-Метки

peter gabriel армения афоризмы африка аюрведа бабочки байкал бали буддизм бурчу былое и думы бытописание видео виски выставки вьетнам гомосексуализм города и страны горы грузия дача демотивация дизайн дневниковое животные игрушки идиотские модели иллюстрации индия индонезия искусство истории из жизни камбоджа камчатка квилт керамика кино кинофестиваль киргизия китай клипы книги косметика кот коты крым лекарственные растения лес личное любовь люди мои работы москва мужчины и женщины музеи музыка музыка. клипы мультик народное искусство непал новости одежда открытки парапланы полезно польза порадовало почта поэзия праздник праздники пресса природа птицы работа рассказ реклама рецепты случаи случаи из жизни стамбул стихи субкота танзания театр тест тибет турция удивило фестивали флэшмоб фотки фото фотограф фотографии фотографии цветов художники цветы цитаты шри-ланка япония

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Quilt Fest 2022
Quilt Fest 2022
20:19 16.04.2022
Фотографий: 49
Посмотреть все фотографии серии Quilt Fest 2016
Quilt Fest 2016
20:23 24.04.2016
Фотографий: 175
Посмотреть все фотографии серии «QUILT FEST» 2015
«QUILT FEST» 2015
11:22 22.04.2015
Фотографий: 122

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Катя_Дизайнер_Иванова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 87976


Армения. Глава 3 «О непостоянстве всего, напрасном планировании и моей тупости»

Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 18:40 + в цитатник

    Сейчас будет очень много букв, и меня оправдывает только то, что пишу я такое количество по просьбе моих друзей. Я пыталась всё сократить, но  я не могу им отказать.

    После Эчмиадзина мы отправились  к комплексу храма Звартноц. Приехали мы туда уже к самому закрытию (есть подозрение, что он работает в выходные до 4-х).  Вы, наверное, думаете, что развалины храма не могут работать, но тут вы ошибаетесь – Звартонц находится за забором,  причем от забора до храма  еще бежать и бежать, т.е. если смотреть через дырку в заборе, то ничего не видно. Так вот, за забор надо проходить по билетам, а вот билетеры как раз к 4 часам закрываются. Поэтому, друзья мои, не опаздывайте, а приходите пораньше.

    Звартноц находится рядом с Эчмиадзином и является одним из самых известных армянских памятников.  Честно говоря, я не могу сказать, что я его посмотрела. У меня почему-то было все время ощущение (т.к мы приехали к закрытию), что  сейчас, как в том анекдоте, придет лесник и всех выгонит. Поэтому я как-то быстро сфотографировал  храм, подруг на фоне храма и поскакала есть сирень. Да,  каюсь, я продолжаю верить в то, что если найти пятилепестковый цветок в соцветии сирени и его съесть, загадав желание, то желание непременно сбудется.

     Но, друзья мои, найдя цветок и съев, я ясно осознала, что не загадала желание.  И всё потому, что я торопилась, что придет лесник и всех выгонит.   Так что даже сирень поесть мне  в Звартноце осмысленно не удалось.

    И если бы я НЕ торопилась, то смогла  увидеть вот столько интересных развалин.

Это у меня тут  собраны куски сфотографированного плана

 

схема звартноц (700x374, 154Kb)

 Кстати, я хочу тут отметить, что в Армении почти у всех памятников, даже  у тех, что высоко в горах и до которых ехать три дня на собаках есть специальные информационные стенды на разных языках.  Т.е. лезешь, лезешь в гору, доходишь до  развалин монастыря, а там аккуратный стенд  и под стеклом рассказ, что это такое, когда построен и много другой полезной информации. Как же это замечательно сделано, с заботой о людях. Вот в таких вот приметах и чувствуется любовь и уважение армянского народа к своей истории, к её памятникам, а также  к гостям Армении, которые могут получить интересную информацию, даже если у них нет гида.

  

  Итак, кроме того, что я торопилась непонятно зачем (нас никто никуда не торопил), я еще не могла ничего толком сфотографировать т.к. везде были люди.  Мне кажется, что люди портят  исторические  памятники своим   не историческим видом. Хочется представить, что ты заглядываешь  в прошлые века, но  если по храму скачет турист, то представить былые времена очень затруднительно. Я как охотник сторожила моменты, но все же  фотографий хороших из Звартноца нет, но придется рассказывать и показывать  то, что есть.

Вот тут на фотографии видны туристы, сирень и информационные щиты.

звартноц1 (700x525, 133Kb)

Если вы помните мои предыдущие рассказы, царь Трдат III  в 301 году принял христианство как государственную религию, и сподвиг его на это Григорий Просветитель. Вы, наверное, также помните, что Григорий сидел в темнице Хор Вирапа, но царь велел его освободить и  привести в Вагаршапат (Эчмиадзин).

    Но каким-то образом Звартноц, построен (как указано на информационном стенде)  именно на том месте, где по легенде встретились царь Трдат и Григорий Просветитель. Ну знаете ли! Получается, что царь  вышел на встречу Григорию, и далее они пошли обнявшись до царского дворца в Вагаршапате, что не состыкуется с тем, что царь вроде бы уверовал в христианство только после того как его исцелил Григорий своими молитвами. С чего бы ему идти и Григория  встречать? Или Григория вели стражники, а царь случайно мимо проходил. Вышел из-за угла, а тут и Григорий.  «Здравствуйте! Вы часом не ко мне?» Как-то странно, согласитесь.

 И тогда мы вновь возвращаемся к версии, что царь не сходил с ума после убиения невинных христианских девственниц, а просто решил из политических соображений принять христианство, и в этом случае, он действительно мог выехать на встречу Григорию, принять его с уважением и проводить до дворца.

     Но в общем, вы уж сами разбирайтесь :))

     Итак, согласно  информации со стенда,  именно тут царь встретил Григория Просветителя.

звартн1 (700x525, 112Kb)

   Название «Звартноц» тоже связывают с Григорием, с  его видЕнием « небесных ангелов», или  «бдящих сил».

     Храм Бдящих сил был построен по указанию католикоса Нерсеса III Строителя в середине 7 в. Кроме храма тут находилась его резиденция, винодавильня и даже бани.

     Храм был  огромен и великолепен,  центральная часть была выстроена в форме креста. Крест находился внутри  внешних стен,выстроенных по кругу. Восточная часть креста завершалась глухой стеной, возле которой находился алтарь. Она была украшена фресками и мозаиками. Другие три части имели проходы через красивые арки, поддерживаемые колоннами. Сами колонны были украшены красивой затейливой резьбой. На некоторых отдельно стоящих колонах  были изображены орлы – символ победы и возрождения. Фасады были украшены орнаментами в виде плодов граната и виноградных гроздьев. Виноград символизировал кровь Христову и воскрешение, а гранат в Армении являлся древним символом  плодородия.

зварт5 (700x526, 199Kb)

    Согласно реконструкции, высота храма составляла 45- 49 метров.  В то время это было одно из самых высоких зданий  в мире. Храм  был трехэтажным, и вверху находился огромный купол. Купол опирался на единую окружность, образованную множеством углов.

   Вокруг первого этажа был проход, который освещали огромные круглые окна.     

 В общем, когда храм  освещали в 652 г., присутствовавший при этом византийский император Костас II был так потрясен, что  вывез архитектора, чтобы тот точно такой же «Дайте два!» построил и в Константинополе.  Однако архитектор исхитрился по дороге заболеть и умереть, так ничего и не построив.

зварт2 (700x517, 161Kb)

  Тут опять  не понятно кого повез Костас, т.к. храм строили вроде как  32 мастера. Портреты мастеров были выбиты в виде барельефов на каждой из 32 граней первого этажа храма. Некоторые барельефы сохранились, на них мастера держат инструменты в руках и подписаны их имена. Хотя может мастер это мастер,  а архитектор совсем другое дело? По другой версии на барельефах  изображены просто крестьяне с садовым инструментом ( кого еще было изображать?), ну и более похожая на правду версия – изображения спонсоров.

    Но как бы прекрасен не был храм, простоял он всего 320 лет и был разрушен. По одной версии, арабские завоеватели испортили опорные камни и под своим весом вся конструкция обвалилась, по другой версии храм пострадал из-за землетрясения.

 

звартн3 (700x526, 248Kb)

По задумке авторов храм должен был простоять до второго пришествия Христова, которое должно было случится  через 1000 лет.  Получается они планировали Апокалипсис  примерно в 1650 году. Но понятное дело, что ничего планировать нельзя, даже Апокалипсис.

 

звартн4 (700x525, 148Kb)

Зато очень поучительна история с куском камня  с клинописным текстом, который был найден в Звартноце.  Текст был выбит в 680-640 г.г. до н.э. по приказу урартского царя Руса II. В тексте говорилось о  построенном городе, вырытом канале для воды, принесенных жертвах и внизу была приписочка:

«Тот, кто испортит
Эту надпись, кто разрушит,
Зароет в землю, бросит в воду,
Передвинет с места, отвернет от
Солнца или скажет “Уничтожь”,
Скажет другому:
“Я исполнил” и кто
Сотрет мое имя и напишет
Свое, будь он из
Вана или Лулура (враг),
Пусть боги Халде, Тейшеба, Шивине
Не пощадят и не оставят
Ни имени его, ни рода
На земле.»

       И вот посмотрите, уже всё поломалось, а камень цел. Видимо всем  как-то было понятно, что лучше не трогать.

     Камень царя Руса оказался в Звартноце не просто так, дело в том, что когда начались раскопки в 20 в. (до этого всё было под слоем земли), выяснилось, что тут был первоначально место,  на котором в  доисторические времена поклонялись языческим богам, затем тут был эллинский храм бога Тира (Аполлона), потом город сад урартского царя Руса, а потом уже после принятия христианства тут в начале 5 –го века построили базилику, и в 7-м веке Храм Бдящих сил.

звартн6 (700x536, 127Kb)

Но,  друзья мои, т.к. я была увлечена поеданием сирени,  я не видела клинопись, не видела остатки базилики, я не пошла смотреть остатки  огромного домика-дворца в котором скромно жил католикос Нерсес III, его  виноделен (в которых сохранились чаны на 4000 литров вина),  развалины его  римских бань, не видела 49 метровый колодец.

    Оказывается, еще был представлен доисторический огромный фаллос – символ плодородия  и какие-то углубления в камнях, тоже понятно символ чего - сохранившиеся артефакты из  языческого капища, а я как дура ела сирень. Великолепно, мне кажется :) Я просто образец тупости.

    В общем, я очень расстроена тем, что я пропустила всё самое важное. Мне кажется, что надо туда вернуться и всё толком рассмотреть.

звартн7 (700x479, 125Kb)

   Еще вам не рассказала, что там везде встроены трансляторы из которых громко звучит  суровая классическая музыка. Ходишь по руинам, и как-то торжественно и тревожно на душе и хочется быстрее наесться сирени.

 

P.S. аэропорт Еревана также называется Звартноц, т.е. либо имени «Бдящих сил», либо «Небесных ангелов». Второй вариант мне больше нравится.

____________

Напоминаю, и не устану напоминать, что если вы поедите в Армению, то лучше всего это делать вместе с моими друзьями инструкторами  из туристического клуба  www.findarmenia.com.

 

(Я вот подозреваю, что когда этот пост прочтет Даниел, он начнет сокрушаться, что недосмотрел за мной, и я вместо того чтобы смотреть камень с клинописью, ела сирень. Даня,  не волнуйся, прошу тебя :) я еще вернусь и камень посмотрю, а сирень цветет только один месяц в году :))

звартн8 (700x518, 269Kb)

(Продолжение следует)

Серия сообщений "Армения и Нагорный Карабах":
Часть 1 - Путешествие во времени
Часть 2 - Армения. Глава 1 «О страсти, смерти и любви»
Часть 3 - Армения. Глава 2 " О мирном народе, захватчиках и христианстве"
Часть 4 - Армения. Глава 3 «О непостоянстве всего, напрасном планировании и моей тупости»
Часть 5 - Армения. Глава 4 " О средневековых феодалах"
Часть 6 - Армения. Глава 5 «Про пастухов, гампров и отношение к путникам»
Часть 7 - Армения. Глава 6 «О домах средневековых крестьян, о растительном масле и молокопроводе»
Часть 8 - Армения. Глава 7 «О том как мы были в гостях, о том как царь Арам ел лаваш, о тонире, хороваце, кофе и о многом другом»
Часть 9 - Армения. Глава 8 "Про крепость Смбатаберд и разных Смбатов".

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Shraddha   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 19:20 (ссылка)
Катя, спасибо за рассказ, и надеюсь, что сирень была вкусная хотя бы))).
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 20:06 (ссылка)
Shraddha, ну как сказать, сирень была по вкусу как сирень :))
Ответить С цитатой В цитатник
Shraddha   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 20:19 (ссылка)
Катя_Дизайнер_Иванова,
давненько не брал я в руки шашек)))))))), то есть не ела сирень.
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 20:29 (ссылка)
Shraddha, ну как же так? а желания кто будет загадывать?
Вообще в Армении странно было с загадыванием желаний. Там , например, есть монастырь где можно загадать желание и кинуть камешек, чтобы он попал в ямку в стене. Если камень попадет и останется там лежать, то исполнится. Я загадывать не стала. Или вот сирень съела, но ничего не загадала. При этом все желания и так исполнялись :)) Волшебное место, эта Армения.
Ответить С цитатой В цитатник
Shraddha   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 20:31 (ссылка)
Катя_Дизайнер_Иванова,
желания как-то не могу загадывать, серьёзные искренне страшно в хорошем смысле))), если так только по мелочи какие-то))). Я поняла по твоим рассказам, что место не обычное, как минимум.
Ответить С цитатой В цитатник
TatjanaSch   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 20:32 (ссылка)
а все остальные спутники всё-всё увидели? Это сколько же ты (по времени) ела сирень, причём: неосмысленно :)
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 20:58 (ссылка)
Shraddha, ну да, я тоже какие то важные боюсь даже озвучивать, не то что вот так вот загадывать, кидая камешки. :))
Место очень необычное.
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 21:01 (ссылка)
TatjanaSch, все как нормальные люди отправились осматривать, я а сначала читала информ стенд, потом ждала, что может все разойдутся, и я смогу сфотографировать без людей, потом фотографировала людей, потом.......... А в это время все нормальные герои ходили и смотрели достопримечательности, а меня куда то понесло в сиреневые кусты.
Видимо я все таки природу больше люблю, чем архитектурные памятники. ААА! вспомнила я еще пошла каких-то воробьев фотографировать.
Ответить С цитатой В цитатник
yoginya-Natalika   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 22:19 (ссылка)
Катя_Дизайнер_Иванова, хороший рассказ, благодарю. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 22:29 (ссылка)
yoginya-Natalika, спасибо :))
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_Kalusch   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 22:54 (ссылка)
Спасибо, Катюша, за то, что, несмотря на поедание сирени и фотосессии местных воробьёв , смогла столько информации добыть и донести до твоих ПЧ!
Ответить С цитатой В цитатник
NoddyHolder   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 23:38 (ссылка)
Катя_Дизайнер_Иванова, Честно говоря, снимки понравились, изображения на них величественные. А текст не читал. Короче, надо самому побывать там. Надумаешь заново поехать с клубом, сообщи.
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 23:41 (ссылка)
Elena_Kalusch, спасибо, что нашла время прочитать :))
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 23:49 (ссылка)
NoddyHolder, снимки не очень, на деле все прекрасней и величественней.
С поездкой лучше на меня не ориентироваться. Я если поеду в ближайшее время, то на пару дней ( а это совсем мало для Армении) и уже без организованной группы.
А ты можешь написать ребятам на сайт и договориться о маршруте и датах. Ребята встречают в аэропорту, помогают с гостиницей и т.д. Они не только замечательные гиды, отличные инструкторы, но и просто прекрасные люди с которыми хочется общаться снова и снова. Я вот по ним скучаю даже :))
Так что если ты надумаешь, то можешь им писать (на сайте есть все контакты) и смело ехать одному, или с друзьями и семьей. Можешь на меня также ссылаться, или я им могу написать и за тебя договориться предварительно.

Тебе обязательно там понравится.
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_Kalusch   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 23:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова

Вот только и делаю, что почту "разгребаю" и многочисленные фото из Португалии потихоньку выкидываю и корректирую...))) Ну и ещё пою......)))
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Воскресенье, 17 Июня 2012 г. 23:59 (ссылка)
Elena_Kalusch, эх, чтобы успевать разбираться с почтой , фотографиями и рассказами о путешествиях надо очень много времени. У меня просто завал материалов. Не дописана Африка, Индонезия, Армения, Непал... ну и т.д. Не говоря уже о ежедневных мероприятиях :))
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_Kalusch   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2012 г. 00:03 (ссылка)

Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова

Катюш, аналогично! Приехала - кинулась в дела... Всего неделя прошла после приезда, а впечатление, что месяц!
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_Prikhodko   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2012 г. 05:09 (ссылка)
в Америке тоже так, везде тоже стенды, информация, рядом еще будет туалет, вода и место присесть
очень удобно
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2012 г. 11:33 (ссылка)
Ой, Катя! Ты даже про руины можешь написать так интересно, что я хохотала над твоей сиренью чуть ли не под столом. :))
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2012 г. 16:00 (ссылка)
Elena_Kalusch, дела сами собой не делаются, к сожалению, а копятся пока нас нет :((
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2012 г. 16:06 (ссылка)
Elena_Prikhodko, да, в Армении, там где более туристические места, есть туалеты и фонтанчики с питьевой водой, в некоторых местах есть кафе и сувенирные магазины. Везде есть лавочки, чтобы отдохнуть. А высоко в горах, конечно уже нет туалетов, но туда и не каждый турист добредет :))
Вот в Америке получается, что тоже уважают и любят свою историю и туристов тоже :))
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2012 г. 16:06 (ссылка)
Annataliya, спасибо, Наташ, да я сама над собой посмеиваюсь, надо же было так сиренью увлечься :))
Ответить С цитатой В цитатник
Diary_2044935   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2012 г. 16:08 (ссылка)
"Полноте, граф, ну что же вы вилки глотаете? Вы же меня как хозяйку компрометируете, Фимка, подавай блюманже с киселем!..." - (с) Федосья Ивановна, "Формула Любви", Мосфильм, 1984

Кать, привет! :)) Вот правда, там других вкусностей не было, что ли?! :)))))) Девочка с голоду пошла по сирени пастись :)) ...

Тут вот виртуальная реконструкция храма Звартноц, кого заинтересует:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5c/Zvart1.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/07/Zvart2.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5b/Zvart3.jpg
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2012 г. 16:14 (ссылка)
Diary_2044935, какая же красота! Спасибо за ссылку. Величественный и прекрасный.

... и вовсе я не от голода, просто я вся такая несуразная… вся угловатая такая… такая противоречивая вся (c.) я люблю природу и загадывать желания :))
Ответить С цитатой В цитатник
Diary_2044935   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2012 г. 18:01 (ссылка)
Мне нравится твоя такая противоречивость! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_Prikhodko   обратиться по имени Вторник, 19 Июня 2012 г. 08:23 (ссылка)
Катя_Дизайнер_Иванова, Катя_Дизайнер_Иванова, ага, как моя мамуля говорит "у них там все для людей, а у нас все как будто "против" людей"
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 19 Июня 2012 г. 09:58 (ссылка)
Кать, ты не одна такая была, поедающая сирень и ничего не посмотревшая...
Это все от впечатления!
Я тоже нашла с десяток нужных цветочков, но сформулировать четкие желания не получилось!
Эх...
Накормили бы нас перед экскурсией, а не после, может на сирень не кидались бы...
Оля
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Вторник, 19 Июня 2012 г. 17:52 (ссылка)
Diary_2044935, :)) но на самом деле это не противоречивость,а какая-то тупость :))
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Вторник, 19 Июня 2012 г. 17:52 (ссылка)
Elena_Prikhodko, точно "всё для людей" :))
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Вторник, 19 Июня 2012 г. 17:56 (ссылка)
Аноним, Олечка, :)) аха-ха :)) ну какие же мы с тобой ! Там как-то всё странно происходило, все разбрелись кто-куда в каких-то своих мыслях. Может мы просто устали уже к концу первого дня от переизбытка впечатлений и эмоций.
Надо значит снова ехать и посмотреть на все языческие артефакты :))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку