Я очень устаю в последние дни от вынужденного безделья и мне не очень до умозрительных способов восстановления здоровых духовных токов: жду. Однако с медитациями, активными и спонтанными, пора, наконец, разобраться с точки зрения ведической Традиции. Вот ученик обращается к Будде: «Обучи меня, о, Господь, тем медитациям, которым я должен посвятить себя, чтобы позволить моему уму вступить в рай чистой земли».
Будда сказал: «Существует пять медитаций».
Первая медитация - это медитация любви, в ней вы должны установить свое сердце в стремлении к благу всех существ, в том числе и к счастью ваших врагов.
Вторая медитация - это медитация сострадания, в ней вы размышляете обо всех существах, находящихся в беде, ясно представляя в вашем воображении их печали и тревоги, так, чтобы пробудить в вашей душе глубокое сострадание к ним.
Третья медитация - это медитация радости, в ней размышляйте о процветании других и радуйтесь их радостям.
Четвертая медитация - это медитация на нечистоту, в ней вы рассматриваете дурные последствия развращенности, воздействия грехов и болезней. Как незначительны часто минуты удовольствий и как губительны их последствия.
Пятая медитация - это медитация на безмятежность, в ней вы поднимаетесь выше любви и ненависти, жестокости и подавления, богатства и желания и смотрите на свою собственную судьбу с беспристрастным и совершенным спокойствием.
Так что же в так называемой медитативной практике есть истинная медитация, а что является просто кичем? Люди одержимые могут сколь угодно долго и аргументированно возражать и пытаться отстаивать свое видение, но опыт немногих истинных практиков-эволюционистов позволяет определить истинную медитацию как состояние незаинтересованного осознания (наблюдения) всех движений ума. Это значит, что любая мысль или эмоция, возникающие в сознании, не должны ускользать от внимания наблюдателя, но и не должны получать эмоциональную или интеллектуальную оценку и подпитку. Для этого наблюдающее сознание должно постоянно находиться в настоящем моменте времени, а не «гулять» в прошлом или в будущем или абстрагироваться в пространстве. Иными словами, истинная медитация - это пребывание сознания в настоящем моменте времени. Только при этом условии возможно полное выключение работы рассудка, что является основным требованием истинной медитации. Истинная медитация может быть двух видов - активной и спонтанной.
Активная медитация практикуется в период, предшествующий раскрытию существа (души) и требует определенной активности от внутреннего Наблюдателя в выборке из общего потока мыслей тех мыслей, которые не наносят вред ищущему. Человек, практикующий активную медитацию, не нуждается в жесткой привязке к «необходимому перечню» морально-этических норм поведения или к каким-либо разрешающим или запрещающим догмам, за него нравственную работу успешно выполняет внутренний Наблюдатель. Успешно ли? Мы не находим таких гарантий в учении Будды о медитации. Несомненно только, что на первых порах практиковать активную медитацию бывает затруднительно, поскольку сознание, привыкшее «гулять без привязи», постоянно стремится сбиться в привычный бессознательный ритм работы. Именно активное внимание призвано возвращать его в настоящее время. И опять же...Призвано-то призвано, но как это выглядит на практике. Медитирующий (не без этого) Брахман Вед стремиться поглотить мир иллюзий (майя) и невежества (незнания Вед, авидья), слиться с ним в божественном экстазе и осознанно воскликнуть: "Всё есть Брахман!". Смирение - не его удел и это прекрасно. А у Будды всё пущено на самотёк: нравственно или безнравственно - какая разница?! Но может дело поправит спонтанная медитация?
Спонтанная медитация - это абсолютно безусильный вид истинной медитации, при котором рожденное психическое существо, наше сокровенное «я», спонтанно (в реальном течении времени), не допуская разгула мыслей и эмоций, выполняет роль верховного цензора, обеспечивая тем самым безошибочность поведения и действий в любых ситуациях. Н-да, а вот Я (атман) в Ведах проходит напряжённый путь работы духа, чтобы работой души приблизиться к Брахману, сравняться с ним (атман=Брахман есть главный постулат Адвайта-веданты) и воскликнуть в экстатическом восторге: "Я стал Брахман!". Увы - опять не то у Будды.
Как мы видим, Будда предлагает искателям Истины пять видов медитации, первые четыре из которых ею вовсе не являются, а представляют собой концентрацию сознания на определенной идее или тематические рассуждения. Безусловно, что тематические концентрации сознания на какой-то период успокаивают рассудок и в целом дисциплинируют работу ума, однако фиксация сознания на определенной мысли или абстрактном понятии не позволяет нисходящей Эволюционной Энергии проникать в телесное сознание и проводить работу просветления. Таким образом на пути Эволюции ставится непреодолимая преграда, хотя субъективно (особенно в процессе «медитации») может казаться, что в развитии достигнут определенный прогресс.
Пятый вид медитации - медитация на безмятежность с подъемом сознания в сферы, надстоящие над мыслью. Но это опять-таки не истинная медитация, а «медитация кверху», обеспечивающая энергетический ток в направлении от основания позвоночного столба к макушке головы. «Медитация кверху» может служить хорошим инструментом для выхода в Высшие Сферы Сознания и пребывания там, но никак не для раскрытия психического существа и трансформации телесного сознания. Сам Будда, не подозревая об этом, своим опытом блестяще подтвердил это положение. Достижение Нирваны произошло не в период практикования им какого-либо специального метода или определенного вида медитации, а в состоянии полного расслабления сознания, когда для Эволюционной Энергии стало возможным проникнуть в тело. Достижение Нирваны при «медитации кверху» невозможно, поскольку только нисходящая Эволюционная Энергия жертвы разъятия Единого способна раскрыть психическое существо, а Нирвана (по тому, как ее описал Будда) - это пребывание сознания в Высших Сферах при раскрытом психическом существе. По этим причинам вожделенная Нирвана буддистов практически недостижима и подменяется ежедневной практикой «медитации кверху» с подъемом индивидуального сознания в сферы безмятежности, пребывание в которых принимается, в конце концов, за достижение Нирваны. Да простят меня рьяные приверженцы буддизма, но я бы назвал практику достижения Нирваны психологической мастурбацией.
Корневые истоки практики восходящей медитации уходят в далекое прошлое, когда земное человечество находилось на инволюционной стадии «развития», то есть в период, когда человеческое сознание погружалось в недра материи, отрываясь от Единого Источника, и становилось все более материальным. В те далекие времена духовные адепты в своей практике использовали восходящую медитацию как единственное средство искусственного поддержания связи индивидуального сознания с Высшими Сферами. Память об этом хранилась тысячелетиями и дошла до наших дней. Однако сегодня практика восходящей медитации может использоваться только как вспомогательное средство для поднятия энергии Кундалини с целью окончательного раскрытия энергетического центра над макушкой головы. И не более того.
А вот с богами и Единым у Будды и вовсе полный напряг. Впрочем об этом - позже, да и не будете вы читать это после праздников.