ДОМОВОМУ
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бодрящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров –
Они знакомы вдохновенью.
А.С. Пушкин
Главным хранителем дома и хозяйства считался на Руси домовой. Он никогда сознательно
не творит зло, напротив, всячески старается отвести от жилища любую грозящую ему
беду и неприятности, опасности.
Домового обычно представляют в виде старичка, заросшего волосами, немного ворчливого, но в глубине души заботливого и доброго.
Люди стараются поддерживать с ним хорошие отношения, разговаривая с ним и оставляя
немного вкусной еды.
Домовой за это платит добром: помогает содержать дом в порядке, ухаживает за скотиной, может предупредить о грозящей опасности.
Если хозяева его обидят, то будет пакостить им: прятать разные вещи и т.д.
При переезде в новый дом брали с собой и прежнего домового. С угощениями и уговорами переносили его в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлебы. Жили домовые в основном в подполье под печью.
У славян были дни, в которые почитался Житный Дед ( скорее всего от слова «жито»).
Житный Дед оберегает наши дела. У него личный заговор:
РОДИ БОЖЕ, ДОЛИ ГОЖЕ,
А БЕЗ ПОРОХУ, ПРОЖИВЕМ ПО ТРОХУ.
В эти дни надо сделать зачин на дела. Житный Дед любит мед, деньги.
Медовая гривна – неразменный пятак (в каждой семье своя денежка).
Эту денежку надо часто мыть в медовой водичке.
Житный Дед любит мешки, наполненные и завязанные. Поэтому травы и крупы надо
хранить в холщовых мешках.
Продолжение следует...