазейками для иностранцев не является.
Впрочем, и это не отменяет необходимости решать проблемы конкретных людей (в большей степени россиян и белорусов), связанные с их когда-то сделанным гражданским выбором, выразившимся в желании взять в руки оружие. Потому что есть буква закона, а есть еще и дух закона, и стремящееся приобщиться к европейским ценностям государство должно, наверное, как-то сопоставить эти две категории. На сегодняшний момент для ранее никак не связанного с Украиной иностранца существует несколько механизмов юридической легализации на территории государства. Это постоянный или временный в зависимости от оснований вид на жительство (например, для выполнения волонтерской деятельности), это возможность запрашивать гражданство на основании исключительных заслуг перед государством и обществом, это, в конце концов, получение убежища. Попытки россиян-бойцов остаться в Украине, задействовав включение механизма политического убежища пока ни к чему хорошему не привели, и более того к положительному разрешению проблемы привести не могут. Международное гуманитарное право определяет беженца как лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, сексуальной ориентации или политических взглядов. При этом данные политические взгляды не должны вступать в конфликт с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод – сторонники насильственных мер никогда не будут признаны политбеженцами в странах, ратифицировавших конвенцию, и что уж тогда говорить о тех, кто добровольно решил творить насилие, пусть и в качестве меры сопротивления злу.
Через первый путь легализации уже прошли как минимум пятеро россиян, занимающихся в Украине сбором гуманитарной помощи и работающие в прифронтовых госпиталях – ими получена «посвiдка на тимчасове проживання», которую, правда, нужно будет продлять через год. Данный способ сращивания с Украиной является, на мой скромный вкус, наиболее честным по отношению к государству, с которым они решили связать свою судьбу, но воевавшие в АТО выходцы из России и Беларуси предпочитают не довольствоваться малым, а сразу претендуют (хотя уже вообще-то требуют) на гражданство. Потому что были заверения: выступая в Верховной Раде в декабре прошлого года Петр Порошенко заявил, что готов подписать указ о предоставлении гражданства ряду добровольцев, обратившихся ранее к главе государства с прошением принять их в гражданство Украины. Потому что были прецеденты: украинцами по паспорту уже, например, стали россиянин Илья Богданов, принимавший участие в АТО, и белорус Сергей Коротких, дослужившийся до командира разведки в батальоне «Азов». Потому что были озвучены планы: все в том же богатом на события апреле 2015 года Порошенко фактически заставили ответить на вопрос, каким образом Украина собирается легализовывать иностранных бойцов добровольческих батальонов – для этого необходимы изменения действующего национального законодательства. Тем более что уже с февраля в Верховной Раде лежит законопроект о внесении изменений в закон Украины «О гражданстве Украины», инициированный пятью народными избранниками. За это время предлагаемые поправки прошли юридическую экспертизу и уже преодолели первое чтение.
Текст законопроекта ко второму чтению действительно предполагает упрощенный порядок принятия в гражданство Украины для «лиц и членов семей таких лиц (муж, жена, дети), которые в составе добровольческих формирований, которые были образованы или самоорганизовались для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения, при условии, что в дальнейшем такие добровольческие формирования были включены в состав Вооруженных сил Украины, Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии Украины и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов».
Если данные поправки внести, то никаких юридических проблем с легализацией для иностранных участников добровольческих батальонов сегодня бы не было – на место необходимости президентской комиссии по гражданству доказывать ценность будущего гражданина или озвучивать его заслуги перед Украиной пришло бы одно-единственное решение суда, которым установлен факт непосредственного участия лица в антитеррористической операции или военных действиях. Отрадно же то, что украинскому гражданскому обществу, которое уже с опаской глядит на российских политэмигрантов, осевших в городах страны, пока еще есть дело до российских бойцов в добровольческих батальонах – они не брошены наедине со своей проблемой. И лучшим здесь было бы не устраивать митинги и пикеты, подлинные адресаты которых территориально располагаются совсем не в тех зданиях, у которых проводятся акции, а пролоббировать данные поправки. Ну, и потом включить общественный контроль за исполнением данных поправок Государственной миграционной службой, но это ведь уже совсем другая история.
источник