"На фоне Пушкина снимается семейство.
Как обаятельны, для тех, кто понимает,
Все наши глупости, и мелкие злодейства,
На фоне Пушкина, и птичка вылетает." /Окуджава/
Если бы у троянцев под рукой вовремя оказался хороший коновал, "Троя, может быть, стояла б и поныне"
Это я к тому, что заехали мы погулять на Болотную Площадь, где перед нами во всей красе предстал тот самый "памятник порокам", подаренный нам в свое время от щедрот "самобытным русским (!?) художником" Михаилом Шемякиным.
Зрелище на данный момент более чем странное. Скульптурная композиция обнесена черным железным забором и охраняется милицией.
Внутри забора сами статуи еще обтянуты цепью, увешанной огромными надписями типа "не влезай - убьет". Вся эта конструкция, расположенная рядом с детской площадкой, просто уродует красивый московский парк и оставляет гнетущее впечатление.
Внутри этой клетки толчется кучка веселящихся и активно фотографирующихся "на фоне" зрителей. Настроение у всех приподнятое, скульптуры вызывают улыбку, главный комментарий: "Прикольно!".
Хочу заметить, что памятник, изначально называющийся "Дети - жертвы пороков взрослых", уже по-простецки именуют "Памятник порокам".
Памятник Родине-Матери, Неизвестному Солдату, Пушкину мы осилили сами. А вот "памятник порокам" нам подарили. Теперь он тоже украшает наш город. И к нему ездят свадьбы - представьте себе - фотографироваться и отметить создание молодой ячейки общества. Хорошее начало.
Усиленная же охрана такого объекта выглядит откровенно двусмысленно.
Общий вид композиции примерно таков:
Теперь поименно, справа налево:
"Война". Очаровательный робокопчик, почему-то с крылышками. Не страшный, даже скорее обаятельный. Этакий Железный Дровосек. Культурно кланяется. Вызывает улыбку.
Остается совершенно непонятным, почему война - это порок? Это, как правило, раздел территории влияния, в конечном итоге - капиталов. Для кого-то - большая прибыль. Для кого-то - страшное горе.
Но, в любом случае, это чья-то планомерная акция, ведущая к гибели наших детей. И если война - это порок, то порок совершенно конкретных людей, чьих скульптур почему-то нет среди этих тринадцати.
Следующими стоят "Нищета" и "Эксплуатация детского труда".
Обратите внимание, что сами скульптуры не вызывают ни страха, ни омерзения. Скорее персонажи детских сказок.
Прибавим их к "Войне". На их месте я бы поставила совсем другие персонажи, которые доводят нас до нищеты, вынуждая детей идти зарабатывать кусок хлеба.
Обратимся к Библии. Где там сказано, что нищета - порок? Бесконечное стяжательство, двурушничство и коррупция - вот пороки. Но их там почему-то нет.
Далее: столб-гильотина "Для беспамятных" - странная конструкция, не вызывающая никаких эмоций. Тем более, что надпись прочитать на расстоянии невозможно. Я бы это поставила прямо на рабочем месте этих самых "беспамятных". Благо, места там много, шедевр влезет.
"Садизм" - упитанный дядечка, почему-то с носорожьей головой. Выглядит странно, но приветливо. Судя по реакции зрителей, никого не пугает. Напомню о том, что садизм - это психическое отклонение. На мой взгляд, не настолько уж распространенное, чтобы удостаиваться такого увековечивания.
"Пропаганда насилия" - этакий смешной клоун со щитом, на котором меленько так изображены разные виды ручного оружия. Вернемся к "Войне" и подумаем, кому выгодна пропаганда насилия? Каким взрослым? Разумеется тем, чьих памятников там нет.
Самая крупная фигура в центре - "Равнодушие". Спокойная, немного улыбающаяся женщина. Я бы назвала ее матерью всех пороков. Но сделала бы не такой миловидной. И поставила бы на Красной Площади.
"Лжеученость". Средневековый алхимик с каким-то египетским божком на поводке и кучкой реторт. Полагаю, это именно он проверяет и одобряет все те товары, которые так активно рекламирует наше телевидение.
Надпись издалека разбирали впятером, когда прочитали - все пожали плечами и перешли к соседнему творению скульптора.
"Невежество" - обаятельный улыбающийся ослик. Бременский музыкант. Давайте вспомним состояние нашего образования на данный момент. Подумаем, кто наживается на доводящем всех до исступления ЕГЭ, куда девались наши детские сады, почему выпущенных досрочно педофилов принимают на работу учителями младших классов? Ослик тут уж точно не при чем.
"Алкоголизм". Этакий Бахус с неприлично голым пузом. Не ново и не страшно.
"Воровство". Безликий кабанчик во фраке и с мешком за спиной. О, сколько у него совершенно конкретных и широко известных лиц. Видимо, автор затруднился с выбором. Чтобы остальных не обидеть.
"Проституция" - лягушка-царевна. Аккуратная и приветливая. Неприятных ассоциаций не вызывает, а должна бы.
"Наркомания". Улыбается и кланяется. Шприц и крылья. Детям приходится объяснять. Подростки бы лучше поняли, если бы это был их сверстник на дискотеке.
Посередине композиции - милые мальчик и девочка, с завязанными глазами. Бросив на землю книги и мячик, дети наощупь пытаются отличить добро от зла. Этот памятник им точно не помощник.
К моему сожалению, я не нашла там памятника правительству, без зазрения совести запускающего руку в карман к сиротам, инвалидам и пенсионерам, отбирая последние крохи.
Или памятника правосудию, сажающему педофилов на пять лет и освобождающему их через три года за примерное поведение.
Или памятника гаишникам, выпускающих на дороги ( за неплохую мзду, разумеется ) пьяных в хлам водителей - потенциальных убийц наших детей.
Их набралось бы далеко не тринадцать, но их там нет.
Общее впечатление: детям - непонятно, подросткам - прикольно, взрослым - не хочется больше приходить на Болотную площадь, ибо за державу обидно. Мы не настолько убоги, чтобы радоваться таким подаркам.