Прочитала очень интересную статью Натальи Клевалиной про японский театр кабуки. Она рассказывает, что в театре кабуки было два жанра пьес. Первый героический жанр – пьесы о самураях (стиль Эдо). Второй – любовные мелодраматические истории (стиль Осака).
Прочитала очень интересную статью Натальи Клевалиной про японский театр кабуки. Она рассказывает, что в театре кабуки было два жанра пьес. Первый героический жанр – пьесы о самураях (стиль Эдо). Второй – любовные мелодраматические истории (стиль Осака).
Театр кабуки, в котором, как известно, играют только мужчины был создан женщиной в XVII в. – танцовщицей Окуни из Киото. В ее театре актрисы танцевали достаточно в вольном стиле, и самураи, которые были основными зрителями, часто после спектаклей устраивали кровавые стычки на почве ревности. Чтобы это прекратить женщин заменили молодыми актерами, но стычки не прекратились, а только усилились. В результате очередного запрета, актерами театра кабуки могли быть только взрослые мужчины. Мужчин исполняющих роль женщин называли оннагата. Оннагата могли жениться, но сценическому партнеру, который играл возлюбленного, не разрешалась видеть реальную жену оннагаты. Чтобы лишить их привлекательности, властями было предписано оннагата сбривать все волосы на лбу. В повседневной жизни оннагата предписывалось также носить женскую одежду.
Спектакль кабуки длился почти весь день ( сейчас около 6 часов) , поэтому зрители в процессе просмотра перекусывали, курили (раньше спектакли проходили под открытым небом), отдыхали на принесенных циновках. Если актеры плохо играли, эти самые циновки кидали в них (вместо помидоров).
«Когда на сцене появляются люди в черном, с закрытыми лицами, бесполезно листать программку – там наверняка ничего не говорится о нападении на героев кровожадных ниндзя. Люди в черном – просто театральные ассистенты. Они вовремя вынесут для героя складной стул, прямо на сцене переоденут его в другой костюм, у всех на глазах сменят декорации. Их закрытые лица означают, что они невидимы».
В театре кабуки есть специальный длинный помост, пересекающий весь зал и соединенный одной стороной со сценой. Называется он ханамити. Считается, что самые волнующие сцены лучше дойдут до сердца зрителя, если будут сыграны, так сказать, «ближе к народу».
«Некий актер однажды исполнял роль героя, вынужденного отправится в долгое путешествие. Он «странствовал» по ханамити, ходя туда-сюда с дорожным узелком в руке, и под конец пожаловался на сильную усталость. После этих слов один из зрителей вдруг радушно пригласил актера подкрепится пирожками, сакэ и отдохнуть. Поев, актер взобрался обратно на ханамити и продолжил исполнение роли. С тех пор сцена странствия всегда заканчивается тем, что зрители предлагают угощение уставшему герою. И он никогда не отказывается. Красное полотнище, проносимое по сцене все теми же людьми в черном, говорит о том, что сейчас зрители станут свидетелями развязки. А если вдруг выходит посреди действия человек в черном, садится на пол и начинает стучать об него деревянными палочками, это означает, что в жизни героев намечаются серьезные перемены».
«Умершему по ходу действия запрещалось выходить на поклон – труп должен оставаться трупом».
« В театральных законах издавна было оговорено, что положено и что не положено звездам и актерам на вторые роли. Ведущий актер, например, получал право на осветителя – это значило, что во время представления за ним ходил человек в черном с фонарем, привязанным к длинному шесту».
По ходу пьесы актеры принимают определенные позы – миэ. В некоторых позах они могли стоять достаточно долго. Например, объясняясь с возлюбленной актер мог стоять на одной ноге протянув к ней руки. Поэтому актеры должны были обладать физической силой.
«Кто бы не смотрел пьесу кабуки – японец, для которого все герои знакомы с детства, или европеец, поглядывающий на часы, пока актеры надолго замерли в канонических позах, - не сможет отрицать: то, что он видит, - красиво. А красоту, как считают на Востоке, нельзя даже пытаться объяснить – так недолго ее и разрушить».
Иллюстрации взяты мною с сайта о кабуки
http://www.kabuki21.com/section.php