Ятрышник пятнистый (кукушкины слезки) |
Ятрышник пятнистый (кукушкины слезки)
Взгляните в конце весны на изумрудные поляны: среди густеющего травостоя легко отыскать прямой стебелек с пятнистыми цветками, собранными в кисть, и продолговатыми, тоже пятнистыми, листьями. Прежде всего поражает пурпуровый цветок, точь-в-точь копирующий тропическую орхидею. Правда, те орхидеи величавы, крупны и роскошны, ведь их родина – тропики, а ятрышник куда более скромен. Но он тоже орхидея, только северная. На родство с блистательными цветами намекает один из жести лепестков – голубой свисает, у основания видна шпорца.
Листья ятрышника по форме и расположению напоминают листья тюльпана. Пестрые цветы собраны в колосок. Так они более заметны насекомым. Многочисленные полосы и пятна на лепестках – своеобразные «медовые знаки»: показывают крылатым гостям направление к накопленным для них лакомствам. Насекомому, присевшему на губу-лепесток, надо пробуравить мясистую стенку шпорца, и только тогда откроется доступ к сладкому соку. Плоды Ятрышника – маленькие коробочки со множеством мелких семян. За год каждый стебель растения обзаводится новым сочным клубнем, или толстым пальчатым корнем. Они-то и представляют интерес для сборщиков лекарственного сырья.
Ятрышник пятнистый (Orchis musculata) в народе известен как кукушкины слезы. С чем связано это название?
Существует легенда о кукушке, которая плакала над ним и оставила свои слезы на цветах в виде пятнышек. Говорят, поверье, что если рано утром войти в озеро, по берегам которого растет ятрышник, то можно стать красивой и молодой.
В русской деревне существовали обычаи встреч и проводов времен года. В преддверии красного лета справляли последний весенний праздник – вознесенье. С этого дня весна на отдых просится, уступаю дорогу лету. «И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется» – приговаривалось в стародавние времен.
Интереснейший обряд – крещение кукушки – происходил у русских крестьян в преддверии лета красного, на вознесенье. Обряд этот, несомненно, языческого происхождения. Он воспевает обновление жизненных сил природы, возрождение и торжество солнечного тепла. Другая сторона действа – стремление людей повлиять на творческие силы природы, вызвать обильный урожай в предстоящем летнем сезоне.
Крещение кукушки происходило так. Под вознесенье деревенские девушки и молодицы, втайне от мужчин, собирались в просторной избе шить наряд для кукушки. Наряд – рубашку, сарафан и платок готовили из разноцветных лоскутков. Руководила обрядом вдовая старуха – позыватка. Праздничным утром разодетые участницы «крестин» отправлялись в лес. Там средь зеленого приволья они искали траву кукушкины слезки. Вырвав с корнем парное количество стебельков (иногда брали одну траву, но обязательно с раздвоенным корнем), девушки обвивали их лентами, а затем обряжали в припасенные наряды. Когда-то так одевали настоящую кукушку, ну, а поскольку добыть вещую птицу нелегко, все чаще приходилось утешаться кукушкиными слезками, травой. Настоящую кукушку одевали в белую рубашку, а сарафан и платок полагались темные, ведь птица эта слыла вдовой – «ей мужа недостало». Травы же приукрашивались наряднее.
Когда ряженье заканчивалось, девушки наклоняли ветки берез (или орешника), свивали их в колыбельку, набрасывали туда платок, а на него клали свою «кукушку». Наступало время кумовства. Присутствующие разбивались на пары, становились над связанными ветками, приподнимали платок с «кукушкой», целовали ее, а затем друг дружку до трех раз, каждый раз меняясь местами, обменивались платками или кольцами. При этом поддерживали общую хороводную песню:
Кумушка, голубушка
Серая кукушечка;
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
Ты мне кумушка –
Я тебе голубушка.
Покумившиеся крестьянки считались родными не меньше чем на год, а то и на всю жизнь. Духовное родство – кумовство, побратимство и посестринство – восходит к очень отдаленным временам, когда люди верили, что, обменявшись личными вещами, они вступают в родственный союз: ведь каждая вещь, в представлении древних, носила частицу своего владельца.
К вечеру «кукушку» хоронили. Отрывали в заветном уголке леса ямку, прихорашивали ее новыми лоскутками и лентами, клали туда «кукушку» и засыпали землей. При этом хор пел:
Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,
До новых до берез,
До красной до зари,
До новой до травы.
Дней через десять крестьянки собирались в лес «воскрешать кукушку». Из земли ее вынимали, усаживали на ветки, напевая такие слова:
Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая,
К нам весна пришла,
Весна красна,
Нам зерна принесла…
Слово «весна» здесь в значении «тепло». В далекую старину год делили на зиму и весну, промежуточных сезонов не знали. Весна, таким образом, простиралась до самых холодов. Под напев этой обрядовой песни кумы одаривали одна другую орехами, бусами, кто что припас, и обменивались платками. Затем тут же устраивалось пиршество, на которое приглашались мужчины. Смешанные хороводы водили далеко за полночь. Общее веселье должно было повлиять на зарождение доброго урожая.
После обряда в одних местах «кукушку» оставляли на ветвях, в других травку несли в деревню. Молодые женщины по ее корням пытались дознаться о том, кто у них будет: мальчик или девочка. Корень длинный предвещал мальчика, круглый – девочку. Хранилась трава в доме для счастья и на случай размолвки между супругами.
Самобытная внешность ятрышника, но интересен он не цветами, а клубнями. В них-то и сосредоточены чудодейственные вещества, щедро наделенные питательными и лекарственными свойствами. В медицинской практике клубни ятрышника давно известны как салеп. Различают салеп круглый, в поперечнике до полутора сантиметра, и пальчатый – удлиненный и тонкий. Полагают, что круглые корни собирать предпочтительнее.
Салеп богат крахмалом, декстрином, белками, сахаром и обширной гаммой других питательных и целебных веществ. Но особенно ценны слизи, способствующие препаратам из ятрышника обволакивать стенки желудочно-кишечного тракта, а значит, закрывать язвы и различные воспаления от чрезмерных раздражений. Поэтому-то салеп и применяют при язвах, гастритах, дизентерии и некоторых отравлениях. Употребляют его еще для восстановления утраченных сил, после изнурительной болезни, от истощения, а также для поддержания бодрого, жизнерадостного самочувствия.
Рубрики: | Легенды |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |