Любовь
Мы — два грозой зажженные ствола,
Два пламени полуночного бора;
Мы — два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела.
Мы — два коня, чьи держит удила
Одна рука, — одна язвит их шпора;
Два ока мы единственного взора,
Мечты одной два трепетных крыла.
Мы — двух теней скорбящая чета
Над мрамором божественного гроба,
Где древняя почиет Красота.
Единых тайн двугласные уста,
Себе самим мы Сфинкс единый оба.
Мы — две руки единого креста.
Вячеслав ИВАНОВ
Венок сонетов Волошина... В начале зимы я решился и первое, что я сделал после своей наглой задумки прокоментировать весь волшебный "Венок сонетов" Волошина, так это вернул в самое начало темы эту вот маленькую миниатюрку. И не только потому, что с таким явлением, как русский сонет, столкнулся я впервые у Волошина, точнее обратил внимание на эту форму. При лёгком, прозрачном прочтении сонета без обременения формой, содержание порой поражает глубиной и силой восприятия. Пушкин тоже ладил свою "онегинскую строфу" под сонетную форму, правда чисто английского шекспиро-бернсского формата. И не слишком перегружал её смыслом. Тогда что же такое венок сонетов - истинное торжество мастерства, слиянное меж точёной формой и таким глубоким содержанием, что редко даётся с первого прочтения.
Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Но видите вы всегда только 14, как 13 из 14-ти камней в любой точке "Сада камней" в Киото, или 7 из 8-ми концов креста в Храме древней Гипербореи, висящего над бездной воронки у сакральной горы Меру, бездонной воронки, уносящейся по преданию к центру земли и там бесследно исчезающей. И это только 1-я тайна.
Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет-магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка. Где он, как его сыскать в этом волшебном и сложнейшем творении?!
Венок сонетов изобретён в Италии в XIII веке. Эта уникальная поэтическая форма требует от поэта... много чего требует: в этом я на своём опыте убедился и когда-нибудь вас с ним познакомлю, хоть несколько сонетов из своего венка я тут выставлял.
Первый венок сонетов на русском языке принадлежит филологу Фёдору Коршу: он в 1889 г. перевёл венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна. Венки сонетов написали: Вячеслав Иванов (в сборнике «Cor ardens»), Валерий Брюсов («Роковой ряд») и, конечно же, Максимилиан Волошин. Особняком стоит великий "Золотой обруч" Бальмонта.
У Иванова форма даже единого сонета редка: символисту трудно сохранить чувство меры меж легковесностью символов и претензией на глубину. Но вот тут - какая претензия?
Я, когда с привычным скепсисом ко всем почти "серебряным" в сравнении с Бальмонтом, открывал "любовную" страничку у Иванова...замер, задохнулся,...на второй строке вернулся к первой и ошеломлённо застыл над первым же образом... Никогда ещё я так долго не вчитывался в сонетную форму, он меня измучил, истомил неясностью недосказанного, я постоянно что-то терял в нём,...и находил снова совсем в другом обличьи. Да, это надо быть учеником великого космиста Фёдорова, чтобы ТАК увидать любовь.
Те юношеские впечатления давно позади, сонет уютно разместился в ареале моей души, в нём всё знакомо и осмысленно, но иногда, как вот и сейчас, наплывает из подсознания одно странное ощущение...
Мне много раз посчастливилось проводить целые часы у сфинкса: мы тогда помогали невдалеке описывать древние бирюзовые шахты и были абсолютно свободны в передвижении. Мнилось, я изучил все ракурсы и виды этого чуда света и в утреннюю Аврору, и полуденным знойным маревом загадки и миража, и вечерней таинственной порой шопота как крик и потаённой угрозы древней пустыни. Казалось, ничем уже не может удивить этот прекрасный женский лик, проглядывающий посвящённому сквозь череду поздних изменений, и всё же порой нечто неясное и тревожно-радостное заставляло душу замереть в сладостном ожидании...
Так и с этим вот сонетом....
А теперь представьте, что вас ждут плеяды таких загадок-ожиданий, которые я вам обеспечить обещаю...