-Метки

Босх Харламов акварель алексеев федор англия антоний апокалипсис архитектура аскназий баженов беггров бенуа а.н. богаевский к.ф. брейгель верещагин василий витражи возрождение выставка германия гмии гоголь город городсклй пейзаж городской пейзаж готика графика дания дафнис и хлоя детсий портрет дюрер еда живопись замки зима иванов а.а. иконы иллюстрации импрессионизм интерьер исторический музей история италия казакова каргополь кауфман кекушев костел коты кравцов краков кремль литература маковский маковский константин малевич казимир малютин марина марк шагал матейко мацик юрий мельницв мифы модерн мозаика монастырь москва натюрморт невеста полоза нидерланды опекушин орлрвский в.дю. пейзаж открытки памятник париж паркес майкл пастернак пастернак б. пейзаж петербург плакат пляцковский поговорки польша портрет портреты поэзия праздник рейнольдс романтизм русский авангард салонная живопись сахалин северное возрождение сезанн сказка сказки скульптура собор соборы современное искусство средневековье ссср стихи суриков сутев сша тёрнер театр тород тьеполо доменик уистлер фаберже фото фотография франция фрески хивренко храм художник цветы и живопись чехов шехтель школа юмор юсуповский дворец явление христа народу яцек йерка яцек ковальский

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наташа_Ходош

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2245

Комментарии (0)

Римская мозаика

Дневник

Вторник, 24 Ноября 2015 г. 20:38 + в цитатник

Церковь Сант Аполлинаре Нуово. 

Базиликапосвящённая Христу-Спасителю была построена королём Теодорихом на рубеже 5-6 вв.



2.
Церковь Сант Аполлинаре Нуово. 6 в. Башня 10 в. Портик 16 в (700x525, 238Kb)

Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нём участвовали различные мастера. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики «обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга». Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана (так он был интерпретирован реставраторами XIX века и, без всяких сомнений, ими подписан), который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха.

 


1.
Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово Sant'Apollinare_Nuovo_(Justinian_I) (492x700, 416Kb)

Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово Sant'Apollinare_Nuovo_(Justinian_I)

 

 

Мозаики верхнего яруса. Южная сторона.

  
 
1. Тайная вечеря.

2.Христос с учениками в саду Гефсиманском.

3.Поцелуй Иуды.

4."Взятие под стражу".

5.Христос перед судом Синедриона в доме первосвящ. Каиафы.

6."Прежде, чем петух пропоет, трижды отречешся от меня."

7. Отречение ап. Петра.

8. Иуда возвращает тридцать сребренников.

9. Понтий Пилат умывает руки перед народом. 
"Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы!" (Мф. 27, 24)

10. Несение Креста.

11.Явление ангела женам-мироносицам.

12. Уверение ап.Фомы.


13. Явление апп. Луке и Клеопе на пути в Эммаус.
 
Рубрики:  Искусство, связанное с религией/мозаики
Архитектура

Метки:  
Комментарии (0)

Возникновение иконописи на Руси.

Дневник

Пятница, 21 Февраля 2014 г. 20:07 + в цитатник

Возникновение иконописи на Руси.

Своему учителю Я.В.Бруку посвящаю этот "рассказ" о возникновении христианской живописи в России.
Вспоминаю интереснейшие занятия в стенах Третьяковки. Это было так здорово, что прогуливать не хотелось. Как не хотелось и расставаться после трехлетнего общения. Вся наша группа, состоящая их полутора десятка училок, уже имеющих высшее образование, после окончания его курса отправилась поступать на ХУДГРАФ!!!


Catacumbas de Priscila (Roma). El Buen Pastor 3 в 




Catacumbas de Priscila (Roma)3 в. 


Первыми памятниками христианской живописи были росписи римских катакомб, где находились первые христианские храмы. Христианство возникло на развалинах античной культуры и создатели фресок в катакомбах использовали приемы поздней античной живописи. Кроме этого, повлиял на иконографию и римский придворный ритуал. Например "Въезд в Иерусалим", где подобно императору, Христос въезжает в ворота города.








Катакомбы Виа Латина. Жертвоприношение


фреска в катакомбах Via Latina 


фреска в катакомбах Via Latina 


Катакомбы Св. Себастиана находятся под Римом 



Catacumba de San Marcellino (Roma). 



Катакомбы Домициллы в Риме. Около 300 г




Catacumba Domitilla (Roma). 4 век




















В I V веке христианство стало государственной религией Восточной Римской империи - Византии.
Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Григорий Нисский резко осуждали наличие языческих традиций в христианстве. Но, превратившись в государственную религию, христианство в Византии объединило огромную часть людей, вовсе не знакомых с христианскими традициями. Для приобщения и лучшего понимания христианских догматов, эти догматы были представлены в художественных образах.
Иоанн Дамаскин в VIII веке высказался так: "Так как мы, без сомнения, люди чувственные, то для познания всякого божественного имеем нужду в очах чувственных. Удовлетворить потребность в "чувственных образах" может только живопись. 


Византийская живопись 5 - 7 вв. мозаика

В VIII - IX веках иконоборчество набрало силу. Основной аргумент иконоборцев: "Бога же никто не видел". Они повторяли тезис Топртуллиана, что поклонение живописным изображениям есть тайное идолослужение. Даже были изданы специальные указы, запрещающие иконописание и иконопочитание.Фрески в храмах срочно затирались, мозаичные панно сбивались, иконы ломались и выбрасывались. В 842 году иконопочитание было официально восстановлено Вселенским Собором. Было дано строгое богословское обоснование того, что есть икона. Догматы Вселенского собора стали своего рода эстетической доктриной христианства, сохранившей свое значение на протяжении многих столетий не только в Византии, но и в Древней Руси. Ответом иконоборцам было заявление, что на иконах изображается не Бог, который бестелесен и невидим, а
"человеческий образ" в память о том, что ради искупления человеческих грехов сын божий Иисус Христос во всем сделался подобным людям, исключая греха. А раз так, то и изображать его можно подобным людям.
Образцом классического христианского искусства служат мозаики Софийского собора в Константинополе.
















Реализм разрешенной иконописи только кажущийся. Были поставлены определенные условия " Хотя божественные формы и изображаются телесно, однако так, чтобы телесный образ показывает некоторое зрелище бестелесное, постигающееся только умом..." (Иоанн Дамаскин). Но при этом, согласно указаний Григория Нисского, иконописное изображение должно было быть конкретным и зрительно наглядным. 
Византийские мастера иконографии справились с этой задачей, используя для этого некоторые приемы: изменение пропорций, удаление перспективы или использование обратной перспективы, создание представления ирреальности ("бестелесности") изображаемого с помощью золотого фона.



Мозаика 11 века Церковь Успения Богородицы в Дафни



Византийская икона 12 века. Св. Георгий Неокесарийский



БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ. ГТГ, Москва 

По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. 
Л. А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
"В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом".
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский украл Вышгородскую икону Богоматери и перевёз ее во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Для создания этого сообщения использованы данные из книги моего обожаемого учителя, тогда заместителя директора Третьяковской галереи, Якова Влидимировича Брука (любимого нашего Яна) "Живое наследие". Наряду с М.В. Алпатовым и В. Н. Лазаревым, Я.В.Брук является известным теоретиком русского искусства и специалистом по древнерусскому искусству. 
http://www.tour717.com/Rome/Sights/Catacombe-di-Roma.html
 
Рубрики:  Искусство, связанное с религией/Иконопись
Искусство, связанное с религией/Фрески
Искусство, связанное с религией/мозаики
Города и страны
Живопись

Метки:  
Комментарии (0)

Лазарев В. Н. История византийской живописи

Дневник

Пятница, 21 Февраля 2014 г. 16:58 + в цитатник

 Лазарев В. Н.

История византийской живописи
 
 Позднеантичное искусство и истоки христианского спиритуализма
 Римские мозаики


Обращаясь к памятникам монументальной живописи Италии, следует 
сразу же подчеркнуть, что наряду с римской школой существовали школы с 
местными оттенками в Милане и Равенне, которые, как известно, являлись 
некоторое время столицами распадавшейся Римской империи. Свою школу 
мозаичистов имел, несомненно, еще один крупный италийский центр — 
Неаполь. Поэтому было бы легкомысленно истоки всех италийских школ 
возводить к Риму, как будто он один владел квалифицированными мастерами и
как будто в нем одном изготовлялись новые образцы христианского 
искусства, в дальнейшем якобы становившиеся предметом бесчисленных 
подражаний. Риму никогда не принадлежало в истории раннехристианского 
искусства то подавляюще видное место, которое отводил ему Й. Вильперт и 
которое продолжают отводить ему С. Беттини, К. Чеккелли, В. 
Сас-Заложецкий, Э. Свифт28. Но, с другой стороны, было бы неверно 
отрицать за Римом вообще какое-либо историческое значение. Долгое время 
он оставался одной из крупнейших школ позднеантичного искусства, 
обладавшей старыми, отстоявшимися традициями и своими собственными 
кадрами мастеров. Поэтому и нет никаких оснований, вслед за Й. 
Стржиговским и О. Вульфом, отдавать большинство сохранившихся на его 
почве мозаик и фресок восточным мастерам. Если в этих памятниках 
восточные влияния подчас играют значительную роль, то данный факт не 
может еще служить причиной отнесения их к византийской школе.
28 
Объективную критику этого направления в науке дают П. Лемерль и Д. 
Талбот Райс. См.: P. Lemerle. L'archéologie paléochrétienne in Italie. 
Milan et Castelseprio, «Orient ou Rome». — Byzantion, ХХII 1952, 
205–206; D. Tablot Rice. Rome or the East. ByzSl, XIII 1952–1953 2, 
312–319. Ср.: С. Cecchelli. Le varie teorie sulle origini dell'arte 
bizantina, I. Oriente о Roma? II. Oriente о Bisanzio? — CorsiRav, 1957, 
51–55.

По-видимому, Рим был одним из первых городов, 
который начал широко применять мозаику для украшения не только полов, но
и стен, сводов и куполов новых христианских храмов29. Мозаика пришла 
сюда из светских сооружений, где она должна была широко применяться в 
целях прославления императоров и их военных подвигов. К сожалению, эта 
позднеантичная светская живопись до нас не дошла, а она была весьма 
разветвленной, и ее тематика, как доказал А. Н. Грабар, оказала 
сильнейшее воздействие на сложение христианской иконографии30. Если 
культ императора и впитал в себя немало восточных элементов (главным 
образом сасанидских), то своих наиболее зрелых форм выражения он достиг в
Риме — на почве столицы мировой империи. И когда новой столицей 
сделался Константинополь, его придворные круги не могли, естественно, 
отказаться от римской триумфальной тематики. Здесь вклад Рима в 
византийское искусство был особенно велик, и эти живые римские отголоски
будут еще долго звучать в византийской живописи и скульптуре, где они 
во многом определили характер всей светской иконографии.
29 См.: G. Bovini. Il mosaico paleocristiano dalle origini alla metà del V secolo. — CorsiRav, 1957, 31–33.
30
A. Grabar. L'empereur dans l'art byzantin. Paris 1936. Ср.: A. Alföldi.
Die Ausgestaltung des monarchischen Zeremoniells am römischen 
Kaiserhofe. — RömMitt, XLIX 1934, 1–118; Id. Insignien und Tracht der 
römischen Kaiser. — Ibid., L 1935, 1–171.

Когда 
христианство получило официальное государственное признание и вскоре 
сделалось господствующей религией, ему пришлось volens nolensIII 
использовать античную триумфальную тематику, поскольку перед победившей 
христианской церковью стояла задача окружить ореолом величия и блеска 
Христа — центральный образ всего христианского искусства. Так начали 
просачиваться в христианскую иконографию элементы триумфальной тематики.
По-видимому, Рим был тем городом, где на первом этапе развития данный 
процесс протекал особенно интенсивно. Свое продолжение он получил в 
Константинополе с его разветвленным придворным церемониалом. В 
результате образ Христа-триумфатора, этого нового властителя мира и 
победителя смерти, стал сближаться с образом императора-триумфатора. Все
чаще изображают Христа восседающим на троне. Сцена Передача закона 
(Traditio legis) трактуется как композиционный вариант сцены посвящения 
императором чиновника в сан, а Поклонение апостолов Христу и Деисус — 
как варианты античной сцены поклонения императору. Находящийся между 
апостолами Христос, символизирующий победу христианской церкви, невольно
заставляет вспомнить об изображениях императоров, приветствуемых 
толпой. Сцена Поклонение волхвов навеяна сценой принесения варварами 
даров императору. В композиционном строе Входа в Иерусалим много общего с
античными триумфальными шествиями императоров. Развившееся из 
объединения двух эпизодов (Победа над Гадесом и Изведение из ада Адама) 
Сошествие во ад восходит своими истоками к двум популярным в античном 
искусстве сюжетам: император, повергающий ниц противника, и император, 
освобождающий народ, город либо провинцию. Еще явственнее эта связь 
триумфальной тематики и христианской иконографии выступает в образе 
Христа, облаченного в доспехи римского воина и поражающего дракона или 
змия (во дворце Константина находилось изображение императора, 
поражавшего дракона). Наконец, символизирующий Христа Трон небесный 
находит себе прямой прототип в излюбленной римлянами эмблеме 
императорской власти: троне с короной31. Все эти факты ясно показывают, 
сколь многим христианская иконография была обязана античным сюжетам, 
которые сложились под воздействием культа обожествляемого монарха.
III лат. — волей-неволей
31 Grabar. L'empereur dans l'art byzantin, 189 et suiv.


Памятники римской мозаической декорации IV–VI веков 
характеризуются несколько преувеличенной монументальностью, тягой к 
тяжелой пластической форме, обычно обладающей довольно четкими 
очертаниями и энергичной трактовкой лиц, в которой линейные акценты 
доминируют над живописными. Это мозаики двух боковых апсид в Санта 
Костанца с Traditio legis и Traditio clavium (конец IV века)32, мозаика в
Санта Пуденциана, изображающая Христа среди апостолов (401–417)33, 
мозаика в Санта Сабина, на которой представлены олицетворения Церкви, 
уходящей от Синагоги, и Церкви, уходящей от Язычества (432–440), сильно 
реставрированная мозаика в Санти Косьма э Дамиано, оформленная в виде 
торжественной композиции с Христом в центре и фигурами святых и 
заказчика по сторонам (526–53

 
Рубрики:  Искусство, связанное с религией/мозаики
Города и страны

Метки:  

 Страницы: [1]