Рожаницы - древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода. Почитались с позднего Каменного века (7 тыс.-4 тыс. лет до н.э.)
Олицетворение женского животворящего начала и великого таинства приРоды. Символ женского плодородия.
Рожаницы традиционно изображаются в позе рожающей женщины.
Двух "рожаниц" - лосих (мать и дочь) мы знаем по сибирским охотничьим мифам; две богини (сосуды с четырьмя женскими грудями) наполняют всё трипольское земледельческое искусство (~IV тыс. до н.э.); двух богинь (мать и дочь) мы видим в греческой мифологии: Деметра и Персефона - южная пара, Лето и Артемида - северная пара, к которой близка славянская пара "рожаниц" - Лада и Леля, в свою очередь сближающаяся с литовской Великой Ладой (Дидис Лада).
В XII в. н.э. культ рожаниц отличался от всех остальных языческих обрядов своей явностью, открытостью, торжественными пирами с обязательной круговой чашей в честь богинь (частично они замаскировывались празднествами Богородицы).
Вплоть до XVIII в. н.э. переписывались статьи с перечислением запрещенных языческих обрядов и обычаев, среди которых есть и такой: "Бабы каши варят на собрание рожаницам".
Рожаницы
Мать и Дочь.
Очевидно, фигура Дочери "встроена" в фигуру Матери. Данное изображение интересно тем, что и в настоящее время используется на Русском Севере в Архангельской обл. на Прионежье, как элемент браного узора.
В XX в. н.э. это изображение известно не только на праздничных полотенцах - убрусах, но и на варежках и чулках. Должно быть, это свидетельствует о том, что истинный смысл изображения уже ускользает от мастериц...
Тем не менее, Традиционные изображения устойчивы, и "глубина" памяти народа велика.
Вышитая "рамка" выполняется по усмотрению мастера с использованием Традиционных орнаментов.