Дорога обратно |
Наверное, мне уже пора закончить рассказ про поход на Лапчи, а то я его уже пол года рассказываю в своей неспешной манере? :) Уже все забыли где это самое Лапчи и на чем мы остановились в повествовании, а я всё не могу найти время :)
Итак, Лапчи – это отдаленное место в Непале на границе с Тибетом, на высоте 3600 метров, где в ХI в., в пещере жил великий буддийский святой Миларепа, и где сейчас находится ретритный центр и монастырь.
Рассказ же окончился на том, что я порвала связки на ноге, а вертолет мы решили не вызывать.
Продолжаю рассказ:
Если уж решено идти пешком и самой, то надо было потренироваться. Ребята как раз собрались подняться на небольшой пригорок на котором стит прекрасная белая ступа Джангчуб посвященная женскому божеству Белая Тара. Построена эта ступа была в один день. Произошло это более 200 лет назад. Один великий учитель, которого звали Шабкар Цогдрук Рангдрол попросил каждого из своих учеников, взять по одному камню и поднять их на холм, чтобы построить ступу. Учеников было так много, что ступу выстроили за один день.
Это ступа уже после восстановления и ремонта.
Шабкар Цогдрук Рангдрол (1781 -1851) был нищенствующим йогином, который большую часть жизни прожил в скитаниях. Он останавливался в горных пещерах, или жил в крошечной палатке в лесу, или на кладбище ( в Тибете кладбище – это место кремации), медитировал там, а потом шел дальше. Он никогда не ел мясо и развил очень сильное сострадание. Он научился общаться со всеми животными, даже с маленькими мошками. В его жизнеописании есть много историй, когда он отдавал свою последнюю еду птицам и зверям. Он был признан одним из воплощений ламы Миларепы. Кроме того он был очень веселым и дружелюбным, часто свое учение он передавал в форме песен. Вот один отрывок:
Во дворцах горных затворничеств,
В прохладных хижинах из зелёной травы,
Под палаткой из белого хлопка,
Я, беспечный йогин,
Живу как хочу.
Кроме ступы, с благословения ламы Шабкара Цогдрука Рангдрола был построен монастырь Чоре Гепел Линг, рядом с которым мы жили.
В 1998 году Нубпа Ринпоче собрал необходимые деньги и смог устроить ремонт ступы и монастыря. Сейчас старая ступа находится внутри новой.
Мои друзья хоть и не шли быстро, но мне все же было за ними не угнаться. Девушки засомневались, что я смогу завтра идти, но я верила в свои силы.
Поднявшись к ступе, мы сделали несколько ритуальных обходов, помолились и пошли вниз. Лама Гарик договорился с ламой распорядителем, и он открыл для нас храм и показал реликвии, которые тут хранятся.
Самой ценной является статуя ламы Миларепы. Еще сам Миларепа смешал кровь из носа и глину, сделав реликвию. Затем к этой глине ученик Дордже Драгпа (1084-1164) добавил пепел, который остался после кремации Миларепы и сделал его скульптурное изображение. За несколько веков изображение сильно разрушилось, но позднее Четсанг Ринпоче восстановил его. Кроме скульптуры в монастыре хранится обувь Наропы и Марпы, кусок кости Миларепы, на котором после кремации выступила мантра «мани», козырек от солнца из ячьей шерсти, принадлежащий Миларепе, зуб яка, на котором после кремации проявилось изображение богини Церингмы, пояс, который носил лама Цангом Ньоном Херука (1452–1507), составивший жизнеописание Миларепы и множество других реликвий. После того как нас ими благословили, у меня было такое ощущение, что прямо земля ушла из под ног. Такая сильная энергия. Просто чудеса.
Потом мы вернулись в домик к Ньеме. Позже подошел наш кули, который всё это время жил в деревушке, выше за монастырем (я вам её показывала). Мы предупредили кули, что собираемся выйти завтра и пораньше, т.к. у меня болит нога и что может быть придется идти три дня. Кули стал ныть и требовать дополнительной оплаты. Деньги ему были обещаны, и мы отправились спать.
Утром мы проснулись рано, позавтракали, лама Гарик, который ночевал в пещере, принес рюкзаки, и мы стали собираться. Ньема ходил хмурый и выглядел недовольным. Я сделала ему денежное подношение, но он особо не развеселился. Видимо ожидал большего. Он до этого всё время заводил разговор о том, что если я полечу на вертолете, то надо подарить ему мой спальник, но тут понятно о спальнике речь не шла т.к. мне самой спальник был нужен в дороге.
Полностью собранные к оговоренному с кули времени мы стояли и ждали, но наш помощник не приходил.
Было не понятно, что и делать, Лама Гарик не мог бы унести все рюкзаки, да и мы с девочками были не большой помощью. Надо было ждать кули, но сколько? А я ведь со своей ногой не особый ходок. Выйти поздно – это значит не успеть к месту ночевки. Было принято решение нам все же выдвигаться, а лама Гарик с кули должны были нас догнать.
Я попрощалась с Ньемой и дедушкой Церингом и пошла вниз. Мы договорились с девочками, что они пойдут в своем темпе, быстрее, а я пойду как смогу. Одной идти было очень приятно, можно было ощущать единение с природой и просто смотреть на всё вокруг. Дорожка вроде была одна, и я не боялась заблудиться. Спустилась вниз к реке, перешла её по выбеленным камням и дальше поковыляла по лесу. Нога хоть и болела, но я старалась на неё не обращать внимания т.к. чем больше думать о больном, тем боль, как известно, усиливается.
Вот такие красивые лишайники свисают с деревьев.
Интересные кристаллы люда на земле, длинные и прямые, похожие на шерсть.
Где-то через час - полтора, дорожка стала неожиданно забирать вверх. Вроде такого крутого склона не было, но ведь когда я шла к монастырю, то я спускалась, может и не запомнила, но взобравшись на гору и пройдя еще по гребню, я обнаружила, что тропа уперлась в забор из веток, который мешал якам пройти дальше к обрыву. Тут я услышала, что меня окликают девушки, они тоже заплутали, но шли внизу вдоль реки и только, увидев меня, стали подниматься. Мы поняли, что сбились с пути. Решили возвращаться к реке. Девочки опять пошли вперед, а я обнаружила орлов и их пофотографировала.
Если правильно определила то: Степной орел (лат. Aquila nipalensis)
Спустившись вниз, я встретила тибетцев и узнала где поворот, тибетцы рассказали мне, что сзади идет лама Гарик. Я обрадовалась, что все мы выдвинулись, но ждать его не стала т.к. мне с моей ногой надо было поторапливаться, и так потеряли час с этим напрасным подъемом.
Тибетцы мне подсказали идти за женщиной, которая пасла яков, она шла в нужную мне сторону. Вскоре я отстала, но тут уже дорога была понятной, и я бодро шагала опираясь на трекинговую палку, останавливаясь только для того чтобы перевести дыхание, или сделать несколько кадров.
Через некоторое время меня догнал лама Гарик и рассказал, что когда мы ушли, Ньема стал ругаться, что только я дала ему денег, а девушки нет и стал просить оплаты. Лама Гарик напомнил, что Ньема сам всех пригласил к себе т.к было холодно, но Ньема стал настаивать, говорить, что мы пользовались его едой и дровами (это при том, что мы покупали сами еду и еще и его угощали), но лама Гарик не стал с ним спорить и дал ему 1000 рупий. После чего Ньема закрыл дом и ушел, лама Гарик стоял на улице и ждал кули. Тот пришел только через час и заявил, что никуда не пойдет, тогда ламе Гарику пришлось сказать, что он тогда ему не будет платить. Весь это спектакль был устроен специально чтобы поставить нас в безвыходную ситуацию и набить себе цену, но лама Гарик не повелся, решив, что сможет спустить все рюкзаки вниз к реке, а возле реки есть пастухи и он сможет найти помощника.
Я не представляю как лама Гарик нес наши три рюкзака, причем довольно тяжелых т.к. в них было четыре спальника и теплые вещи. Он сам сказал, что в какой-то момент понял, что просто уже не может сделать ни шагу. Он остановился чтобы перевести дыхание, но тут его нагнал кули, который как ни в чем не бывало сообщил, что он передумал и пойдет, взял два самый тяжелых рюкзака и поплелся сзади, а лама Гарик пошел вперед, нас догонять. Вот такие чудеса в решете.
К обеду мы подошли к домику метеоролога, в котором ночевали по дороге на Лапчи, наши девушки уже были там. Метеоролога не было на месте, зато мы встретили монахиню, которая шла на Лапчи в сопровождении нескольких кули. Вместе с ними мы устроили общий обед, скинувшись продуктами. Дождались нашего кули, отдали его порцию и поспешили дальше. Нам хотелось засветло дойти до маленькой деревни возле монастыря, где мы могли переночевать не под открытым небом.
Стало уже смеркаться, когда мы подошли к первым домикам. В ближайшем домике был дедушка тибетец, которого мы встречали раньше и незнакомый непалец. Пол домика был полностью завален картошкой, за исключением узкого прохода. Света не было, только в проходе был разведен маленький костерок, на котором готовился чай. Дедушка нас радушно встретил и предложил оставаться на ночевку тут в картошке :) Мы очень удивились, но уже так устали, что были на все согласны. Пока мы пили чай и разговаривали, лама Гарик прошел в другой конец деревни и выбрал для нас другой пустующий домик - здание школы, состоящие из двух крошечных классов. Класс школы вмещал только две парты и стол учителя. Можно было сдвинуть парты и лечь спать не на полу среди картошки, чему мы конечно очень обрадовались. Дедушка тибетец угостил нас чаем и сварил для нас очень вкусную картошку в мундире. Такой вкусной картошки я никогда еще не ела. Она была не пресная, а с очень насыщенным сладковатым вкусом.
Потом мы отправились к домику школы. Перед сном еще решили приготовить чай и посидеть немного возле костерка. Было грустно: вот и осталось Лапчи позади, скоро закончится наше приключение. Мы надеялись, что если сможем идти в том же темпе, к вечеру дойдем да Ламабагара. Мы с девочками легли в одной комнате, лама Гарик в другой. После того как мы уже легки спать, услышали, что кто-то пришел ночью. Оказалось, что пришли двое тибетцев из Лапчи, которые сопровождали молодую американку. Эта женщина несколько лет провела в Лапчи в ритрите. Утром мы познакомились. Она собиралась снова остаться там на некоторое время чтобы практиковать. Вот такие удивительные люди есть на белом свете :)
Быстро перекусив, мы поспешили продолжить путь. Я убрала на ночь фотоаппарат в рюкзак и утром забыла его достать. Так мой рюкзак снова поехал на кули, а я отправилась в путь без фотоаппарата. Мы прошли где-то километр и опять свернули не туда. В этот раз мы шли все вместе и были уверены, что идем правильно т.к. казалось, что и этот водопад был и камни эти точно так лежали. Шли вверх в гору еще не меньше километра, пока не вышли к маленькому храму. Тут-то мы и поняли, что не там свернули. Зато посетили храм защитника Дордже Легпы.
Показываю вам храм на фотографии, которую сделала Катя на айфон.
Снова пришлось возвращаться. У меня разболелась нога, которую утром с трудом удалось впихнуть в ботинок, очень хотелось поныть, но понятно, что ныть было бесполезно, т.к. идти всё равно надо :) Лама Гарик напомнил, что можно идти и одновременно медитировать, что как-то меня переключило, и нога постепенно угомонилась. Девушки снова шли вперед, а мы с ламой Гариком шли тоже быстро, но в меру моих способностей. Кули где-то застрял сзади. Чем ближе мы подходили к Ламабагару, тем небо всё темнело и темнело из-за туч. Сначала немного накрапывало, а возле поселка уже начался дождь. Только мы успели дойти до гостиницы, как разразился настоящий ливень. Мы сидели и радовались, что вернулись за два дня и завтра вечером мы уже будем в Катманду. Хозяева гостиницы приготовили для нас ужин.
Автобус отправлялся в 6 утра, и надо было встать еще раньше чтобы собраться и занять места.
В следующем посте я вам расскажу, что интересного мы видели по дороге в город.
Серия сообщений "Непал":
Часть 1 - Гималаи
Часть 2 - Советы для отправляющихся в Непал
...
Часть 22 - День четвертый. В гостях у ламы
Часть 23 - Покой нам только снится
Часть 24 - Дорога обратно
Часть 25 - Прогуляемся по Патану
Часть 26 - Непальский праздник Тихар и еще обо всем
Часть 27 - Пашупатинатх
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова
"это просто наша такая история, наша карма..."Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова
И это точно!))))))))))))Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова
Жуть, вообще, Кать. :(( Хорошо, что так быстро всё прошло.Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова
Я не по горам носилась и с палкой))Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова
Катя_Дизайнер_Иванова, а вот, поняла, где я связку смысловую потерялаКомментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |