КАК СМОТРЕТЬ ГОЛЛАНДСКИЙ НАТЮРМОРТ |
Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. То, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем и не всегда. Объясняем, что означают изображенные художниками предметы
Жан Кальвин учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изоВбраженные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, релиВгиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы стимулироВвали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из ракоВвины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой — раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не сущеВствовало, и зритель угадывал на холсте те символы, которые хотел видеть. Нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно прочитать по-разному — в зависимости от контекВста и общего послания натюрморта.
Цветочный натюрморт
Вплоть до XVIII века букет цветов символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика растеВний сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество знаВчений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на самоВвлюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрморВтах, как правило, сохранялись оба значения, и зритель был волен выВбрать один из двух смыслов или совместить их.
Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произвеВдения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.
Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом
Государственный Эрмитаж
На картине Яна Давидса де Хема у основания вазы художВник изобразил симВволы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохВшие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. В центре букета мы видим симВволы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окруВжают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пышВные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо-зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпуВщение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. КрасВный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил тракВтовку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа. Другие символы спасеВния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бесВсмертную душу.
Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века
Серпуховский историко-художественный музей
Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смыВсловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указыВвают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупиВтельной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.
Натюрморт в мясной лавке
Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год. North Carolina Museum of Art
Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумеренВность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме помеВщена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компаВния, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похоВтью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотвратиВмость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсыВлает к Притче о блудном сыне. Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к земВным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они удаВляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распутВной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.
Натюрморт в рыбной лавке
Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведеВния, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первоВстихий и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста — они воспевают богатство Фландрии.
Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. На это указывают привязанные к корзине дереВвянВные красные башмачки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые постоВянно смеВняют друг друга. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Мальчик отпрянул в ужасе: он подуВмал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
Натюрморт с накрытым столом
Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских маВстеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.
На картине Геррита Виллемса Хеды мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение предВметов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.
Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год. Sotheby’s / Частное собрание
Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа
являВются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плотВским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины — это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ внезапности смерти. Современник Класа, голландВский поэт Виллем Годсхалк ван ФоккенВборх, в стихотворении «Моя надежда — это дым» писал:
Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие — мне, право, невдомек:
Одно — лишь ветерок, другое — лишь дымок.
Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спаВсения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.
Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным прехоВдящим.
Vanitas, или «Ученый» натюрморт -
Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.
Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека
укаВзывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богатВства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрморВтах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изоВбразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что исВкусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |