-Метки

Босх Харламов акварель алексеев федор англия антоний апокалипсис архитектура аскназий баженов беггров бенуа а.н. богаевский к.ф. брейгель верещагин василий витражи возрождение выставка германия гмии гоголь город городсклй пейзаж городской пейзаж готика графика дания дафнис и хлоя детсий портрет дюрер еда живопись замки зима иванов а.а. иконы иллюстрации импрессионизм интерьер исторический музей история италия казакова каргополь кауфман кекушев костел коты кравцов краков кремль литература маковский маковский константин малевич казимир малютин марина марк шагал матейко мацик юрий мельницв мифы модерн мозаика монастырь москва натюрморт невеста полоза нидерланды опекушин орлрвский в.дю. пейзаж открытки памятник париж паркес майкл пастернак пастернак б. пейзаж петербург плакат пляцковский поговорки польша портрет портреты поэзия праздник рейнольдс романтизм русский авангард салонная живопись сахалин северное возрождение сезанн сказка сказки скульптура собор соборы современное искусство средневековье ссср стихи суриков сутев сша тёрнер театр тород тьеполо доменик уистлер фаберже фото фотография франция фрески хивренко храм художник цветы и живопись чехов шехтель школа юмор юсуповский дворец явление христа народу яцек йерка яцек ковальский

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наташа_Ходош

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2245


Андрей Рублев

Понедельник, 12 Мая 2008 г. 21:41 + в цитатник

АНДРЕЙ РУБЛЕВ, СВ. (ум. 1430), преподобный, наиболее известный из художников русского Средневековья, чье имя стало олицетворением древнерусского искусства.
О жизни его сохранилось крайне мало сведений. Неизвестно, где и когда он родился. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи. Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405; сообщается, что в это время он «подписывает» (т.е. украшает иконами и фресками) Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком
и Прохором с Городца. Имя Андрея стоит на последнем месте в списке мастеров, как имя самого младшего и по иноческому чину (просто чернец), и по возрасту. Летописные источники свидетельствуют, что в 1408 он расписал (вместе с Даниилом Черным) Успенский собор во Владимире (наиболее ценные иконы, восходящие к этому времени, – три иконы из деисуса и одна из праздничного ряда, – хранятся ныне в Третьяковской галерее), а в 1425–1427 – храм Святой Троицы в Троицком монастыре. После смерти Даниила Андрей прибыл в московский Андроников монастырь, где ок. 1428 исполнил свою последнюю работу – росписи церкви Спаса (от них сохранились лишь малые фрагменты орнамента).
Большинство из этих документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло. Исключения составляют две иконы из деисуса и семь икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора (в том числе композиция с шествием праведников в рай); знаменитая икона Троица из Троицкого храма одноименного монастыря (которая могла быть создана либо в 1425–1427, либо значительно раньше, в 1411, для первоначальной деревянной церкви; ныне – в Третьяковской галерее); изначально стоявшая над гробницей Сергия Радонежского, она явилась лучшим памятником великому святителю, с традициями которого искусство Рублева органически связано. Рублеву приписываются также (на основании уже не исторических свидетельств, а стилистического анализа) миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408–1409, ныне во владимирском Музее-заповеднике); т.н. Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы (с Христом (Спасом), архангелом Михаилом и апостолом Павлом; ок. 1410–1420, Третьяковская галерея); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Большое число икон принято относить к «кругу Рублева», поскольку нет возможности подтвердить их авторство.
В искусстве Рублева органически соединились две традиции – возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека, и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи 14 в. Именно мягкая, отнюдь не суровая внутренняя сосредоточенность, определенного рода благородное радушие, – эти черты выделяют его произведения на фоне современных им византийских, обычно гораздо более «аристократически»-строгих. Персонажи Рублева (за исключением патетических фигур во фресках Успенского собора, посвященных Страшному суду) всегда пребывают в состоянии умиленного покоя или молитвенного созерцания; зрителя покоряют не перипетии действия и сюжета, но атмосфера тихой благости. Этому впечатлению зримо способствуют все элементы художественного строя: и неброская красота ликов (типологически русских, а не греческих), и скругленность фигурных форм, лишенных резкой анатомической четкости, и гармония линий, тонко соподчиненных единой, как бы заданной свыше мелодии, и, наконец, нежная, чуждая резким диссонансам колористическая стихия, пронизанная светом. В таких вещах, как Троица или звенигородский Спас, все эти черты достигают совершенства. Поэтому вполне закономерно, что художественное благолепие искусства Рублева со временем начало восприниматься как идеал церковной живописи, идеал искусства русской иконы как таковой.
Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января 1430. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания. Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в 20 в., привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества. Лучшим выражением этой легенды стал фильм А.А.Тарковского Андрей Рублев (1971), выразительно подчеркнувший удивительный контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов преподобного. Местночтимый как святой с 17 в., он в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 (17) июля. С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

Дополнительные материалы по ссылкам: http://www.rublev.voskres.ru/
- http://bn.orthodoxy.ru
- http://www.krugosvet.ru/articles/78/1007823/1007823a1.htm

Ветхозаветная ТРОИЦА

 (566x699, 103Kb)


Благовещание
 (533x698, 86Kb)

Рождество Господне
 (528x699, 92Kb)


Сретение
 (516x698, 99Kb)

Крещение
 (525x698, 98Kb)

Преображение

 (523x698, 89Kb)

Вознесение

 (495x698, 85Kb)

Сошествие во Ад
 (517x699, 83Kb)


Спас в СИЛАХ

 (579x699, 98Kb)

Спас Вседержитель

 (675x699, 87Kb)

Вход в Иерусалим

 (540x698, 99Kb)

Иоан Предтеча

 (231x697, 34Kb)

Архангел Михаил

 (280x699, 50Kb)

Архангел Гавриил



 (320x700, 39Kb)

Архангел Гавриил

 (287x698, 45Kb)

Рубрики:  Декоративно-прикладное искусство
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку