Солнечный парень из Филадельфии |
К 90-летию со дня рождения Марио Ланца....
Услышав впервые голос Марио Ланца, Артуро Тосканини сказал: "У этого парня голос прекрасней, чем у Карузо. Это величайший голос XX века." Эта фраза стала пророческой. Голос кумира 40-50-х годов по красоте не имеет себе равных. Его великолепное мастерство еще долго будет волновать сердца людей, служить источником их волнующих переживаний.
Марио Ланца в нашей стране узнали уже после его смерти. Но от этого не стали меньше его любить. Его не любить невозможно – таким красивым он был и таким невероятным по красоте и страсти голосом он обладал.
О Марио Ланца можно говорить и писать очень много. Однако, дабы не утомлять моих читателей, постараюсь рассказать кратко (насколько это возможно!). Тем из вас, кто заинтересуется личностью этого замечательного актера и певца, очень рекомендую прочитать книгу Муслима Магомаева "Великий Ланца".
Книгу можно скачать в электронном виде с персонального сайта Муслима Магометовича
Марио Ланца - американский певец и актер итальянского происхождения. Родился он 31 января 1921 года в Филадельфии (США) в семье итальянских эмигрантов Антонио Кокоцца и Марии Кокоцца-Ланца. Мальчика назвали Альфредо Арнольд. Говорят, что крестил новорожденного священник по имени Карузо. Если так, то факт замечательный. Не просто факт - предзнаменование.
В детстве Фредди был самым обыкновенным мальчишкой. Его стихией была улица, он верховодил всей окрестной шпаной и руководил всеми уличными подвигами. Но не только дерзостью и силой удерживал Фредди власть над уличной братвой, но и смекалкой, умением, ловкостью. Через взбалмошную, переменчивую, неуемную натуру Фредди, в которого вселялся то дьявол, то ангел, проглядывали доброта и романтичность. Никогда он не поднимал руку на слабого. Если родители одаривали его деньгами - „гуляла" вся окрестная ребятня. Не забывал Фредди помогать деду Сальваторе, работая в его лавке то грузчиком, то продавцом.
Самым большим увлечением Фредди была музыка. Его первыми музыкальными впечатлениями стали прелестный голос матери, ее колыбельные и неаполитанские песни. С самого раннего детства он мог час-другой сидеть в глубокой задумчивости на крыльце дедовой бакалейной лавки и слушать пластинки. Звучали они из музыкального магазинчика, разместившегося по соседству с домом деда Сальваторе. Музыка была разной. Чаще же звучали популярные арии из опер и итальянские песни. У отца Фредди, Антонио, был граммофон и десятка два пластинок с голосами Карузо и Руффо, что также не могло не заинтересовать мальчика. Кумиром юного Фредди стал Энрико Карузо, чей чудесный голос зачаровал его, и стал образцом не только поклонения, но и подражания. Именно на его записях и стал учиться петь будущий великий тенор, подпевая в унисон великому соотечественнику, копирую манеру исполнения, интонации. Со временем поняв, что у него самого тоже есть голос, Фредди решает стать певцом, артистом. Выбор сделан! Но имя Альфреддо Кокоцца как-то не звучит, будущим поклонникам трудно будет его запомнить и произнести. Не без помощи родных и друзей принято решение – актерским псевдонимом Фредди станет имя матери (Мария Ланца), только в мужском варианте – Марио Ланца. Именно это имя впоследствии он прославит на весь мир!
Первым учителем Фредди по вокалу стала известная в прошлом оперная певица Айрин Уильяме. По-настоящему открыл и взял начинающего певца под профессиональную опеку всемирно известный дирижер маэстро Сергей Кусевицкий, предложивший Фредди поучаствовать в Беркширском музыкальном фестивале, который проходил ежегодно в Танглвуде, штат Массачусетс. 7 августа 1942 года на афишах появилось новое имя – Марио Ланца. Марио успешно дебютировал в небольшой партии Фентона в комической опере Николаи „Виндзорские проказницы". Успех Ланца всколыхнул театральные, музыкальные и деловые сферы. Посыпались самые неожиданные предложения, ангажементы любого размаха. Но все планы нарушила война, в которую вступили и США. В декабре 1942 года Марио был призван в армию. Но судьба была благосклонна к Марио и на фронт он не попал. Его талант очень скоро перестал быть секретом для командования и у Марио началась жизнь артиста. Он ездил с концертами по воинским частям США в составе армейского ансамбля, участвовал в музыкальных спектаклях.
Вскоре Марио впервые знакомится с Голливудом - кинокомпания „Уорнер Бразерс" экранизирует шоу «Крылатая победа», которое имело большой успех на театральных сценах Америки . И хотя первая его роль совсем небольшая – всего лишь один из хористов, вскоре последуют и другие, главные роли.
Не забыл Марио и о личной жизни. Полюбив с первого взгляда очаровательную Бетти Хикс – женится на ней. Свою первою дочку Бетти и Марио назвали Коллин. Затем появилась Элиса, потом сыновья Даймон и Марк.
Случай предоставил ему возможность выступить на всемирно прославленной арене американской кинометрополии «Голливуд Боул», где имел небывалый успех. И уже через 72 часа после триумфа Марио Ланца студия кинокорпорации «Метро-Голдвин-Майер» (МГМ) пригласила его на съемки, заключив контракт на 7 лет.
Первый фильм «Полночный поцелуй» прокатил Марио Ланца по штатам на колеснице триумфа. Следующие картины с его участием следуют одна за другой: «Любимец Нового Орлеана», «Великий Карузо», «Потому что ты моя», «Серенада в Мексике», «Семь холмов Рима». И каждый фильм дарил миру удивительные музыкальные номера: фрагменты из опер, романсы, песни, некоторые из которых стали шлягерами всех времен! Последняя лента Марио Ланца «Серенада большой любви». Через год его голос станет достоянием истории, благодарной памяти современников, а позже и потомков.
В перерывах между съемками Марио гастролирует с концертами, записывает пластинки. Пока шла подготовка к съемкам первого фильма с его участием, Марио успевает осуществить свою мечту – выступить на оперной сцене Нью-Орлеана в роли Пинкертона („Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини). Спектакли прошли на редкость успешно и вызвали горячую поддержку прессы. Но, к великому сожалению, оперный дебют (а в Ныо-Орлеане был именно профессиональный дебют, потому что в Танглвуде Ланца дебютировал еще как конкурсант и, будем считать, как „ученик") стал и последним его оперным спектаклем. Судьба! А верней сказать, не судьба!
За свою недолгую, но насыщенную жизнь Марио Ланца познал многое: славу, неумолчный рокот аплодисментов, внимание переменчивых репортеров, то втаптывающих в грязь, то изливающих восторги, назойливость неизменных поклонниц, настоящую дружбу и горечь предательства… Певец каждый день жил так, как будто это был его первый и последний день. Так же он и пел, словно это была первая и последняя песня в его жизни.
Умер Марио Ланца 7 октября 1959 года в возрасте 38 лет. За 14 лет своей творческой жизни его голос воплотился в 800 произведениях и семи фильмах. Его называли «солнечным парнем из Филадельфии». Он был щедрым, ласковым, бесшабашно веселым и трагически грустным. Всю свою жизнь он помогал неимущим и давал просящим. Был в ней бесконечно открыт и жертвен. К великому сожалению, люди не всегда отвечали ему тем же.
Мы слышали многих прекрасных теноров, но голос Марио Ланца так и не нашел себе равных. Кто-то старается ему подражать... Это бессмысленно. Ланца пел не горлом - пел сердцем, а сердцу и душе подражать невозможно…
При подготовке данного материала были использованы выдержки из книги "Великий Ланца".
А пройдя по этой ссылке, вы найдете фильм «Великий Карузо»
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |