Гений пародии |
Его и по сей день называют гением пародии. Рассказывают, что часто его исполнение песен тех артистов, которых он пародировал со сцены, превосходило оригинал, а сами артисты иногда не могли отличить свой голос от его голоса. Виктор Чистяков… Подобно пролетевшей комете, он появился неожиданно и так же неожиданно исчез…
Виктор Чистяков родился 30 июня 1943 года в Ленинграде в семье, не имевшей отношения к искусству. Тем не менее, родители обратили внимание на артистическую одаренность сына (в три года после просмотра балета "Лебединое озеро" Виктор искусно подражал всем артистам) и со 2-го класса школы мальчика отдали в хореографическое училище им. А.Я. Вагановой. Однако в 7 классе из-за перегрузок, сказывавшихся на здоровье, по настоянию отца Чистяков из училища ушел. Вскоре он поступает в музыкальную школу и оканчивает ее по классу кларнета. В 1962 году Виктор поступает на актерский факультет Ленинградского Государственного института Театра, Музыки и Кино.
Курс был экспериментальным, в систему воспитания будущих актеров педагоги включали этюды на подражание зверям и птицам. Именно здесь, в институте, В.Чистяков обрел умение владеть интонацией, голосом, мимикой, жестом. Он учился на драматическом курсе, а не на курсе эстрады, но уже тогда пародировал всех - преподавателей, студентов, друзей… На учебных занятиях в институте этот его дар никак не развивался, но в жизни он это делал беспрерывно. Виктор постоянно участвовал в студенческих концертах, ни один капустник не проходил без его участия, и именно здесь впервые прозвучали вокальные пародии на И.Козловского, С.Лемешева, Лялю Черную.
По окончании института актер сразу же был приглашен в Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской, где дебютировал в спектакле "Принц и нищий" по Марку Твену в роли нищего Гэмфри. Хотя спектакль "Принц и нищий", где он играл, получил какое-то звание на театральном смотре, но это был средний спектакль, а других ролей у него в этом театре фактически не было. Чистяков переживал, Агамирзяна не любил, считал его режиссером бесперспективным, совсем не верил, что тот даст ему развернуться. И вскоре Чистяков стал работать на эстраде. Впервые он появился на эстраде в 1968 году в Ленинграде, на обычном концерте. Бытовало мнение, что Чистяков как актер драматический - средний. Он мечтал попробовать себя в другом театре, выйти из заколдованного круга. Ему настойчиво советовали уехать в Москву. В 1971 году Чистякова с женой взял к себе Б. Голубовский в Московский Театр им. Гоголя.
Однако и тут, несмотря на то, что Чистяков был очень театральным человеком, его отношения с театром не сложились... Может потому, что его индивидуальность — хрупкая, мистическая, инфантильная — входила в противоречие с образом типичного советского героя.
Чистяков нашел себя в другом жанре – в жанре музыкальных пародий. В 1968 году он сделал номер "Радиоконцерт по заявкам для тех, кто не спит". Абсолютный слух и богатство голосового аппарата сочетались у артиста с тончайшей актёрской чуткостью и наблюдательностью, с помощью которой Чистяков проникал в самую сущность пародируемого артиста, воспроизводил все нюансы и особенности пародируемого. Он начал с пародий на Утесова, Лемешева, Шульженко, а потом менял и добавлял номера. Феноменальный голосовой диапазон Чистякова позволял подражать как бархатному голосу Леонида Утесова, так и тенорам Сергею Лемешеву и Ивану Козловскому, но особенный восторг публики вызывали женские образы - Мирей Матье, Клавдии Шульженко Людмилы Зыкиной, Эдиты Пьехи и других звезд того времени.
Клавдия Шульженко, услышав, как поет Чистяков (он прекрасно исполнял ее знаменитый "Синий платочек"), с удивлением воскликнула: "Это же я пою!". Номера Чистякова были художественно совершенны, тембровую окраску голосов он передавал абсолютно узнаваемо. Но артист не преподносил свою феноменальную способность как голый трюк, он создавал образ. Здесь диапазон его возможностей тоже был широк - от мягкой иронии (Людмила Зыкина и Ольга Воронец) до искреннего уважения к пародируемому персонажу (Леонид Утесов). Все его пародии были умными и ироничными. Чистяков был не просто пародист, не просто имитатор. За всем этим очень ясно читалась его собственная личность, он не растворялся в изображаемом человеке, всегда это делал со своим отношением, со своим взглядом на звезду. Именно этот взгляд-то и был интересен, а не простой эффект копирования.
Чистяков много работал на эстраде, не жалея сил. Он выступил в тысяче с лишним концертов. Он сжигал себя бесконечными поездками, одно его имя в афишах гарантировало аншлаг. Чистяков участвовал в большом количестве теле- и радиопередач, праздничных концертов. Его знаменитый "концерт по заявкам" не сходил с экранов телевизоров. С ним он выступал до последних дней своих. Виктор Чистяков завершал большинство концертных программ, где ему доводилось выступать. Это был стопроцентно звездный номер. Своими выступлениями он заслужил поистине всенародную любовь.
Увы, единственная пластинка вместила все, что артист записал при жизни. Его жизнь оборвалась, когда ему было только 28 лет.Это произошло 18 мая 1972 года. Чистяков был приглашен участвовать в концерте, посвященном 25-летию Харьковской оперетты. Утром Виктор проспал, встал поздно, не позавтракал, выскочил и помчался в аэропорт. Его привычка опаздывать вошла в легенду, он всегда и всюду опаздывал: на лекции в театральном институте, на встречи и даже, задержавшись в парикмахерской, мог опоздать на собственный концерт. И в этот раз он тоже опоздал - примчался во Внуково, когда самолет уже должен был взлететь. Но самолет задержали по техническим причинам, которые стали роковыми. На аэродроме он снова опоздал к отходу трапа - но когда экипаж узнал, что опаздывающий - Чистяков, трап снова подогнали. Виктор Чистяков успел на самолет, который разбился под Харьковом...
"Гением пародии" его называли еще при жизни, в пародии Виктор сделал все, что мог. Он прожил всего 28 лет, из них четыре - на эстраде, и этих лет хватило ему, чтобы завоевать всесоюзную известность. И хотя он еще не успел получить никаких званий, не было в те годы популярнее артиста, все эти четыре года длился его звездный период. Короткая творческая биография Виктора Чистякова вписала яркую страницу в историю театра и эстрады, а пластинка фирмы "Мелодия" навсегда сохранила его голос.
Источники:
http://www.odintsovo.info/white/blog.asp?id=5009
http://funeral-spb.narod.ru/necropols/bogoslovskoe/tombs/chistyakov/chistyakov.html
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |