Феликс Нуссбаум |
ЖЗЛ (ФЕЛИКС НУССБАУМ. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В АВТОПОРТРЕТАХ)
Моя коллекция автопортретов пополнилась новым именем и новыми картинами. В течение своей короткой жизни немецкий художник, погибший в концлагере Освенцим, написал почти сорок своих автопортретов. В них отражена непростая биография автора, они ярко рассказывают о непростых и трагических годах не только его жизни, но и всей Европы. Эти портреты - яркое свидетельство таланта художника и художественный образ Памяти всех погибших в годы второй мировой войны.
Феликс Нуссбаум
Felix Nussbaum
11 декабря 1904, Оснабрюк - 9 августа 1944, Освенцим
Felix Nussbaum Self-Portrait with Green Hat 1927 г.
Немецкий художник – сюрреалист еврейского происхождения.
Феликс родился в 1904 году в провинции Ганновер. Он был сыном Рахель и Филлипа Нуссбаума.
Филипп был ветераном первой мировой войны, немецким патриотом, он состоял в Союзе ветеранов.
Когда новый режим пришел к власти, отца заставили сдать членский билет. В своем выступлении на прощание он сказал: "... В последний раз, дорогие товарищи по оружию, я приветствую вас, как верный солдат ... И если меня вновь призовут под знамена борьбы, я всегда готов ".
В молодости отец Феликса был художником-любителем, но был вынужден заниматься другими работами, чтобы прокормить семью. Поэтому он очень приветствовал увлечение сына рисованием.
Сам Феликс еще в подростковом возрасте твердо решил стать художником, ранние его рисунки и картины были посвящены еврейским темам.
В 1920 отец отправил Феликса учиться живописи в Гамбург, а затем в Берлин.
Уже к концу 1920-х годов художник пользовался успехом на выставках в Берлине.
Felix Nussbaum Self-Portrait (Portrait of a Young Man) 1925 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Mask 1928 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Red Tie 1934 г.
Рим
В 1932 году в знак признания его творчества, Нуссбауму была присуждена стипендия Виллы Массимо, которая позволила Феликсу поступить учиться в Берлинской академии искусств в Риме.
Когда он находился в Италии, в его мастерской в Берлине случился пожар, уничтоживший практически все его ранние работы.
В своих ранних работах, Феликс находился под сильным влиянием Винсент Ван Гог и Анри Руссо, но, в конечном итоге, он отдает дань уважения Джорджо де Кирико и Карло Карра.
Картины экспрессиониста Карла Хофера повлияли на тщательные поиски Феликса в использовании цветовой палитры.
После прихода к власти нацистов в 1933 году, Адольф Гитлер в апреле послал своего министра пропаганды Геббельса в Рим, где он читал лекции по художественной доктрине фюрера.
Будущим художникам объяснили, что задача «немецких художников заключается в разработке тем, которые предполагают поощрение героизма и пропаганду арийской расы». Нуссбаум был исключен из Академии в Риме, впрочем, он был готов к этому, так как понимал, что как еврей по национальности, он не может оставаться в Академии, тем более выполнять задачи, поставленные «арийской доктриной».
Нуссбаум еще в течение года оставался в Италии вместе со своей будущей женой, польской художницей тоже еврейского происхождения - Фелкой Платек, с которой он познакомился еще во время учебы в Берлине, и которая приехала к нему в 1933 году.
Felix Nussbaum Couple on the River-Bank (Self-Portrait with Felka Platek) 1932 г.
Родители Феликса, как многие еврейские семьи города, остались жить в Оснабрюке.
Его старший брат Юстус с семьей остался тоже, поскольку имел небольшой, но процветающий металлургический бизнес.
На короткое время родители переехали в Швейцарию, но вскоре стали скучать по дому, и, не смотря на возражения Феликса, вернулись в Германию.
Из Швейцарии родители приезжали на юг, чтобы встретиться со своим любимым сыном в Рапалло, рыбацком городке на итальянской Ривьере. Лето 1934 года семья провела вместе, и это была последняя встреча Феликса с матерью и отцом, которых он считал источником своей духовной и финансовой поддержки. Приподнятое настроении художника выражается в радостных, беззаботных цветах его работ этого времени, например, «Пляж в Рапалло» (The Beach at Rapallo, 1934).
Felix Nussbaum On Rapallo Beach 1934 г.
Феликс и его спутница жизни Фелка Платек решили не возвращаться в Германию.
Сначала они в январе 1935 года отправились в Париж.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Stretcher 1935 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Painter's Cloth 1935 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Tea-Towel 1936 г.
Затем Феликс и Фелка вынуждены были искать убежище в Бельгии, сначала в курортном городке Остенде, а затем, несколько месяцев спустя, они поселились с друзьями в Брюсселе. Там в октябре 1937 года они и поженились.
Felix Nussbaum Soir (Self-Portrait with Felka Platek) 1942 г.
Интересный факт, но больше половины автопортретов художника были написаны в 1936 году.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Scarf and Beret 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Apple 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait Whistling 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Crazy Laugh 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait (Self-Portrait with Beret) 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Shadow 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait seen from Below 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Scarf 1936 г.
Брат Феликса - Юстус, был вынужден эмигрировать из Германии в 1937 году, когда все еврейские предприятия в г. Оснабрюке были национализированы фашистами.
Юстус с женой и двухлетней дочерью Марианной 2 июля 1937 года бежал в Нидерланды, там он вместе с несколькими другими иммигрантами наладил работу компании по сдаче металлического лома.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Brother 1937 г.
Изгнание
Ближайшие десят лет Феликс с женой проведут в изгнании.
У художника начался период эмоциональной и художественной изоляции. Как пишут искусствоведы, для Науссбаума началось «десятилетие страха», что непосредственно отражалось в его картинах.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Head Bandage I 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Green Head Bandage II 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait as Grimace I 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait as Grimace II 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Mask and Paper Horn I 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Mask and Paper Horn II 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait at the Drawing Board I 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait at the Drawing Board II 1936 г.
Многие из этих автопортретов стали своеобразными эскизами для картины "Маскарад", написанной три года спустя.
Felix Nussbaum Masquerade 1939 г.
В 1936 году Нуссбаум направил несколько своих картин на художественную выставку «Свободное немецкое искусство» ( the Free German Art ) в Париже, состоявшуюся в знак протеста против пресловутой выставки «Дегенеративное искусство» (Degenerate Art), которую провели нацисты в Мюнхене, где тоже были представлены картины художника.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Hat 1937 г.
Felix Nussbaum Man behind the Window (Self-Portrait after Adriaen van Ostade) 1937 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait in the Studio 1938 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait in front of Houses 1938 г.
Когда гитлеровская Германия в мае 1940 года вторглась в Бельгию, Нуссбаум был арестован бельгийской полицией как "враждебный иностранец" и интернирован в лагерь Санкт Киприен на юге Франции.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Key at Camp St. Cyprien 1941 г.
В августе 1940 года, после трех месяцев страданий и унижений в лагере, Феликс обратился к французским властям лагеря просьбой вернуть его в Германию. Ему удалось бежать по дороге. Когда Феликс вышел на контрольно-пропускном пункте в Бордо, он бежал от надзора и пересел в поезд на Брюссель, где воссоединился с любимой женой.
Felix Nussbaum Self-Portrait in the Camp 1940 г.
Нуссбаум с женой проживали без документов, не имея ни одного источника средств к существованию. Но его бельгийские друзья предоставили семье приют и студию, а также художественные принадлежности, чтобы он смог продолжать рисовать. Нуссбаум продолжал работать в Бельгии в подполье, рисуя картины о своей жизни в лагере.
Felix Nussbaum Prisoner 1940 г.
Felix Nussbaum Draft for a Painting (St. Cyprien) 1940 г.
Отсутствие документов и постоянная опасность быть обнаруженным, заставили Феликса переехать из своего укрытия в студию.
Felix Nussbaum Studio in Brussels (Studio in the Rue Archimède) 1940 г.
Felix Nussbaum Fear (Self-Portrait with his Niece Marianne) 1941 г.
Следующие четыре года станут сплошной темной полосой в его жизни, в своих картинах и автопортретах он ярко выразил мрачную реальность своего изгнания.
"Триумф смерти"
В начале 1940-х годов были написаны две из самых известных его работ: «Автопортрет с еврейским паспортом» (Self Portrait with Jewish Identity Card, 1943) и «Триумф смерти» (Triumph of Death, 1944).
Felix Nussbaum Self-Portrait with Jewish Identity Card 1943 г.
На автопортрете Нуссбаум ярко выражает суть своего страха - через поднятый воротник и позу осторожности и паники одновременно, которая подкрепляется беспокойством в глазах. Герой картины знает, что на него ведется охота, и высокая стена на заднем фоне дает мало шансов на свободу. Картина звучит, как предвестница трагедии, и все же она дает надежду на спасение в виде цветущих деревьев за стеной.
Felix Nussbaum Death Triumphant (The Dance of the Skeletons) 1944 г.
В своей последней картине "Триумф смерти" художник изображает, как скелеты играют и танцуют под музыку в бесплодной пустыне. На переднем плане изображены уничтоженные признаки жизни - книги, лампа, часы, телефон, велосипед.
Наличие кожи на скелетах показывает, что они не совсем мертвы, и говорит о знании Нуссбаума реальности концентрационных лагерей. И вновь художник оставляет на полотне знаки надежды. Внизу картины в центре лежит открытка с красным сердцем на ней и рядом палитра красок, полная ярких цветов.
Еще в 1939 году Феликс написал две версии картины «Беженцы» (The Refugee). Одна из них осталась в Брюсселе, а вторая (она находится сейчас в музее Холокоста в Иерусалиме) была переправлена отцу, как последняя возможность убедить его в опасности оставаться в Германии.
Felix Nussbaum The Refugee 1939 г.
Ситуация в стране, действительно, ухудшилась. Во время так называемой «Хрустальной ночи» была сожжена синагога в Оснабрюке, еврейские дома были разграблены, а все еврейские мужчины доставлены в Дахау.
В мае 1939 года родители Феликса решили покинуть Германию. Они бежали в Амстердам к старшему сыну Юстусу. Но это их не спасло.
В августе 1943 года Юстус, его жена, дочь Марианна и сами родители были арестованы в своих квартирах и направлены в Вестерборк. Полгода спустя, 8 февраля 1944 года, Филипп и Рахель Нуссбаум были депортированы из Вестерборка в Освенцим, где и погибли в феврале 1944 года.
Felix Nussbaum Self-Portrait in a Shroud (Group picture) 1942 г.
20 июля 1944 года сам Феликс и его жена были тоже арестованы, их нашли на чердаке во время облавы немецкие солдаты. Это случилось менее чем за месяц до освобождения союзниками Брюсселя. Их сначала отправили в лагерь Мехелен, а 2 августа под номерами XXVI/284 и XXVI/285 доставили в Освенцим.
Через неделю Феликс и Фелка были убиты в газовой камере. Художнику было всего 39 лет.
Felix Nussbaum A Group of Three Selfportrays with his wife Felka and his son Jaqui 1944 г.
3 сентября из Вестерборка в Освенцим был отправлен Юстус.
6 сентября в Освенциме были убиты его жена Герта и дочь Марианна.
В конце октября 1944 года сам Юстус был отправлен в лагерь Штутгоф, где умер от истощения примерно два месяца спустя.
Одним махом фашистская машина смерти полностью истребила всю семью.
Послесловие
После смерти имя Нуссбаума было совершенно забыто историками искусства.
Только в 1971 году состоялась первая послевоенная выставка его работ, организованная в его родном городе Оснабрюке. В 1998 году там открылся музей Нуссбаума, посвященный его творчеству.
Felix Nussbaum Self-Portrait at the Easel 1943 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Scabious Flower 1939 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait (Self-Portrait in Surreal Landscape) 1939 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Apple Blossom 1939 г.
С 1980 года о творчестве художника узнали и за пределами Западной Германии.
В этом году состоялась выставка «Сопротивление – не приспособление, а искусство оппозиции фашизму, 1933-1945» (Resistance not Adaptation - Art in Opposition to Fascism 1933-1945).
За этой выставкой последовали другие – ретроспектива работ Нуссбаума в Еврейском музее в Нью-Йорке (1985), крупнейшая выставка работ художника в музее истории культуры Оснабрюка (1990), выставки на Венецианском Биеннале (1995) и в лондонской галерее Hayward (1995).
И все же для меня странным остается тот факт, что имя художника было "вычеркнуто" из истории немецкой живописи после его смерти, оно не упоминалось среди имен художников-антифашистов, художников, погибших в концлагерях. Я уже писал о Бедржихе Фритта, кстати, погибшем в Освенциме тоже в 1944 году, у всех на слуху имя скульптора Кете Кольвиц. Может быть, я не прав, но воспитанный на интернациональной и военно-патриотической почве советских времен, я должен был слышать и это имя.
Пусть этот материал будет моим небольшим вкладом в готовящееся празднование 65-летия Великой Победы. И, не смотря на то, что речь идет о немецком художнике, очень хочется вспомнить слова, начертанные у Вечного огня в Александровском саду - "Никто не забыт, ничто не забыто".
В материале использованы переводы из Википедии и статьи искусствоведа Йегудит Шендар (Yehudit Shendar).
Рубрики: | История/История и культура Европейских стран Просто жизнь/Про другие страны Живопись/Современная живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |