-Метки

peter gabriel армения афоризмы африка аюрведа бабочки байкал бали буддизм бурчу былое и думы бытописание видео виски выставки вьетнам гомосексуализм города и страны горы грузия дача демотивация дизайн дневниковое животные игрушки идиотские модели иллюстрации индия индонезия искусство истории из жизни камбоджа камчатка квилт керамика кино кинофестиваль киргизия китай клипы книги косметика кот коты крым лекарственные растения лес личное любовь люди мои работы москва мужчины и женщины музеи музыка музыка. клипы мультик народное искусство непал новости одежда открытки парапланы полезно польза порадовало почта поэзия праздник праздники пресса природа птицы работа рассказ реклама рецепты случаи случаи из жизни стамбул стихи субкота танзания театр тест тибет турция удивило фестивали флэшмоб фотки фото фотограф фотографии фотографии цветов художники цветы цитаты шри-ланка япония

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Quilt Fest 2022
Quilt Fest 2022
20:19 16.04.2022
Фотографий: 49
Посмотреть все фотографии серии Quilt Fest 2016
Quilt Fest 2016
20:23 24.04.2016
Фотографий: 175
Посмотреть все фотографии серии «QUILT FEST» 2015
«QUILT FEST» 2015
11:22 22.04.2015
Фотографий: 122

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Катя_Дизайнер_Иванова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 87976


Армения. Глава 4 " О средневековых феодалах"

Четверг, 28 Июня 2012 г. 14:04 + в цитатник

                                                                                                       «История Армении еще более

                                                                                                запутана чем тебе кажется ))»

                                                                                                                   Даниел Багдасарян

 

  Теперь от храма Звартноц, построенного в VII веке мы перенесемся в XIIIи XIVвека армянской истории, во времена монгольского ига, которое длилось 100 лет (1236-1335).

  

   Зачем мы туда перенесемся? - спросите вы, а я вам отвечу, а потому, что мы отправляемся смотреть старинные крепости  и храмы построенные на Сюникском нагорье  в это время.

    Да, друзья мои, не смотря на монгольское иго, церкви строились, и вообще все занимались своими делами. Как так вышло я вам и расскажу. Рассказывать придется долго, но  те, кому лень читать, могут просто посмотреть картинки.

В качестве картинок к  посту будут фотографии татаро-монголов и армянских князей горных красот Вайоц Дзора по дороге  к монастырю Спитакавор.

спитакавор1 (700x525, 283Kb)

К началу XII века доблестная армянская армия совместно с грузинской армией отвоевали свои территории у турок сельджуков. Наступление  возглавляли братья Закаряны. Помогавшим им армянским князьям, после победы были дарованы освобожденные земли. Практически все Сюникское нагорье отошло княжескому роду Орбелянов,  и большой кусок земли в  районе Вайоц Дзор был дарован Васаку Хахбакяну – одному из основателей  знаменитого княжеского рода Прошянов.

      Помимо светской власти огромное  политическое значение в то время имело армянское духовенство. Поэтому князьям было очень важно заручиться поддержкой епископата. Орбеляны строили церкви и монастыри  в Нарованке и Татеве, а Прошяны на территории Вайоц Дзора.

     Прошянами помимо  феодальных монастырей был открыт один из крупнейших учебных центров  средневековой Армении – Гладзорский университет.

      В начале XIII века на территорию Сюникского нагорья проникли первые разведывательные отряды кочевых племен татаро-монголов. Они были искусными воинами, и воспользовавшись разобщенностью армянских князей, победили их в сражении. Вернулись домой в Каракорум   с богатыми трофеями и рассказами о новых  землях.

       Уже на следующий год  (1236 г.) тридцатитысячная монгольская армия выдвинулась в Армению. Оказать ей достойное сопротивление было некому. Объединенная грузино-армянская армия проиграла несколько боев и чтобы избежать дальнейшего кровопролития,  князья были вынуждены признать власть хана.  Так на территории  Армении установилось монгольское владычество.

спитаковор2 (700x525, 392Kb)

 

Монголы, признавая смелость и  военное мастерство армянских воинов, были заинтересованы в том, чтобы  князья  не только платили дань, но  хотели  чтобы князья со своими боевыми отрядами участвовали на их стороне в дальнейших походах. Князья были вынуждены согласиться.

    Итак, сначала сын князя Васака Хахбакяна – великий князь Прош  участвовал в битве за Багдад, потом  1 февраля  1258 года отправился вместе с монгольским полководцем Бачу-нойоном к последнему багдадскому халифу Мустасиму с предложением сдаться без боя. Однако халиф им сказал, что пошли бы они далеко и надолго, а Бачу-нойона  вообще обозвал «турецкой собакой».  Монгольский полководец, конечно, такое стерпеть не смог. Ладно бы еще «монгольской собакой» обозвали, но «турецкой» вообще ни в какие ворота.

    Они вместе с князем Прошем  (ему тогда было 35 лет) разгромили войско Мустасима, а что сделали с халифом история умалчивает.

   Далее 2 года князь Прош занимался осадой крепости города Тигранакерт и тоже всех победил. За боевые заслуги монголами князю Прошу были дарованы новые земли, рабы, и много денег. Кроме того он был освобожден от части податей.

    Князья Орбеляны и все остальные армянские князья тоже подсуетились с участием в разных битвах на стороне монголов и получением разных земель, наделов, рабов и подарков, но мы их истории оставим на потом.

спитакавор3 (700x525, 391Kb)

Говорят, что на монгольских походах князь Прош так разбогател, что даже решил у себя Вайоц Дзоре устроить собственную церковную епархию, но Орбеляны ему помешали, т.к. у них тоже было много навоеванных денег и хорошие дружеские отношения с монгольскими ханами.

     Даже сейчас ходят легенды о множестве кладов, которые якобы везде спрятал князь Прош.

У князей это самое обычное дело было - клады закапывать. Бывало прихватят в замке все столовое серебро, возьмут лопату,  слугам скажут чтоб  дома оставались, а сами в лес. Челядь сидит в замке вздыхает: «Эх, опять князь пошел клад закапывать, а нам  теперь деревянными ложками шашлык есть».

     Теперь, когда мы знаем, кто такой князь Прош и почему велось строительство,  мы отправимся смотреть на красоты Вайоц Дзора.

спитаковор4 (700x525, 367Kb)

Чтобы смотреть красоты Вайоц Дзора надо, друзья мои, пилить в горы. Вы как люди смышленые можете и сами догадаться, где строили свои монастыри и крепости князья – ага, в местах труднодоступных.   

    Наша группа вышла из Вернашена на тропу войны, ведущую к монастырю  Спитакавор, утром. Вышли мы  с полными рюкзаками и полезли.  К монастырю пришлю днем, а за весь день до привала вечером мы прошагали километров 25 с учетом подъемов и спусков.  Рюкзак с каждой минутой становился все тяжелее и тяжелее, а  мое лицо становилось все краснее и краснее, а дышать было все труднее. В общем, я не знаю, как местные народы тут умудрялись еще и воевать, я так думала, что просто без войны где-нибудь сейчас умру под кустом. Оказалось, что я не походник ни разу. т.е. нет, я походник, конечно, но так чтобы без рюкзака. Мне в этом смысле очень нравится использование шерпов :) Но тут не было ни одного шерпа, да и вообще это было Сюникское нагорье, а  не Гималаи.

      Поэтому я улыбалась (ну не плакать же), краснела лицом и дальше мужественно волокла рюкзак. Мы переходили горные реки, лезли по скалам и вообще, на мой взгляд, были очень героическими.

спитаковор6 (700x525, 328Kb)

Вокруг было красиво, но после нескольких переходов,  я как Ипполит Матвеевич в «Двенадцати  стульях»  перестала интересоваться красотами и смотреть по сторонам: «только сияющие под солнцем ледяные вершины что-то смутно ему напоминали: не то блеск брильянтов, не то лучшие глазетовые гробы мастера Безенчука.»

      Кроме меня вся группа шла бодро и даже весло, но собственно и я не отставала, но думала о гробах мастера Безенчука.

    Но шли мы не напрасно, и через несколько часов  мы пришли к цели нашего похода.

спитакавор7 (480x700, 261Kb)

Вот как написано о Спитакаворе в интернете: «Монастырь находится среди неприступных скал. Со всех сторон его окружают глубокие ущелья, по которым текут горные реки».

    В общем, да…….. неприступные скалы.

