Пришла, наверное, пора ближе познакомиться с ведическими источниками, на которые я ссылаюсь иногда в своих размышлениях, в "Арийском ренессансе" и поэзии. Я решил познакомить вас с классическим толкованием корпуса Вед, хоть сам не во всём с ним согласен и имею на то основания. Своё видение я изложу позже, тем более, что это касается в большей степени Адвайты-веданты и совсем немного начальных Вед.
Ведийский канон многообразен, но наиболее распространенной является двучленная классификация, делящая древнеиндийские тексты на две группы: шрути (услышанное свыше) и смрити (запомненное). Вся совокупность канонических священных текстов шрути противостоит текстам смрити неконфликтно и это есть первая тайна Вед.
Судите сами, шрути есть первозвук, услышанный семью мудрецами риши из незвука, воспринятый ими и переложенный в гимны. А смрити передаёт это, изустное вначале, знание семантически и при этом без претензий на истину в последней инстанции. Мне приходилось наблюдать и специально отобраных в храмы мальчиков, заучивающих наизусть священные тексты-гимны, и переписчика с санскрита на диалекты: для обоих ЕДИНСТВЕННОЙ задачей было сохранение полной неповреждённости текстов.
Традицию шрути открывают четыре Веды: "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа" и "Атхарваведа". Это самхиты или сборники гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и магических заклинаний, т. е. текстов, различных по объему, составу, времени создания и роли в ритуальной практике жертвоприношений. Три первые Веды относятся к "священному знанию". В них запечатлена вся совокупность знаний древних ариев об окружавшем их мире и месте человека в нем. К Ведам примыкает целый класс текстов, опирающихся на них и развивающих отдельные стороны их: брахманы, араньяки и упанишады.
Каждой Веде-самхите принадлежат свои брахманы. Они содержат комментарии брахманов-ритуалистов, в которых излагается суть и происхождение ведийских ритуалов, правила их совершения, их толкование и т.д. Элементы ритуалов выстроены в них в сложные классификационные системы и показаны как тождественные явлениям окружающего мира (закон магической эквивалентности).
Приводя парадигмы древнейших ритуалов и давая им толкования, тексты брахман являют собой совершенно самостоятельный этап в развитии религиозно-философской мысли в древней Индии.
Заключительную часть брахман, примыкающих к той или иной Веде, составляют араньяки или лесные книги. Эти эзотерические тексты предназначались для изучения лесными отшельниками или людьми, периодически удалявшимися в лес для совершения специальных обрядов. Они содержат символические и метафорические пояснения к ритуалам и составляют переходную ступень между брахманами и упанишадами. Таким образом, араньяки примыкают к брахманам, а завершаются они упанишадами философскими текстами и коментариями брахман и араньяков.
Замыкает ведийский корпус текстов обширный круг не принадлежащих шрути произведений, называемых веданга (члены Вед): фонетика (шикша), просодия (чхан-дас), грамматика (вьякарана), этимология (нирукта), ритуал (кальпа), астрономия (джьотиша). Эти тексты являются вспомогательными, потому канон для них не установлен. Мне доводилось встречать более десятка трактовок и это только в Хараппе.
Вторая традиция, смрити (и веданги), отличается прежде всего семантикой, а уже потом - хронологией. Наиболее обширный раздел среди них - кальпасутры, которые продолжали и детально разрабатывали ритуальные предписания брахманических текстов. Часть из них посвящена торжественным публичным церемониям (шраута-сутры), другая - повседневным домашним обрядам (грихья-сутры). К последним примыкают дхарма-сутры и дхар-ма-шастры — памятники права.
Впоследствии из ведант развились самостоятельные отрасли наук (шастры). Наиболее впечатляющими среди них являются науки о языке. Их особое развитие было стимулировано задачами бережного сохранения священных текстов в устной жреческой традиции.
К традиции смрити относятся также эпос и пураны.
Не так много, но из этого хорошо видно, что доморощенные "учителя" не имеют шансов даже внятно изложить предложенные здесь понятия, не вызывая улыбки. А поскольку в разных (как я уже говорил выше) ведангах имеются разночтения, понятные и приемлимые только для знающих, такой гуру сразу становится толкователем первооснов - вольность, которую не позволяли себе и великие преобразователи ведизма.