-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Галате-Я

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) _БлЕсТящИе_КаРтИнОЧкИ_ вязалочки Сама_овца
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Evernote_Ru

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 563


Виктор Берковский

Вторник, 19 Октября 2010 г. 11:20 + в цитатник

Когда приходит человек, который занимается авторской песней, то мнение аудитории делится на две части. Одни говорят, слава богу, пришел Берковский. А другие говорят, неужели это не надоело, это же уже отжившее? Авторская песня почему-то живет. Вы никогда не задумывались, почему? Вроде все поменялось.

Песни живут. Уходят - люди, создававшие и поддерживающие классическую авторскую песню.

Виктор Берковский был уникальным человеком,  среди других российских бардов фигура не типичная. Хотя бы тем, что он никогда не писал стихи, предпочитая поэзию известных авторов: Михаила Светлова, Роберта Рождественского, Юрия Левитанского, Давида Самойлова, Булата Окуджавы, Эдуарда Багрицкого. Не будучи поэтом, он, тем не менее, обладал редким качеством – чувствовать настоящие стихи и с легкостью давать им новое звучание, одаривая слова проникновенными, запоминающимися мелодиями.

Ну, скажите, кто не слышал и не напевал его "Под музыку Вивальди", "Лошади в океане", "Колечко", "Каждый выбирает для себя", "Гренада"?... 

 

 (245x351, 23Kb)

 

 

 (699x539, 216Kb)

Он прожил замечательную жизнь. Дай Бог каждому достичь такого счастья, - быть, как он, хорошим, не простым, но обаятельным и добрым человеком и оставить после себя такие бессмертные произведения. Именно бессмертные, другого слова не нахожу. Так же, как наше поколение воспринимает "Битлз", Армстронга, Моцарта, наконец, так же звучит для нас и неповторимая интонация Виктора Семеновича. Она, я уверена, останется такой же и для следующих поколений.

 Родился Виктор Берковский 13 июля 1932 года. Детство его прошло на Украине, в родном городе Запорожье. Во время Великой Отечественной войны жил с семьей в эвакуации в городе Сталинске (ныне - Новокузнецк), где его мать, известный в городе врач-кардиолог, заведовала терапевтическим отделением в госпитале для тяжелораненых. Отец в первый же день войны был призван в армию и, оставив на время мирную профессию бухгалтера, стал рядовым пехоты, воевал и вернулся домой после тяжелого ранения.

Окончив в 1950 году среднюю школу, В.С. Берковский уехал учиться в Москву, где сначала поступил в Московский автодорожный институт, но после 1-го курса, перевелся в Московский институт стали, который и окончил в 1955. Он отказался от "нормального" распределения на московский завод "Серп и молот" и вернулся в Запорожье, чтобы начать трудовую карьеру на электрометаллургическом заводе "Днепроспецсталь"

В 1962 году В.С. Берковский вернулся в Москву и поступил в аспирантуру МИСиСа, с которым связана практически вся его дальнейшая трудовая биография. Окончив аспирантуру и защитив в 1967 году кандидатскую диссертацию, уровень которой был расценен оппонентами как докторский, он остался работать и преподавать в этом институте (в последние годы в должности профессора). Два года (1970–1972) провел в командировке в Индии, где преподавал на металлургическом факультете Индийского технологического института.                                  За  заслуги в области образования он удостоен звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»

 С одной стороны – научная работа, более 120 трудов и статей, с другой – музыка. Виктор Берковский написал не так уж много – 200 песен, но практически каждая из них попала, что называется, «в десятку», многие стали не просто широко известными, а являются подлинными «песнями нашего века», а написанная в содружестве с Сергеем Никитиным композиция «Под музыку Вивальди» стала единственной советской мелодией, которую исполнил оркестр Поля Мориа.

 Берковский уникален тем, что он - композитор, не имеющий специального образования. Вместе с тем  он - великолепный мелодист, использующий в работе все богатство музыкального искусства. Творчество Виктора Семеновича свидетельствует о том, что настоящая авторская песня - это не только хороший текст, но и замечательная музыка, высокая музыкальная культура.

Мелодический дар музыканта-самоучки поражал и простых слушателей, и профессионалов, хотя серьезного музыкального образования у Виктора Берковского не было. «Я пришел в музыкальную школу, когда мне было около 30, - вспоминал музыкант. – Попросился на вечернее отделение. На меня посмотрели с ужасом и сказали: «На вечернее поступают дети, которые не прошли на дневное. А вы вроде уже не ребенок». И, тем не менее, его приняли. Хотя к тому времени «ученик» уже защитил кандидатскую диссертацию и преподавал в Институте стали и сплавов.

 Первые песни на музыку, написанную Берковским. появились в 1957 году и сразу же снискали себе любовь слушателей. Причем, как это нередко бывает с авторской песней, многие и не знают, что автором музыки многих популярнейших музыкально-поэтических баллад является видный ученый, профессор Берковский. Так бардовская песня приобретает новую "ипостась", становясь фактически народной.

 Берковский замечательно владел редко кому доступным искусством правильного прочтения поэзии, его музыка почти всегда адекватна стиху. Яркий пример такого точного «попадания» в стихотворение, после чего оно уже не мыслится звучащим по-иному, – песня [b]«Гренада». Музыку на знаменитое светловское стихотворение неоднократно пытались написать и до, и после Берковского, в том числе некоторые очень известные композиторы, но народ знает и поет ее только в «берковском» варианте, с той единственной мелодией, которая как будто родилась вместе с этими стихами. Причем, как это и бывает с песнями, ставшими «народными», очень часто исполнители даже не помнят имени композитора.

 С сольными концертами В. Берковский начал выступать значительно позже большинства других современных ему бардов; многие его широко известные песни впервые прозвучали со сцены в исполнении квинтета Сергея Никитина.  Лишь в конце 1970-х годов широкий зритель смог, наконец, услышать песни Берковского в его собственном, авторском исполнении.

 Виктор Берковский никогда не был лауреатом чего бы то ни было: так вышло, что даже участие в фестивалях и конкурсах авторской песни он принимал сразу в качестве члена жюри (он являлся, в частности, неоднократным председателем жюри Грушинского фестиваля). Он тем более не был членом Союза композиторов, поскольку никогда "не обучался музыке" в соответствующих учебных заведениях и не обладал "бумажкой", которая официально бы удостоверяла его профессиональное мастерство. Он просто писал песни, которые люди любят, поют, будут любить и петь всегда.

Умер Виктор Берковский 22 июля 2005 года.

  Аристотель еще говорил: "Певец есть воспитатель общества и создатель его". Когда мы поем авторские песни, мы поем не про Берковского, не про Окуджаву, не про Городницкого, - мы поем про себя. Мы себя обретаем в этих песнях, в любви ими объясняемся друг другу, слушаем записи и погружаемся в целый мир, который был открыт нам этими людьми. И Виктор Берковский был одним из тех великих, которые нас объединяли. Недаром восточные мудрецы говорили: "Певец приходит к племенам и делает из них нацию". Песни, созданные Берковским, учат нас теплу, свету, правильному строю жизни. Если мы будем жить по ладу этих настоящих песен - Окуджавы, Высоцкого, Берковского, - у нас все будет в порядке. И в этом смысле у певца счастливая судьба. Виктора Семеновича нет, но мы ставим пластинку, и вот он с нами - живой, доброжелательный, болеющий за общее дело... 
 

 (699x437, 64Kb)

Прослушать запись Скачать файл


Рубрики:  Авторская песня
И у песен есть судьба...
Музыка, музыкальные кумиры
ЖЗЛ, истории жизни
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку