Марк Шагал |
МАРК ШАГАЛ (1887 - 1985)
Русский художник. Французский художник. Израильский (простите, все-таки иудейский, а с точки зрения евреев и русских, еврейский) художник. И даже теперь и Белорусский художник, хотя я помню тот скандал, когда автора хвалебной статьи о витебском художнике порицали и преследовали в официальном Минске, еще не ставшим столицей отделенного от СССР государства. Теперь все в порядке, все стоят в очереди на присвоение Шагалу статуса почетного представителя своего народа. Бесспорно одно для каждого из них: родился в Витебске (ныне Белоруссия, тогда - Россия), прошел путь становления как художник в России, первое печатное признание в люви как к художнику получил в СССР, большую часть своей жизни жил и работал во Франции, работал в Америке, в Швейцарии, в Англмм, по пресловутому пятому пункту был евреем, ибо родился в семье евреев, всегда об этом помнил, слздал ряд произведений для Израиля а на самом деле он был ГРАЖДАНИНОМ ВСЕЛЕННОЙ..
Художник, чьи работы, увидев раз, уже не забудешь никогда. Художник, которого не захочешь, а полюбишь на всю жизнь. Художник, у которого нет "двойников" и который сам никогда ничьим "двойником" не был. Художник, воспевший в своем творчестве Свою Любовь, Свой Народ и Свою Родину.
Имя ему МАРК ЗАХАРОВИЧ ШАГАЛ
Он отличался самобытным видением.Он пережил всех своих современников, пионеров отечественного авангарда. По цельности творчества, многоликости и многообразию поисков Шагал сравним с крупнейшими из современников-парижан Матиссом, Пикассо, Леже. Как и они, он был реформатором в искусстве, много сделавшим для совершенствования художественного языка. Он был так же колористичен, как и фовисты, но выражал собственное прочтение мира, строго организуя цвета в пространстве, хотя, как и другие авангардисты, не соблюдал строгой расчлененности пространства картины на "верх" и "низ". При этом Шагал оставался реалистическим художником, который не расщеплял, как футуристы, все что видел.
В формировании художественного сознания Шагала, неповторимого облика и богатства его творчества очень важна была Россия, ее культурная и социальная среда первой четверти XX столетия.
Продавец газет
Красный еврей
Именно к России в дни радости и печали был обращен благородный и мудрый взор Марка Шагала. Сбившиеся в кучу, запорошенные снегом домишки Витебска с высящимися вдали православными церквами будут до последних дней появляться на его холстах, акварелях, рисунках и гравюрах, символизируя Родину - Россию.
Художник над городом
Площадь Витебска
Окно в Витебске
В Витебске и Петербурге Шагал начал формироваться таким, каким его впоследствии узнал и полюбил весь мир. В Витебске, Петербурге и Москве создан ряд прославивших его работ. В 1918 году в России была издана первая монография о художнике.
Картина 1908 года "Покойник (Смерть)" уже содержит "программу" будущего творчества Шагала. В структуре ее образа переплелись опыт жизни в еврейской окраине, ортодоксальные религиозные воззрения, традиции фольклора и идеи русского символизма. В этом полотне обнаженность лирического чувства сочетается с алогизмом деталей и ситуаций (скрипач на крыше), приемами деформации, напряженностью колористического решения.
Холст "Свадьба" (1910) - образец формирующейся стилистики Шагала. Изображенное в равной мере принадлежит земле и космосу. Люди и животные живут в братском единении, им не ведома гравитация, они естественно ощущают себя на крышах домов и свободно перемещаются в небесном пространстве. Отныне эти мотивы будут постоянными в творчестве мастера.
Годы, проведенные в России, небольшой отрезок в долгой жизни мастера, - один из самых насыщенных и продуктивных в творчестве и становлении личности.
Солдаты 1912
Вместе со страной он переживает две войны и две революции, работает, создавая новые шедевры.
Именно здесь Шагал впервые обращается к монументальной живописи и к театру.
Эскиз костюма для спектакля в Еврейском театре.
В 1914-1915 годах появляется череда трогательно простых, теплых по трактовке портретов родных:
"Отец" 1907 (рис.) и 1914
Дедешка
Визит к дедушке и бабушке
)
"Парикмахерская" ( 1914
Счастливая женитьба на Белле Розенфельд обогатила мировосприятие художника.
Белла с белым воротником" (1917),
В эту пору созданы светлые, наполненные счастьем и радостью полотна
"Окно на даче" (1915),
,
"Ландыши", (1916)
"Окно в сад" (1917).
Одновременно Шагал создает неожиданную для отечественной живописи серию изображений влюбленных "Голубые любовники" (1914), "Розовые любовники" (1916), "Зеленые любовники", "Серые любовники" (обе 1916-1917).
Розовые любовники
Чувство к Белле, подлинной музе художника, способствовало появлению серии большеформатных, отмеченных зрелостью, одухотворенных поэзией холстов
"Прогулка" (1917),
Над городом" (1914-1918),
"Свадьба" (1918).
Благословляемые ангелом или парящие над провинциальным Витебском, персонажи этих полотен наполнены и всепоглощающим чувством счастья.
В 1920-1930-х простодушный, мудрый и одновременно изощренный мастер создал свою индивидуальную мифологию, внутри которой в равновесии существовали земля и космос, Париж и российская провинция, высшие силы, люди и животные, с которыми постоянно приключались различные метаморфозы. Остросовременный, даже в своей архаичности, он был "ничей", не принадлежа ни одной школе, ни одному течению.
Работа над композициями к Библии (1931) потребовала особого лаконизма, лапидарности и простоты изобразительного языка. Работе предшествовало путешествие Шагала в Палестину, Египет и Сирию, с которым связано полотно "Стена плача" (1931).
Приход фашистов к власти в Германии, уничтожение картин мастера в Мангейме, Мюнхене и Вене, нарастание предвоенной напряженности в мире непосредственно влияли на его, казалось бы, внешне отвлеченное искусство. В 1937-1938 годах Шагалом создана серия картин, объединившая холсты "Революция" (1937) и триптих "Сопротивление", "Возрождение", "Освобождение" (все 1937-1938), звучавшие как предостережение. В них отразились переживание и жизненный опыт художника, свидетеля революций и войн в России. В мрачном, усложненном образном строе первых трех композиций кроме традиционных для мастера мотивов невесты, музыкантов, животных со страдающими человеческими глазами появились изображения распятия, раввина с Торой, бегущего животного с горящей свечой, митингов с красными флагами.
После смерти Беллы Шагал женится вновь.
Возвращение семьи. 1947
После войны искусство Шагала вызывает устойчиво нарастающий интерес. В конце 1940-1950-х по Европе и США прокатываются волны персональных выставок художника.
В это время творчество Шагала становится особенно многоликим, обогащенным новыми темами и идеями, видами искусства и техники. В 1940-е он впервые обращается к цветной литографии, а в 1950-х - к керамике и скульптуре. Наряду с живописью маслом много работает в станковой гуаши, открывает для себя сферу монументальной живописи. В 1957 появляются его керамические панно и витражи, мозаики.
К лучшим работам тех лет принадлежат витражи собора в Меце (1958)
и синагоги медицинского центра "Хадасса" в Иерусалимском университете (1960-1962).
1960-1970-е годы - время повсеместного признания Шагала и закрепления его высокого авторитета в истории мирового художественного процесса.
Париж. 1913 год
Плафон Гранд-Опера. Эскиз.1964
Плафон Гранд-Опера. Париж. 1964
Афиша с опере "Волшебнач флейта"
Витражи
Марк Захарович Шагал - монументалист 1971 г. На фоне мазаичного панно
Рубрики: | Скульптура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |