Цитата сообщения Aurvin_Do-Arn
Некоторые термины фехтования начала 17 века
imbroccata - такое расположение руки (боевым лезвием меча вперёд, ладонью наружу) переходящие через руку противника вниз. Так же известная как "фойн".
inquartata - шаг назад задней ногой вместе с опусканием корпуса вниз под приходящий клинок, опуская левую руку на землю для опоры, далее контратаковать по линии; также движение известно как пасата сотто.
mandritta (обезьяний удар) - горизонтальный удар, наносимый ладонью вверх, боевым лезвием меча, справа налево.
punta riversa - выполняется из положения, рука опущена вниз, "ленивая рука", (боевым лезвием вниз, ладонь внутрь), наносится из средней линии, переходит в одну из двух сторон защиты противника, обычно наносится с шагом.
riversi (реверс) - горизонтальный удар выполняется ладонью вниз, боевым лезвием меча слева направо.
stoccata (быстрый удар) - выполняется из положения, рука опущена вниз (ленивая рука), боевым лезвием вниз ладонь внутрь, поднимающимся под защиту противника ударом.
stramazone - вертикальный удар в голову (ладонь влево).
Комментарии
В оригинальном тексте, описывая положения оружия, говорится о положении ладони и сустава пальцев. Это английская традиция (иногда вместо суставов пишут о положении ногтей). Для лучшей адаптации текста я решил заменить выражение, knuckles, (что обозначает костяшки, суставы пальцев) на выражение более близкое и понятное читателю, боевое лезвие меча. Мы разделяем лезвия меча на; боевое (им мы совершаем парирования и атаки) и обратное.
Имброкката - возможно это единственный термин, который дошёл до наших дней, сохранившись в терминологии современного спортивного фехтования, правда, в более широком смысле, нежели описан здесь, подразумевая внутреннюю сторону фехтовальщика. Что же касается описанной позиции, то в ней, безусловно, можно узнать, то, что у Альфреда Хаттона названо высокой примой, и что часто в кругах людей занимающихся ролевым моделированием (оттуда и пошло) и И.Ф., не много пошло (на мой взгляд) называется сливом.
Инквартатата, она же пасато сото, Классическое выполнение этого приёма как видно из описания подразумевает уход на три точки, в конечном итоге сходное с глубоким выпадом, с той только разницей что движение происходит не шагом впереди стоящей ноги, а остановкой (шагом) ноги сзади стоящей. В современном фехтовании запрещено использовать руку как точку опоры (хотя сам приём использовался вплоть до 20 века), но для нас с вами, т.е. любителей исторического фехтования эти законы написаны. Альфред Хаттон советует выполнять это движение с ударом (уколом) в вооруженную руку противника выполняя удар снизу в запястье. Причём так, чтобы остановить её (руку) в ударе зафиксировав её на клинке. Это вполне возможно, хотя, если вас атакуют, например, горизонтальным ударом, совершенно не обязательно. Отрабатывая этот приём, я и мои товарищи без труда наносили поражение в область ног и корпуса. В общем, подобное движение рекомендовалось использовать против агрессивных противников (от себя добавлю атакующих преимущественно в голову), т.е. Инквартатата - это довольно специфическое действие, направленное на решение весьма конкретной тактической ситуации. Стоит, так же, заметить, что если в данном случае инквартата рассматривается как отдельный приём, но в итальянской традиции фехтования пасата сото обозначало один из четырёх типов перемещения шагом. При отработке инквартаты в группе мы столкнулись с рядом трудностей, впрочем, вполне прогнозируемых и очевидных.
Первое. С точки зрения ОФП и физиологии данный приём требует:
* хорошей растяжки, поскольку недостаточно низкий уход под удар грозит поражением. А глубина ухода напрямую зависит от растяжки и наклона корпуса.
* относительно хорошей физической силы ног, поскольку при отработке его мы брали за основу тот факт что в бою без остановок принятых на спортивных турнирах ФИФ даже после нанесения удачного удара придётся продолжать бой, а следовательно встать из положения глубокого выпада. Что требует хорошо развитых ног и ягодичных мышц. (Недаром в 17 – 18 веке фехтованию и балету обучались одновременно).
Второе. Соблюдения правил поединка. Выполнение этого приёма очень часто сопровождалось тем, что мы опускались на колено сзади стоящей ноги. Это не приемлемо. И хотя нет правил в ФИФ напрямую запрещающих то, что можно делать колено точкой опоры, но мы точно знаем (из семинара В.Новосёлова), в средневековье ни кто не продолжал бой, сидя на одном колене (кроме того, падать на колено крайне болезненное и травмоопасное действие).
Третье. Специфика И.Ф. такова, что при нанесении удара (если он, конечно, не горизонтальный), как правило, латная перчатка защищает руку от поражения по линии снизу, а данный удар очень сложно нанести эффективно по руке если он идёт не по линии руки. Кроме того, скорость выполнения Инквартаты в доспехах делает этот приём слишком, заметным и долго подготовляемым, а в латных ногах ещё и трудно осуществимым (не то что бы латные ноги сильно сковывали движения, но не выдерживали кожаные ремни фиксирующие латы на ногах). Вывод, который мы сделали, заключался в следующем. Возможность выполнения этого действия удачно, возрастает или уменьшается с уменьшением веса доспеха и оружия или соответственно его увеличения.
Далее мы можем прочесть о пяти разных ударах. Несмотря на сходность описания панта риверси и стокатты это два разных действия. Поскольку стокатта относительно экономичное движение, равно как и страмазоне, а панта рверса это движения, основанные на обводе оружия противника и, к тому же, в принципе колющие. По правилам ФИФ запрещены колющие удары, поэтому мы адаптировали движение панта риверся для быстрого сокращения дистанции с угрозой оружием и высокой последующей восьмой защитой с неизбежным ударом (страмазоне). То есть, вместо колющего движения, делаем замах на рубящий удар, одновременно защищаясь от, как правило, неизбежного ответа. Риверси, панта риверса и мандритта, это широкие движения. Тем не менее, это характерные движения для смешанной колюще-рубящей техники времен Ди Грасси и Савиолы, да и вообще всей итальянской школы того периода, из которой в общем произошло фехтование в современном понимании. Кстати, последние три удара являются наиболее часто используемыми в историческом фехтовании, особенно для боя со щитом и мечом.
источник
http://tgorod.ru/index.php?topgroupid=2&groupid=7&subgroupid=4&contentid=16