-Цитатник

Красивые вокзалы - (0)

Kрасивые вокзалы Вокзалы — это не только утилитарные объекты транспортной инфрастр...

Выпечка с тыквой - (0)

1. Нежный тыквенный пирог Этот пирог с насыщенным тыквенным вкусом можно испечь не только в духовк...

Загадки. Босха - (0)

Загадки Иеронима Босха.Босх в цифрах. - ч.4. «Разница между работами этого человека и р...

Бабочки.Индия - (0)

Эдвард Донован. Бабочки. Индия https://img-fotki.yandex.ru/get/103691/161887320.2bc/0_20...

Бабочки. Австралия - (0)

Эдвард Донован. Бабочки. Австралия https://img-fotki.yandex.ru/get/108697/161887320.2...

 -Видео

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арина_Солнце

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Личный_Вернисаж АРТ_АРТель pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.04.2008
Записей: 1143
Комментариев: 1471
Написано: 6081


С.В.Рахманинов .Остров мертвых.Картина А.Бёклина.

Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 16:12 + в цитатник

В 1983 году купила я несколько пластинок Рахманинова С.В.(из моих любимых композиторов)
Расскажу об одной из них.




(скачать аудиозапись с сайта senar.ru
(Филадельфийский оркестр,дир.Рахманинов,1929г)



«Остров мёртвых», оp.29 — симфоническая поэма Сергея Рахманинова, написанная в 1908—1909 гг. в Дрездене. Произведение посвящено Николаю Густавовичу Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю.

Симфоническая поэма появилась под впечатлением от чёрно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых»(читать ниже), находящейся в Лейпцигской картинной галерее. 
"В 1907 году во время исторических концертов русской музыки в Париже,где Рахманинов выступал как дирижёр,он познакомился с репродукцией картины немецкого художника Арнольда Бёклина "Остров мёртвых".Впечатления от картины сложились в программу одноименной симфонической поэмы,где в качестве исходного тематического материала использован столь часто встречающийся у Рахманинова мотив "Dies irae".
Премьера сочинения состоялась под управлением автора 18 апреля 1909 года в собрании Московского филармонического общества.Композитор дирижировал "Островом мёртвых" и во время первой поездки в Америку осенью 1909 г.
Когда в 1929г отмечалось двадцатилетие его американского дебюта,Рахманинов с Филадельфийским оркестром записал это сочинение на грампластинку."(В.Тропп)

Позднее композитор вспоминал:

" Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде."

Поэма «Остров мёртвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в 1909 году. Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Для того, чтобы передать ощущение движения волн, Рахманинов использовал редкий размер — пять восьмых [5/8]. Это произведение считается классическим примером позднего русского романтизма начала XX века.



О художнике А.Беклине:

Все в мире следует понимать как загадку. 
Джорджо де Кирико


Гражданин Европы 

Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле,учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.
Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда - во
Флоренцию, затем в Цюрих... Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.

Арнольд Бёклин. Автопортрет.1873 г.
Арнольд Бёклин. Автопортрет.1873 г.


У этих бесконечных переездов были веские причины:в молодости - желание своими глазами увидеть памятники классического искусства Италии, позднее - приглашения на преподавательскую работу, крупные заказы (Бёклин не только писал картины, но и оформлял фресками интерьеры), необходимость дать детям хорошее образование, наконец, не в последнюю очередь, – безденежье.(Известность пришла к Бёклину далеко не сразу, мнение публики, как он откровенно признавался, его мало волновало, работать в угоду заказчикам он не умел и порой ссорился с теми людьми, от которых зависело его благосостояние.) 

Такая подвижность позволила Бёклину не только много повидать и свести знакомство с выдающимися современниками в разных странах, но и синтезировать в своем творчестве художественные идеи, будоражившие в ту пору Европу. Его называли символистом и неоклассиком, последним романтиком и провозвестником сюрреализма. 


В мире фавнов и нимф

Бёклин начал с романтических пейзажей. Характерные приметы романтизма часто встречаются и в его зрелых работах: клубящиеся тучи, таинственные тени и всполохи света, нагромождения скал, бушующие волны, живописные руины, одинокие виллы на пустынных берегах... Приветливая средиземноморская природа, южное солнце, а главное – соприкосновение с классическим искусством Италии, прежде всего с древнеримскими фресками в Помпеях, подсказали художнику новые темы: на холстах Бёклина появились мифологические персонажи. Художник словно открыл окно в блаженную страну, где в камышах играет на дудочке лесной бог Пан, фея-ночь осыпает мирно уснувшую землю маковыми зернами, Тритон трубит в морскую раковину, среди волн плещутся нереиды, а на цветущих лугах резвятся нимфы.

Первый вариант картины  «Остров мертвых». 1880 г.

Первый вариант картины «Остров мертвых». 1880 г.

В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с наследием европейского искусства, отвечая великим предшественникам - мастерам Средневековья, художникам Ренессанса, барокко, классицизма - собственными «репликами» на их произведения. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего. 

Первый вариант картины  «Остров мертвых». 1880 г. Фрагмент.

Первый вариант картины «Остров мертвых». 1880 г. Фрагмент.

Поздние работы художника стилистически принадлежат уже 20-му веку. В серии «Война» (1896-97) и в картине «Чума»(1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума. 

Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного. Изображение наделено у него какой-то магической достоверностью и одновременно недосказанностью. 

Символизм Бёклина был не книжным, не теоретическим, а прочувствованным, естественным – он так изображал предметы и стихии, что за внешней оболочкой ощущалась некая таинственная неуловимая сущность. 

В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине – «Острове мертвых». 


Третий вариант картины «Остров мертвых. 1883 г.


«Картина для грез» 

Обычно Бёклин не давал названий своим работам, но название «Остров мертвых», скорее всего, принадлежит самому художнику: в апреле 1880 г. он писал из Флоренции заказчику картины, меценату Александру Гюнтеру, что «Остров мертвых» («Die Toteninsel») скоро будет закончен.. 
Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bildzum Träumen»). Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее. 


Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. 

К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения – от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма. Собранные вместе,четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью.

Третий вариант картины «Остров мертвых. 1883 г.  Фрагмент.


Третий вариант картины «Остров мертвых. 1883 г. Фрагмент.


В основе сюжета картины - античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших. Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. 
Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, 
упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. 

Скалы Фаральони близ берегов  Капри.

Скалы Фаральони близ берегов Капри.

Эти символизирующие вечную жизнь деревья традиционно сажают в Италии на кладбищах, в монастырях и возле церквей. 
Но каким бы островом ни вдохновлялся Бёклин, ему удалось отрешиться от натуры и передать главное – этот остров с вырубленными в скалах склепами и маленькой пристанью не принадлежит земной жизни, он находится в ином, недоступном живущим пространстве. 

Лодка с перевозчиком, облаченной в саван фигурой и саркофагом не нарушает своим скольжением безмолвия этого призрачного мира, меланхоличного и лишенного живого дыхания, но по-своему прекрасного. 

Траурные кипарисы на острове-кладбище Сан Микеле близ Венеции.

Траурные кипарисы на острове-кладбище Сан Микеле близ Венеции.


"Остров мертвых" в интерьере эпохи

После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу. Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой 
фигурой - в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. По свидетельству современника, нарубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». И не только немецкой. Знаменитая 
репродукция украшала кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, и отец психоанализа упоминал Бёклина в своих лекциях. Она висела над кроватью в комнате 
В.И. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно,принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). На фотографии 
столовой выдающегося французского политика Жоржа Клемансо мы видим все тот же офорт. 
Макс Клингер. Офорт по картине Бёклина «Остров мертвых».
Макс Клингер. Офорт по картине Бёклина «Остров мертвых».


Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», - неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Картина воспринималась современниками как реквием целой эпохе, как прощание с культурой, основанной на гуманистических ценностях и отступающей под натиском индустриализации. Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы; создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» 
(1932). Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. 


