"На этом месте здания не приживаются..." Так можно было сказать и о месте, на котором Дмитрий Чечулин , принимая участие в Конкурсе на проект Дворца Советов, пытался поставить свое детище, ну а когда это не получилось, получилось совсем другое: всем известный бассейн "Москва".
Даю справку: Храм Христа Спасителя был построен по проекту архитектора Тона на месте, где в 17 веке стояла знаменитая Семиверхая башня Белого Города. Так она выглядит на картине А.М.Васнецова
А после того, как на месте снесенных стен и башен были разбиты бульвары, была еще и церковь, которую тоже снесли. В 19 веке построен Храм Христа Спасителя.
Так он выглядел в 20 веке.
Так он выглядел 5 декабря 1931 года:
А теперь эту же историю начну сначала.
В 1931 году был открыт конкурс на проект Дворца Советов на участке земли, занимаемом Храмом Христа Спасителя. Это было начало реализации идеи Кирова, озвученной им в 1922 году. Чечулин, как и другие крупные архитекторы, принял в нем участие. Первый вариант его проекта (1931г.) выглядел весьма солидно и достойно.
Но Конструктивизм был тогда порицаем, многие в те годы возвращались к Жолтовскому на выучку, и второй вариант проекта стал несколько романтичнее. На мой взгляд, гораздо менее интересным. Проект был удостоен первой премии (не высшей, та досталась проекту Жолтовского).
Но постепенно, от тура к туру, симпатии жюри все больше склонялись в проекту Иофана с башней,увенчанной фигурой Вождя, этакое здание-монумент. В 1933 году выбор пал именно на работу Иофанга, ну а Дмитрий Чечулин занялся строительством жилья для советских тружеников, что само по себе гораздо более важно, чем создание монументов, пусть даже и Дворцов.
Вот так выглядел макет здания Дворца Советов по проекту Б.М. Иофана.
А так должен был выглядеть район рядом с метро Кропоткинская, почти рядом с Кремлем и почти напротив Музея Изобразительных искусств на Волхонке.
Я хорошо помню то время, когда станция эта носила название "Дворец Советов". Я совсем еще девочкой ездила туда отдавать в ремонт папины часы по его просьбе, да и в Музей тоже, но почему-то вспомнилась сразу именно часовая мастерская, расположенная в дощатом домике на углу огромного забора, такого привычного уже, что и не возникало вопроса: "А почему здесь забор?" - забор и забор. Интересно было другое - "А почему станция метро называется "Дворец ...", а никакого дворца рядом нигде не было видно. Один забор только. Помню, как отец объяснял мне про строительство.
Как вы сами понимаете, Дворец этот так и не был построен, хотя "нулевой цикл" возвести успели. А потом вдруг, именно как-то "вдруг" появился бассейн. Автором проекта бассейна "Москва", или проекта использования оставшегося после неудачного строительства Иофановского Дворца фундамента, стал Дмитрий Чечулин.
Конечно, для ГМИИ им. А.С.Пушкина - лучше бы уж Дворец, чем вечные испарения открытого бассейна, но нам всем бассейн пришелся по вкусу. Сначала это было чуть ли не престижно, потом откровенно здорово, потом там стали проходить уроки физкультуры (я уже училась в институте), потом пошли всякие слухи об утоплениях на религиозной почве, потом туда гоняли уже всех подряд и родители детишек (я уже давно работала в школе) жаловались на кожные инфекции или зуд от хлора. Бассейн наконец закрыли.
Задолго до этого уже была "перестройка" с ее "гласностью", были выпущены открытки с изображениями исчезнувших в советский период зданий, в том числе и Храма Христа Спасителя. Всем захотелось его вернуть, Была даже высказана замечательная идея построить на этом месте в натуральную величину каркас храма их стекла и легкого металла, а внутри сделать музей Храма и музей памяти сражавшимся в войне 1812 года. Но пришло время "новоделов" и быстренько возвели из бетона то, что опять является Храмом.
Я имела возможность из окон школы наблюдать, как продвигалось строительство, а практически во дворе школы - двор скульптурной мастерской (бывший дом и мастерская Ильи Ефимовича Репина) срочным порядком лепились скульптурные украшения. Ребята на уроках спрашивали, что это. Отвечать было довольно трудно, лишь в общих чертах - ведь перед нашими глазами представали фрагменты .
Сейчас ни у кого уже не возникает споров по поводу, нужно или не нужно было это делать. Это сделано, мы все привыкли к новому обдику этой части Москвы, Храм стал частью культуры, памятником, реальностью. Будем надеяться, что он не унаследует судьбу предшественников, в том числе и Бассейна Дмитрия Чечулина. Ведь пишу я о нем, этом бассейне нашей (моей) молодости, этой "небывальщине", диковинке по тем редким на приятные сюрпризы временам.