Ладно, отвлечемся от нашего геройства, кроме того для тех, кто не герой и не ходит по горным тропам,  почти к самому  храму проложена  грунтовая дорога :)

   

   Итак, церковь называется Спитакавор  св. Аствацацин. Спитакавор – потому что она белая «спитак» (построена из белого камня фильзита), а Аствацацин значит Богоматерь.

  

   В книге Григоряна Г. М. сказано, что построили её по проекту великого архитектора и художника Момика. Он же строил храм в Нораванке. Я о нем подробнее расскажу потом, когда о Нораванке буду рассказывать.

     Строили по указу и на деньги сына великого князя Проша – Эачи Прошяна. Он, кстати, женился на дочери Эликума Орбеляна, которую звали Мамахатун. Таким образом, этот брак объединил два самых сильных княжеских рода Сюника. После смерти князя Эачи,  церковь была достроена в 1321 г. его сыном Амиром Хасаном II.

     В 1330 году к церкви была пристроена колокольня.

     Вот я тут собрала схему Спитакавора:

спит8 (487x700, 202Kb)

Перед входом в церковь находится барельеф с изображением Богородицы.  

Григорян Г.М. пишет, что авторами барельефов  церкви тоже был Момик.

спитак12 (700x513, 326Kb)

В самом храме сохранился барельеф с двумя фигурами, которые держат макет  храма. Предполагается, что это отец и сын Прошяны.

 

спитак14 (700x455, 159Kb)

Также в храме были еще три барельефа, но как это бывает с особо ценными барельефами, они сами собой отвались :)) и их пришлось перенести: два в Государственный музей истории Армении и один в Эрмитаж.

 

    Посмотрим тогда на них по картиночкам из интернета. Это два барельефа из музея истории Армении, тут по версии историков изображен Амир Хасан II, который   охотится на непонятно кого, может быть даже на монголов. Барельеф был на северной стороне фасада церкви.

Второй камень с алтарной части, с изображением Богоматери.

Amir-Hasan (257x367, 30Kb)Spitakavor_Deesis (274x412, 51Kb)

 

В Эрмитаже хранится кусок южного фасада, на котором изображен Эачи Прошян с сыном Амиром Хасаном II.

 

эрм1 (194x278, 42Kb)

Все эти изображения являются шедеврами средневекового армянского искусства, видимо  не зря они отвалились от стен!

 

   Возле храма сохранились остатки разрушенных хозяйственных и жилых помещений.  Помимо церкви здесь находился  мужской монастырь, в котором жили около 100 монахов.

  

    При материальной поддержке князей Прошянов, а  в дальнейшем и Орбелянов монастырь Спитакавор был одним из самых богатых в регионе. Он  собирал десятину с многих ближайших деревень, которые ему были подарены князьями. Дарились также земли и сады. Так супруга Амира Хасана II, которую звали Боба, подарила монастырю все свои угодья.

Внешние стены церкви

 

спитако9 (525x700, 333Kb)

Кроме этого князья Орбеляны и Прошяны добились освобождения от налогов и податей для всех своих монастырей.

       Также все большие монастыри владели гостиницами, маслобойнями, мельницами и другим имуществом, т.е. сами были богатыми феодалами.

     В ответ на дарение, монастыри и церкви были обязаны в определенные дни проводить богослужения и молиться о спасении души дарителя.

спитак15 (700x525, 223Kb)

спитак11 (525x700, 184Kb)

 

спитаков9 (525x700, 259Kb)

 

 

спитак16 (700x525, 252Kb)

 

спитак17 (700x526, 476Kb)

Рядом с Спитакавором находилась крепость князей Прошянов – Прошаберд.

Сейчас это развалины крепостной стены на высокой скале.

   Осмотрев церковь, мы туда тоже пошагали.

Скалы  по дороге к Прошаберду.

спитак18 (700x525, 263Kb)

Дойдя до подножья скалы, на вершину которой надо было взлезть, чтобы полюбоваться  на развалины, я  поняла, что  если сейчас туда поднимусь, то там уже и останусь.

   Поэтому я решила благоразумно полежать на подступах к крепости. Думаю это не очень большое преступление пропустить Прошаберд, т.к.  самое ценное в крепости – это красивый вид на горы, ну а горы были прекрасно видны и с места моего полёживания

спитак20 (700x525, 141Kb)

     Зато я прекрасно отдохнула и смогла тащить свой рюкзак  дальше по горам.

     И вообще, может я не просто так под горой лежала, а на том самом месте, где был Гладзорский университет. В настоящее время его точное  местонахождение не установлено, но ряд ученых предполагают, что он мог находиться прямо под крепостью Прошаберд (это я тоже у Г.Григоряна вычитала).

     Другая версия: университет находился внизу возле деревни Вернашен, возле монастыря Ахбер. 

________________________

Дополнение к посту от Даниела Багдасаряна:

"К счастью сейчас точно известно его место. ....Из Армянской Христианской Энциклопедии известно, что университет был основан в монастыре Танаде, тот же Ахбер. Основал его князь Прош: 1273-1279 гг. - года строительства церкви монастыря -   Св. Степанос

_______________________

Вид с места моей дислокации :)

 

спитак19 (700x525, 250Kb)

Университет этот был на попечении князей Прошянов и Орбелянов. И хотя они ему всячески помогали деньгами,   но студенты и преподаватели  жили все равно очень бедно. Учились в нем по 7 - 8 лет. В университете изучали литературу, искусство письма, миниатюру, архитектуру, скульптуру, а также математику, естествознание, геометрию, астрономию и другие отрасли науки. За время своего существования университет выпустил 360 учеников, которые стали элитой армянской науки и искусства. Одним из учеников университета был архитектор и скульптор Момик о котором я уже говорила выше.

    Вот стих одного из студентов о университетском житье-бытье. Стих был написан в 1314 г.

«Дни холодные и морозные,
Крыша высокая, нет огня,
Хлеба черствые и нет похлебки.
И что это за Гладзор?
Я притеснен — нет выхода,
Я — странник и нет клобука.»

Вот так вот раньше студенты учились. Даже клобука не было. Клобук – это шапка, если кто не знает. Хотя и сейчас многим студентам, живущим в общежитиях, учиться голодно и холодно.

  Не знаю как там зимой было возле Прошаберда, а  в начале мая, когда мы там были, на некоторых склонах еще лежал снег.

  Университет закрыли в конце 30-х голов XIV века, видимо денег уже не было его содержать. Книги и документы  были переданы в монастырь Спитакавор.

 

спитак10 (503x700, 217Kb)

Обратная дорога снова шла мимо Спитакавора. Я еще не сказала о том, что рядом с церковью находится могила выдающегося армянского военного и политического деятеля – Гарегина Нжде (1886 -1955). Н а фотографии она с крестом, слева от церкви.

 

Фуф. Частично с историей Армении разобрались :) Следующий пост будет о  крепости Смбатаберд, гостеприимстве жителей Вайоц Дзора и вообще о хороших людях.

 

Чтобы вы не сомневались, что в написанном тексте есть смысл, сообщаю, что перед его написанием были прочтены следующие книги:

 

«ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СЮНИКА IX—XV ВВ.» Г.М.Григорян

«ЗАВОЕВАНИЕ АРМЕНИИ МОНГОЛЬСКИМИ ВОЙСКАМИ» А.Галстян

 «ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ» И.Ильф, Е.Петров.

 

 Напоминаю, что вместе весло шагать по просторам лучше всего ходить по горам с моими друзьями – инструкторами  братьями Багдасарян из туристического клуба Армении  www.findarmenia.com.

Серия сообщений "Армения и Нагорный Карабах":
Часть 1 - Путешествие во времени
Часть 2 - Армения. Глава 1 «О страсти, смерти и любви»
Часть 3 - Армения. Глава 2 " О мирном народе, захватчиках и христианстве"
Часть 4 - Армения. Глава 3 «О непостоянстве всего, напрасном планировании и моей тупости»
Часть 5 - Армения. Глава 4 " О средневековых феодалах"
Часть 6 - Армения. Глава 5 «Про пастухов, гампров и отношение к путникам»
Часть 7 - Армения. Глава 6 «О домах средневековых крестьян, о растительном масле и молокопроводе»
Часть 8 - Армения. Глава 7 «О том как мы были в гостях, о том как царь Арам ел лаваш, о тонире, хороваце, кофе и о многом другом»
Часть 9 - Армения. Глава 8 "Про крепость Смбатаберд и разных Смбатов".

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Shraddha   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 14:38 (ссылка)
какой длинно-пост познавательный и с картинками))). Спасибо, Катя! Я вот, кстати, тоже не ходок с рюкзаками, просто так ходок, и даже долго могу, а вот если тяжесть нести, то весь энтузиазм пропадает.
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 14:44 (ссылка)
Shraddha, вот-вот и я также. Если на легке, я могу долго ходить, но от тяжестей я прямо задыхаться начинаю.
Мне в общем то из-за плохого зрения не особо то и можно тяжелое носить, но тут уж приходится выбирать :))
Ответить С цитатой В цитатник
Shraddha   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 14:47 (ссылка)
Катя_Дизайнер_Иванова, таки вот и мне))) Поэтому всякие вылазки-походы я не любила с детства, если там надо было что-то на себе переть.
Ответить С цитатой В цитатник
Nellen   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 14:50 (ссылка)
это очень интересный пост и картинки) особенно мне понравилась та, где обозначены Прошаберд и где ты лежала с рюкзаком, она мне как-то близка очень))) не люблю носить тяжести долго.
Ты - мой герой.
Ответить С цитатой В цитатник
yoginya-Natalika   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 14:55 (ссылка)
Катя_Дизайнер_Иванова, очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 15:16 (ссылка)
Shraddha, :)) не царское это дело - на себе все переть :))
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 15:19 (ссылка)
veseleena,
*скромно потупила взор
Возле Прошаберда я валялась без рюкзака. Рюкзаки мы скинули возле Спитакавора, там некоторые ребята из нашей группы остались, а мы налегке пошли километр к Прошаберду, но даже без рюкзака, я к тому моменту так устала, что уже была не в состоянии подняться :))
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 15:20 (ссылка)
yoginya-Natalika, спасибо :))
Ответить С цитатой В цитатник
Shraddha   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 16:15 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Syamuka   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 18:56 (ссылка)
Здорово! Я давно в Армению хочу...
Ответить С цитатой В цитатник
Nellen   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 19:03 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 19:38 (ссылка)
Shraddha, :))

Syamuka, спасибо :) Там очень замечательно и интересно. Сохранились памятники очень старинные, и природа удивительной красоты :)

veseleena, :))
Ответить С цитатой В цитатник
Syamuka   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 20:03 (ссылка)
Мы этой весной было уже собрались полететь в Ереван... Но... цены на авиабилеты отпугнули((( Они были страшно какие дикие(((
Но... хотеть в Армению мы все равно продолжаем:)))
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 20:03 (ссылка)
Кррррасотища!
Ответить С цитатой В цитатник
Mahakaruna   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 21:51 (ссылка)
Очень интересно)
А из чего построен монастырь? Это он от времени пожелтел?
Вы там ночевали в палатках?
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_Kalusch   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2012 г. 23:39 (ссылка)
Катюша, несмотря на тяжёлый рюкзак и полный упадок сил, ты не потеряла чувства юмора, и это радует твоих ПЧ! Вон сколько прочитала, нафотографировала и написала...)))
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Пятница, 29 Июня 2012 г. 12:17 (ссылка)
Syamuka, да, билеты не разгуляешься. Кроме того, из Еревана билеты в Москву еще дороже.
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Пятница, 29 Июня 2012 г. 12:19 (ссылка)
Venda1, спасибо ! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Пятница, 29 Июня 2012 г. 12:23 (ссылка)
Mahakaruna, построен из фельзита
это вулканическая порода.
Он вообще такой желтоватый.
Мы путешествовали по горам с палатками, в основном в них и ночевали, а когда были рядом с городами, ночевали в гостиницах.
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Пятница, 29 Июня 2012 г. 12:24 (ссылка)
Elena_Kalusch, это я сейчас не потеряла чувства юмора, а тогда мысли были только о том чтобы дотащится и никого не подвести.
Ответить С цитатой В цитатник
Habik   обратиться по имени Re: Армения. Глава 4 " О средневековых феодалах" Среда, 11 Июля 2012 г. 14:52 (ссылка)
А это в Вайоц Дзоре делают вкусное вино?

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Вторник, 17 Июля 2012 г. 11:38 (ссылка)
Habik, да, именно там :))
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_Kalusch   обратиться по имени Вторник, 17 Июля 2012 г. 17:29 (ссылка)

Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова

Но чувство юмора, слава Богу, вернулось...)))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку