Исторические корни.
Как и первые два Спаса - медовый и яблочный - первохристианы позаимствовали у Рода. Такова традиция: авторитет молодой веры в среде прозелитов подкреплять более древней Традицией. Но русы и славяне не было прозелитами: все притопы и прихлопы иудо-христианская религия (не путать с верой) позаимствовала из арийских Вед. Я писал об это м по поводу праздников Купалы
здесь и Перуна и Перуна
здесь. А об истинных корнях Спаса я
здесь. писал.
Вот как трактует Церковь третий Спас, даже не представляя корней этого святого слова и, ничтоже сусмняшеся, получая его сокращением от Спаситель. А нерукотворным его, якобы сделало то, что образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Перенесе́ние из Еде́ссы в Константино́поль Нерукотво́рного О́браза Го́спода нашего Иису́са Христа́, также Третий Спас (греч. Μνήμη της εξ Εδέσσης ανακομιδής του αγίου Μανδηλίου του Κυρίου ημών Ιησού Χριστού, обычно греч. Ανακομιδή του αγίου Μανδηλίου) — православный праздник, совершаемый Церковью 29 августа (16 августа по старому стилю) в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.
"Не рыдай мне мати во гробе": Западный вариант.
Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя. Ну как тут католикам не связать Нерукотворный образ Спасителя с другой известной христианской реликвией - Туринской плащаницей?! Связали и весьма нагло! Плащаница, якобы, представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, т.е, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Один из изводов Нерукотворного Образа, «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) "исследователями" возводится к плащанице, как к историческому прототипу.
Русо-славянская традиция.
У русов и славян 3-й Спас назывался "ореховым" или "полотняным". У умницы Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, можно найти совершенно оригинальный взгляд, с которым нельзя не согласиться: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».