Ученица Агриппины Вагановой. В 1928—1944 артистка Мариинского (Кировского) театра в Ленинграде, с 1944 по 1960 — Большого театра в Москве. Знамениты её роли в «Жизели» Адана и «Золушке» Прокофьева.
Уланова родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Отец,
Сергей Уланов, впоследствии стал балетным режиссером; мать, Мария
Романова, была педагогом хореографического училища, у нее и училась
дочь первые шесть лет. В 1928 году Уланова окончила Ленинградское
хореографическое училище (в выпускном классе занималась у знаменитой А.
Я. Вагановой). В том же театре (впоследствии сменившем название на
Ленинградский государственный театр оперы и балета им С. М. Кирова) она
впервые вышла на сцену. Здесь же всего лишь в 19 лет в 1929 году
станцевала свою первую ведущую партию - это была сложнейшая
Одетта-Одиллия в "Лебедином озере". Притягательная сила творческой
личности явила себя, едва юная балерина ступила на театральные
подмостки. "Обыкновенная богиня", - тогда же крылато назвал ее Алексей
Толстой. В Кировском Уланова проработала до 1944 года. Среди других ее
лучших ролей, исполненных на сцене этого прославленного театра: Жизель
("Жизель" Адана, 1932), Маша ("Щелкунчик" Чайковского, 1934), Мария
("Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева, 1934) . Но самым большим
успехом Улановой стало создание пленительного и неповторимого образа
Джульетты в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта" (1940, балетмейстер
Лавровский). В 1944-1960 годах Уланова была ведущей балериной Большого
театра, где также блистала в "Лебедином озере", "Ромео и Джульетте"
(1947 , в 1954 году был снят фильм-балет), "Бахчисарайском фонтане"
(1944) и др. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизели
(особенно в сцене сумасшествия).
Танец Улановой отличали удивительная слитность техники и высокой
одухотворенности. Ей удалось создать неповторимые образы лирических
героинь, полные женственности и силы характера. Движения Улановой
всегда были обусловлены внутреннем чувством, и в этом ей не было
равных. В 1960 году, в последний раз станцевав "Шопениану", она
закончила карьеру примы-балерины. С 1960 года и до конца своей жизни
Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором. Среди ее
учеников - целая плеяда звезд: Екатерина Максимова, Владимир Васильев,
Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Алла Михальченко,
Надежда Грачева.
Искусство Улановой.
Уланова - великая русская балерина, о ней написано очень много. Однако
по сей день остается неразгаданным: как удавалось ей столь гармонично
сочетать возвышенные романтические идеалы с предельной правдивостью
переживаний? Сложные "формулы" танца превращать в откровения души,
близкие любому неискушенному зрителю, а простой жест, шаг, бег обращать
в действо, потрясающее эмоциональной силой любого тонкого знатока? Мир
воспринимал Галину Уланову как возвышенный идеал, как прекрасную мечту
о совершенстве и оказывал ей свои почести. Единственной балерине - ей
при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984,
скульптор М. К. Аникушин) и Стокгольме (1984, скульптор Е. А.
Янсон-Манизер). В Голландии был выведен сорт тюльпанов "Уланова". Во
Франции знаменитый зал "Плейель" после реконструкции открывался
представлением в ее честь. Уланова - первая "звезда", открывшая эру
зарубежных турне советского балета. Самые же знаменательные - первые
гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, где великая балерина
танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного
которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со
времен Анны Павловой. В дальнейшем гастроли Большого неизменно
открывались спектаклем во главе с Улановой.
Вне театра.
Круг интересов Улановой замыкался искусством, как и ее личная жизнь.
Она трижды была замужем, и все трое ее избранников - выдающиеся люди
искусства: режиссер Юрий Завадский, актер и режиссер Иван Берсенев,
художник Вадим Рындин. У нее не было какого-либо хобби, побочных от
профессии занятий. Но, конечно же, были пристрастия: "Природа для меня
то же, что и музыка. Так же загадочна", - говорила балерина. Особенно
она любила животных. Была строга к себе. Ранним утром - целый час своя
зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет ее вес
оставался тем же, что в артистические годы - 49 кг. Она всегда была
элегантна, отличалась легкой изящной походкой. Магическая личность, чье
творчество составило целую эпоху в истории мирового искусства.