Архитектор Донато Браманте. «Темпьетто»    (Храм Сан Пьетро).  1502 г., Рим.

Сальвадор Дали. Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы.1932 г.

По словам Кузьмы Петрова-Водкина, репродукции с картины Бёклина «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи». 

Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», - признавался Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».


Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский. 

Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых»(всего в 1890-1910-е гг. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной). 

Владимиру Маяковскому Бёклин был, разумеется, чужд: познакомившись с сестрами Лилей и Эльзой Каган, он, как позднее вспоминала Лиля, «выжил из дому „Остров мертвых“» 

Но и Маяковский не смог проигнорировать этот символ эпохи: «Со стенки на город разросшийся Бёклин // Москвой расставил „Остров мертвых“», - писал он в поэме «Про это» (1923). В 1920-е гг.популярность Бёклина была уже на исходе.

Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром,повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно». Впрочем, и позднее у картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был… Адольф Гитлер. Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. В «Острове» фюреру, очевидно, импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина. 

Шрифт «Бёклин».
Шрифт «Бёклин».

Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера». Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. В книгах по истории искусства, вышедших во второй половине 20-го в., ему обычно уделялось лишь несколько строчек, да и то прохладных.
 Даже в былой популярности художника искусствоведы часто усматривали доказательство невысокого уровня его работ. Случай в истории европейского искусства не новый и вполне объяснимый: ведь отправной точкой для развития живописи 20-го столетия стало творчество импрессионистов – противников и антагонистов Бёклина. 
 Наступивший век реабилитировал художника: приуроченная к столетию со дня его смерти выставка с триумфальным успехом прошла в 
2001-2002 гг. в Базеле,Париже и Мюнхене. Вышли в свет солидные каталоги и альбомы-монографии, о Бёклине были написаны серьезные статьи и сняты телефильмы. 

Марина Аграновская
Источник:http://www.maranat.de/agr_02_10.html


Опубликовано в журнале «Партнер» (Дортмунд) № 10 (145), 2009 г

Серия сообщений "Рахманинов С.В":
Часть 1 - Гениальный Рахманинов!!
Часть 2 - Рахманинов.
...
Часть 8 - Два русских гения мировой музыки: П.И.Чайковский и С.В.Рахманинов
Часть 9 - Сергей Васильевич Рахманинов "Всенощное бдение" ор. 37 (1915)
Часть 10 - С.В.Рахманинов .Остров мертвых.Картина А.Бёклина.
Часть 11 - Рахманинов - Симфония № 2 ми минор
Часть 12 - История одного рояля(статья)
...
Часть 17 - Денис Мацуев!
Часть 18 - «Музыкальные моменты» Сергея Рахманинова
Часть 19 - Самые просматриваемые концерты на сайте medici.tv

Рубрики:  музыка
видео
арт,фото и др
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

Gostevoj   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 19:12 (ссылка)
Большое спасибо за интересный пост! Все, что связано с Рахманиновым дорого мне.
Скалы Фаральони на Капри помню, незабываемое зрелище.
Ответить С цитатой В цитатник
Арина_Солнце   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2013 г. 21:41 (ссылка)
Gostevoj, Спасибо за комментарий!
Музыка С.Рахманинова вошла, как-то вдруг ,в мою жизнь(как бы пафосно ни звучало)и радует,и волнует,и звучит в душЕ вот уже не один десяток лет..Если будет время,предлагаю почитать о рояле
С.Рахманинова..(или сейчас опубликую на лиру)
П.С.
А вот путешествовать приходится немного,так что скалы Фаральони пока в проектах)))

97531786_000009 (650x439, 171Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 19 Февраля 2013 г. 20:36ссылка
Капри - замечательный уголок! Был там совсем недолго, но и этого было достаточно, чтобы получить впечатление на всю жизнь.
Спасибо за отклик! Пусть Ваши проекты осуществятся!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку