-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Моя шайка-лейка
Моя шайка-лейка
09:14 30.09.2018
Фотографий: 9
Посмотреть все фотографии серии Семья
Семья
21:28 11.09.2010
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии Брат и друзья
Брат и друзья
00:04 13.01.2010
Фотографий: 3

 -Я - фотограф

Наше живое сокровище...Большое фото...

Наше живое сокровище!
1 фотографий

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2008
Записей: 7735
Комментариев: 61689
Написано: 81961


Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии(3)

Пятница, 28 Июня 2013 г. 14:40 + в цитатник

Публикую третью  часть  параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии  - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИ­ЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬ­ТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с.

Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА

1.8.Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии.

Переоценка полемики К.Маркса с Г.Гегелем и М.Бакуниным(3)

 

Вернемся к ключевому для молодого К.Маркса общему положению о том, что исполнительная власть должна принадлежать всему народу.Дан­ная мысль классика нуждается в разъяснении, потому что ее можно ин­терпретировать по-разному. Исходя из этого, необходима реконструкциявзглядов основоположника марксизма по рассматриваемому вопросу, так как в полемической по своему характеру и незавершенной рукописи прямого и ясного ответа на данный вопрос нет.

Безусловно, исполнительная власть, исходя из демократического идеала, которого придерживался молодой К.Маркс, ни своей политикой, ни государственным аппаратом управления, ни кадрами аппарата управ­ления не должна быть отчуждена от народа. Конфликту между сословия­ми, как средоточиями особого интереса, с одной стороны, и исполни­тельной властью, как выразительницей всеобщего интереса государства, с другой стороны, К.Маркс противопоставляет единство, осуществляе­мое, путем ликвидации дуализма гражданского общества и политического государства и упразднения бюрократии, что, в свою очередь достигает­ся, согласно его мнению, "при таком условии, что особый интерес ста­новится в действительности всеобщим", т.е. путем ликвидации частной собственности218.

К.Маркс критикует Г.Гегеля также за то, что последний выдвинул компромиссное предложение, позволяющее разрешить имеющееся в обще­стве противоречие между частной собственностью и политическим госу­дарством. Таким компромиссом является, по мнению Гегеля, смешанный порядок избрания должностных лиц в самоуправляющихся общинах, кор­порациях: эти лица избираются гражданами общин, а получают утвержде­ние от правительственной власти219.

Таким образом, из логики критики Марксом Гегеля следует, что ликвидация частной собственности, а значит, и упразднение сословий, и выборы гражданами должностных лип, исполнительной власти и управ­ляющей системы в целом и явятся мерами, обеспечивающими единство исполнительной власти, управляющей системы и народа. То, что именно в таком смысле следует трактовать положение К.Маркса о единстве ис­полнительной власти и народа, убеждает также Марксова критика Г.Ге­геля за то, что, согласно последнему, полиция, суд и администрация "не являются депутатами самого гражданского общества, которое в них и через них защищает свой собственный всеобщий интерес, а являются уполномоченными государства в целях управления государством, против гражданского общества220.

Но если саму по себе идею об избрании всех администраторов,уп­равленцев, а также сотрудников полиции и суда первоначально можно воспринимать как cпорную и только, ибо К.Маркс не уточняет,из числа каких лиц будут избираться указанные должностные лица, то после того, как он отвергает необходимость сдачи экзамена кандидатами на занятие определенной должности с целью проверки обязательного минимума политических (судебных, полицейских, административных) знаний и навыков управления211, становится понятным,  что перед нами непро­думанная, по сути своей иллюзорная идея, так как вполне естественновозникает сомнение в способности избираемых лиц без требуемого минимума соответствовать, наример, должностям руководителя административной территориальной единицы, городского судьи или начальника уголовного розыска.

Сама же идея молодого Маркса о реальной возможности и допустимости выборов администраторов,судей, полицейских зиждется на столь же утопическом его предположении о наличии у всех граждан необходимых и достаточных политических и правовых знаний , ибо “необходимое …знание государства есть такое условие, без которого человек, живя в государстве, живет вовсе же вне его, живет оторованным от себя,от воздуха222.

Как видим, Маркс выдает желаемое за действительное, так как сплошь и рядом вплоть до настоящего времени практически в любой стране мира великое множество людей,живя в государстве, не имеют о нем элементарных знаний.

Резюмируя, придем к выводу, что уже молодой Маркс фактически сформулировал, правда пока в эмбриональном виде, содержащуюся имплицитно идею о принципиальной возможности и необходимости с целью упразднения бюрократии – социального слоя профессиональных управляющих – поголовного участия всех граждан в управлении, выборности всех должностных лиц и их сменяемости.

Конечно, молодой Маркс был вовсе не оригинален. Схожая идея до него высказывалась многими мыслителями: Морелли, бабувистами, Э.Кабе, другими утопистами, не говоря уже об античных философах223.

Подведем итоги анализа первого сюжета – полемики К.Маркса с Г.Гегелем. В критике К.Марксом “пяти факторов” Г.Гегеля, предохраняющих, по мнению последнего, управляемых от злоупотреблений бюрократии, как в капле воды оразилась противоположность подходов двух мыслителей ко всему комплексу вопросов, связанных с ключевой проблемой “правящие-управляющие/управляемые”.

Если исходить -  как Г.Гегель – из теоретической предпосылки, что бюрократия как общественный феномен необходима и ей уготована постоянная жизнь, то тогда следует напряженно искать – что Гегель и делал – предохранительные механизмы от ее злоупотреблений(сопряженная проблема предохранения от экспансии бюрократии во все сферы и “поры” общественной жизни Г.Гегелем еще не разрабатывалась). Если же исходить – как К.Маркс – из противоположной посылки временности бюрократии и неотвратимости упразднения ее как социального слоя и как типа управляющей социальной организации в ходе пролетарской революции, то тогда анализ пяти факторов окажется – как у К.Маркса – поверхностным и ошибочным(что нами и продемонстрировано), основное внимание исследователя будет сосредоточено на преувеличении – вплоть до абсолютизации - роли негативных явлений в деятельности бюрокра­тии, и как следствие взамен специфической организации, профессио­нального - аппарата и социального слоя - управления будет предложе­но - что и сделал К.Маркс - в качестве панацеи от всех управленчес­ких бед объективировать иллюзорную и утопическую идею "поголовного участия всех в управлении".

Парадокс, однако, состоит в том, что, как справедливо констати­ровали П.П.Гайденко и Ю.Н.Давыдов, на почве представлений о времен­ности бюрократии в постреволюционном периоде в СССР <<развилась ми­фология, прикрывающая безудержное развитие бюрократии (правда,бюро­кратии "нового типа")>>224. И, наоборот, либерально-демократичес­ким режимам, усвоившим уроки Г.Гегеля и М.Вебера, удалось - в опре­деленной степени - противостоять как злоупотреблению бюрократии,так и ее экспансии.

Но недостаточно ограничиться только приведенной интерпретацией мысли К.Маркса. Ведь молодой Маркс был вместе с тем сторонником и политической демократии, а значит, и сторонником того, что исполни­тельная власть принадлежит народу не только в том смысле, что по­дотчетна ему непосредственно, но и в том, что она подотчетна ему и опосредственно, через подотчетность и подконтрольность законодатель­ной власти, а также в том, что функционирование управляющей системы, деятельность кадров аппарата управления осуществляются в правовом поле и гласно, под надзором свободной печати.

Завершим этот эпизод самокритичным признанием. В своей предыдущей работе, в которой была предпринята первая наша попытка исследо­вать концепцию демократии молодых К.Маркса и Ф.Энгельса225, мы не уделили должного внимания тому, что уже в рукописи "К критике геге­левской философии права" почти за 30 лет до Парижской коммуны моло­дой основоположник марксизма сформулировал идею о выборности и сме­няемости кадров управления, суда, полиции.

В связи с рассматриваемой проблемой и в продолжение нашего дис­курса необходимо остановиться на той характеристике бюрократии - как управляющей системы и как социального слоя, - которую К.Маркс дает как в "Критике гегелевской философии права", так и в работе "Оправ­дание мозельского корреспондента".

В советской специальной литературе в ходе изучения эволюции по­литических воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса исследовались и взгляды основоположников марксизма на проблему бюрократизма226.Поражает лишь то, что,например, в соответствующем параграфе "Истории политических и правовых учений", появившейся уже в 1988 г., об этой проблеме нет ни слова227.

Из произведений последнего времени следует выделить серию ра­бот В.П.Макаренко228. В них автор на основе сочинений молодогоК.Маркса совершенно правомерно, по нашему мнению, при анализе проб­лем бюрократии во главу угла выдвигает принцип целостности,согласно которому рассматривать бюрократию как объект познания необходимо в неразрывной органической связи с экономическими отношениями, поли­тическими структурами и идеологическими формами сознания на любом этапе социального развития. И для того, чтобы описать социальную при­роду бюрократии в ее целостности и разнообразии, необходимо исполь­зовать систему понятий "бюрократическое отношение - государственный формализм - политический рассудок".

Стоит упомянуть также сочинения Н.Ю.Колпинского, И.А.Гобозова, Р.И.Хасбулатова, А.Г.Худокормова и др.229

К.Маркс анализирует бюрократию по двум основным направлениям:1)взаимоотношение бюрократии с обществом; 2) взаимоотношения внут­ри самой бюрократии.

Бюрократия знаменует собой отчуждение управляющих от управляе­мых, она становится особой, замкнутой корпорацией в государстве.Бю­рократия, согласно взглядам К.Маркса, есть "государственный форма­лизм" гражданского общества. Она есть "сознание государства","воля государства", "могущество государства как особая корпорация" . Но для того, чтобы бюрократия, как особая корпорация, могла восприни­маться гражданами государства, народом как "воля государства", она, согласно К.Марксу, должна и выдавать свой особый интерес в качестве "всеобщего". Понятно, что это возможно лишь при особых условиях.Исследовать их - крайне важная задача. Первым таким условием является политическая форма, политический режим. Как известно, подлинная де­мократия характеризуется не только демократической сущностью власти, но и демократическим характером исполнительной власти, демократиче­ским решением проблемы "управляющие/управляемые".

Дух же бюрократии, согласно К.Марксу, есть "формальный дух го­сударства". Вследствие этого бюрократия превращает в категорический императив действительное будущее государства. "Бюрократия считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия,- пи­сал далее К.Маркс, - делает свои "формальные" цели своим содержа­нием, то она всюду вступает в конфликт с реальными целями. Она вы­нуждена поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцеляр­ские задачи, или канцелярские задачи - в государственные"231.

Самогосударство, по меткому замечанию К.Маркса, становится частной собственостью бюрократии, в этом случае, государственный интерес низводится до уровня личного интереса бюрократии. Понятно, что это обстоятельство означает эксплуатацию со стороны бюрократии трудящих­ся, формы которой могут быть разнообразными. Возникает противоречие между действительными интересами и целями общества и государства и "иллюзорными" интересами и целями бюрократии. Причем не только по­тому, что в обществе господствует частная собственность, как пола­гал классик марксизма.

К.Маркс, рассматривая частный вопрос об отношении "органов уп­равления к бедственному положению примозельского края", приходит к однозначному выводу: "Бедственное положение примозельского края яв­ляется одновременно и бедственным положением управления"232.На ос­нове этого частного вывода делается и всеобъемлющий вывод, имеющий характер закономерности: постоянное бедственное положение какой-ни­будь части государства (соответственно и бедственное положение все­го государства и общества, добавим мы. - Э.В.-П.) вскрывает перед нами "противоречие между действительностью и принципами управле­ния"233.

Именно вследствие этого К.Маркс называет бюрократию иезуитами государства и его теологами234; собственные интересы бюрократии в ее деятельности все в большей степени играют самодовлеющую роль,по­ка и не происходит разрыв, отчуждение между подлинными всеобщими ин­тересами управляемых, общества и государства и особыми,частными ин­тересами управляющих. Образуется круг, из которого невозможно выс­кочить. Государственными делами считается только своя непосредствен­ная деятельность, а то, что находится вне, является объектом госу­дарства, лишенным государственного образа мысли и государственного разумения235.               /

В связи с этим возникает соответствующая психологическая уста­новка управляющих и управляемых. Указанный аспект взаимосвязан и с характером самой бюрократической системы. Поэтому К.Маркс детально анализирует и саму бюрократическую систему, выявляет ряд ее особен­ностей. Прежде всего он отмечает, что в основе деятельности бюро­кратии, ее организации и функционирования лежит не просто принцип иерархии, а принцип бюрократической иерархии. Он определяет как ха­рактер взаимоотношения бюрократии с управляемыми, так и характер взаимосвязанности и подчиненности звеньев бюрократической системы.

Характер взаимоотношений управляющих и управляемых при бюрокра­тии обосновывается теорией, согласно которой граждане делятся на  две категории: активных, сознательных управляющих и пассивных,несозна­тельных уцравляемых. Отсюда и психологический стереотип: "начальст­во лучше знает".

Но эта же установка обращена и вовнутрь самой бюрократической системы: субординация, доходящая до слепого подчинения.

Иерархия статусов в бюрократической системе, иерархия прав и обязанностей сопряжена с иерархией знаний. "Верхи полагаются на низ­шие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение236.

Следствием этого положения является, по Марксу, то, что для бю­рократа всякая вещь (событие жизни, объект управления) приобретает двойственное значение: "реальное и бюрократическое, равно как и знание (а также и воля) становятся двойственными - реальным и бю­рократическим"237. Реальная сущность объекта управления в таком случае рассматривается сквозь бюрократическую призму, искажается, предстает в превратном свете.

В связи с этим К.Маркс выделяет еще два атрибута бюрократии:от­личительные признаки, связанные с принципом иерархии должностей и знаний и отчуждением бюрократии от общества.

Во-первых, всеобщим духом бюрократии, которым она пропитана вся в целом и каждая ее клеточка в отдельности, являются тайна, та­инство, обеспечиваемые в собственной среде бюрократии ее иерархичес­кой организацией, а по отношению к внешнему миру - ее замкнутым,кор­поративным характером. Отсюда - бюрократии чужды открытость, глас­ность и государственное мышление, более того, они представляются бю­рократии предательством по отношению к ее тайне.

Во-вторых, иерархичность знания ведет к тому, что авторитет ста­новится принципом знания бюрократии, а "обоготворение авторитета есть ее образ мыслей"238.Вера же в авторитет, слепое подражание ведут к вере в механизм твердо установленных формальных действий, готовых принципов, воззрений, традиций. Таким образом, обожествляется вся система управления в целом, она становится неприкосновенной,священ­ной.

Эта особенность бюрократии сопряжена с другой - отсутствием критики снизу вверх внутри бюрократической системы, даже если формаль­но она будет разрешена. Ведь каждый "представитель власти" будет рассматривать состояние, какого-нибудь края как результат деятельно­сти своего предшественника. По закону иерархии этот предшественник в большинстве случаев будет занимать к тому времени уже более высо­кий пост, а нередко явится даже непосредственным начальством своего преемника239.

Подобная управляющая система становится консервативной силой, у нее нет гибкости, ее структура окостеневает, становится жесткой, информация, идущая по вертикальным каналам по обоим направлениям,ис­кажается. Бюрократия как управляющая система в высшей степени неэф­фективна, нерациональна, ей присуще внутреннее противоречие междупервоначальной целью ее создания - для управления - и той деятельно­стью, которой  она занимается в последующем - для самосохранения исамовоспроизводства.

Бюрократической системе свойственна еще одна особенность: ее невозможно сломать изнутри, нет социальных сил, ибо она культивиру­ет и отбирает в свои ряды лишь тех, кто соответствует вышеперечис­ленным критериям.

В итоге для отдельно взятого чиновника личной целью деятель­ности в управляюшей системе становится делание карьера, погоня за чинами; а так как для него государство существует лишь в виде раз­личных определенных бюрократических сил, связанных между собой пос­редством субординации и слепого подчинения, то наука представляется бюрократу бессодержательной - ведь все требуемое знание он получает сверху по каналам управляющей системы, как, впрочем, и сама дейст­вительная жизнь воспринимается мертвой, безжизненной ибо одухотворя­ет и оживляет ее сама управляющая система.

Другими словами, бюрократии присущ наряду с другими качествами еще и волюнтаризм. Она "хочет все сотворить, т.е. ... она возво­дит волю в cauzaprima, ибо ее существование находит свое выраже­ние лишь в деятельности, содержание для которой бюрократия получа­ет извне ... мир есть просто объект ее деятельности"240.

Рассмотрев особенности бюрократической системы, К.Маркс, по­нятно, задумывается и над тем, каким образом можно упразднить эту антинародную систему управления. Пока его выводы предельно абстракт­ны: "Упразднение бюрократии возможно лишь при условии, что всеобщий интерес становится особым интересом в действительности, а не толь­ко - как у Гегеля - в мысли, в абстракции; это, в свою  очередь,воз­можно лишь при том условии, что особый интерес становится в дейст­вительности всеобщим"241.

Экономическим же основанием того, чтобы особый интерес стал в действительности всеобщим, является, согласно К.Марксу, ликвидация частной собственности. Именно общественная собственность приведет к тождеству особого интереса управляющего слоя - бюрократии - и все­общего интереса общества. И тогда в результате этого будет преодо­лено отчуждение между управляющей системой и обществом, преодолены противоречия между принципом управления и обществом, между целями и интересами общественного развития и целями администраторов, будет, по логике К.Маркса, внутренне преобразована управляющая система: уп­разднены иерархичность оистемы, слепая подчиненность, иерархичность знания, корпоративизм и закрытость, обожествление авторитета, дух таинства, волюнтаризма, - лишь в этом случае действительный всеоб­щий интерес общества и государства станет и особым интересом управ­ляющей системы. А для осуществления названного комплекса преобразо­ваний должна быть найдена социальная сила, объективно занимающая та­кое положение в обществе, при котором особый интерес ее жизнедеятель­ности стал бы в действительности и всеобщим. Как известно, таким классом, согласно воззрениям К.Маркса и Ф.Энгельса, является проле­тариат. Спустя почти 150 лет после анализа К.Марксом проблем бюрокра­тии мы можем обоснованно утверждать, что ликвидация частной собст­венности не явилась той панацеей, которая избавила человечество как от отчужденных, превращенных форм бюрократии (в "вульгарном" смыс­ле"), так и от "нормальной" бюрократии, без которой вообще обойтись невозможно (по крайней мере в обозримом будущем). Более того, полу­чилось даже наоборот:в СССР и других странах "соцлагеря" единая государственная собственность привела к возникновению еще более мощ­ной бюрократии, чем описывал К.Маркс.

Ф.Энгельс в 1842 г. в работе "Конституционный вопрос в Герма­нии" осуществляет конкретный анализ бюрократии феодального общества. И хотя его анализ всецело ограничен лишь указанными историческими, экономическими, социальными, психологическими рамками, он имеет и важное методологическое значение.

Во-первых, Ф.Энгельс предполагает существование различных ис­торических форм бюрократии при феодализме и капитализме и связывает существование бюрократии с определенными экономическими условиями, классовой структурой (мелкая буржуазия города и деревни),субъектив­ным фактором (уровень образованности, культуры, социально-психологи­ческие стереотипы и т.п.).

"Бюрократия, - отмечал Ф.Энгельс, -  была создана для того,что­бы управлять мелкими буржуа и крестьянами. Эти классы распылены в небольших городах и деревнях, интересы их не выходят за самые узкие местные рамки, и поэтому им неизбежно свойственен ограниченный кру­гозор, соответствующий их ограниченным условиям жизни. Они не могут управлять большим государством, у них не может быть ни достаточного кругозора, ни достаточных знаний для того, чтобы согласовать друг с другом различные, взаимосталкивающиеся интересы. А именно на той ступени развития цивилизации, к которой относится расцвет мелкой буржуазии, имеет место самое причудливое переплетение различных ин­тересов (вспомним хотя бы о ценах и об их столкновениях). Таким об­разом, мелкие буржуа и крестьяне не могут обойтись без могуществен­ной и многочисленной бюрократии. Они вынуждены допускать опеку над собой, чтобы избежать крайнего хаоса и разорения от сотен и тысяч процессов"242.

Рассмотренная Ф.Энгельсом историческая форма бюрократии связа­на с мелкой буржуазией города и деревни, автократическим политико­государственным устройством. Соратник К.Маркса прослеживает дальней­шую судьбу бюрократии феодального общества. В раннекапиталистичес­ком и раннеиндустриальном обществе намечается тенденция, при кото­рой управляющая система ставится под контроль формирующегося буржу­азного гражданского общества. Из контекста процитированного фрагмен­та ясно, что разбюрокрачивание, по мнению Ф.Энгельса, возможно вслучае установления политической демократии, которая предполагает видоизменение характера связи между управлявшей системой и управля­емыми.

"Но бюрократия, в которой нуждаются мелкие буржуа, - продолжа­ет Ф.Энгельс,- вскоре становится невыносимыми оковами для буржуа... буржуазия вынуждена сломать могущество этой надменной и придир­чивой бюрократии. С того момента, как управление государством и за­конодательством переходит под контроль буржуазии, бюрократия пере­стает быть самостоятельной силой; именно с этого момента гонителибуржуазии превращаются в ее покорных слуг"243.

Понятно, что управление государством и законодательством пере­ходит под контроль буржуазии в условиях политической демократии. Но отсюда следует и другое: если для буржуазии управляющая система пе­рестает быть отчужденной, "бюрократической" (в "вульгарном" смысле), то для пролетариата в условиях неполной демократии она продолжает сохранять этот свой характер.

Таким образом, управляющая система в условиях неполной демокра­тии может быть амбивалентной - одновременно и "бюрократической", и "небюрократической": "бюрократической" по отношению к слоям и клас­сам, на которые еще не распространяется политическая демократия вви­ду ее неполноты, и демократической (и просто бюрократической в клас­сическом смысле) по отношению к классам и слоям, на которые распро­страняется политическая демократия и которые являются субъектами исуверенами власти.

Воззрения Ф.Энгельса на бюрократию, как и у К.Маркса,противоре­чивы: достоверные знания сочетаются с явно утопическими по своему содержанию положениями. Надклассовость бюрократии как социального слоя, ее относительная самостоятельность многократно подтверждались в истории. Вместе с тем во взглядах Ф.Энгельса подразумевается само собой разумеющимся, что бюрократия как профессиональный слой управ­ляющих будет упразднена, а это является иллюзией.

Правда, молодые К.Маркс и Ф.Энегльс непосредственно не рассмат­ривали вопрос о том, какой будет управляющая система в постреволюционном обществе будущего. Один из немногих текстов, содержащий пря­мые размышления классиков на этот счет, находится в сочинении Ф.Эн­гельса "Эльберфельдские речи244. В связи с этим мы вполне соглас­ны с выводами, которые сделал Г.А.Багатурия в своей книге "Контуры грядущего" по данному поводу245. Считаем необходимым лишь дополнись их следующими соображениями.

Ф.Энгельс в "Эльберфельдских речах", во-первых, предвидит рас­ширение функций управления: в коммунистическом обществе управление будет ведать "не только отдельными сторонами общественной жизни, но и всей общественной жизнью во всех ее отдельных проявлениях,во всех направлениях"246. В то же время управление в нем, во-вторых, сог­ласно Ф.Энгельсу, будет "бесконечно упрощено". Последнее произойдет в результате того, что не будет частной собственности, классов и классовой борьбы, антагонизма интересов, преступлений.

Положение о расширении функций управления общественной жизнью во всех ее проявлениях, хотя Ф.Энгельс и подчеркивает максимальное упрощение управления, крайне опасно, так как может стать теоретиче­ским оправданием практики тоталитаризма. И вероятность того,что эта возможность осуществится в действительности, во много раз возрастет, если стремление управлять всем и вся тут же соединяется с высказан­ной здесь же классиком идеей переустроить человеческое общество,ру­ководствуясь критерием разумности247. Этот момент мы подробнее рас­смотрим в отдельном параграфе.

Подытожим сказанное.

      1)Взгляды молодых К.Маркса и Ф.Энгельса на проблему "управляю­щие/управляемые" противоречивы, как и сама концепция демократии, с которой эти взгляда сопряжены. Критика превращенных форм бюрократии сохранила свою значимость как для современности, так и для будущего: обожествление авторитета, дух таинства, слепая подчиненность,отчуж­дение аппарата управления от интересов объекта управления, обособ­ление корпоративных интересов во вред обществу, менталитет кастово­сти, бездушие и другие черты - со всем этим человечество борется,не­смотря на различие эпох, континентов, общественных систем,этносов, сотни лет.

        2)Социологический и политический подходы К.Маркса и Ф.Энгель­са к бюрократии, безусловно, необходимы, но недостаточны, так как классики при этом игнорировали организационно-управленческий аспект исследования бюрократии. Поэтому, справедливо отвергая "болезненные” проявления бюрократии, они отвергали и "нормальную" бюрократию как профессиональный слой управляющих, как профессиональный,штатный ап­парат управления с его необходимой иерархичностью, рутинностью (в идентичных ситуациях поступать одинаково со всеми, кто бы это ни был, - благо для управляемых на фоне кумовства, протекционизма, се­мейности, землячества), определенной надклассовой замкнутостью и т.д., без чего просто нельзя управлять.

     3)Молодые К.Маркс и Ф.Энгельс, как и многие мыслители до них, искали спасение не только от "болезненных" форм бюрократии, но и от имманентно присущих "нормальной" бюрократии негативных сторон и на­ходили его лишь в радикальной мере: упразднении штатного и профес­сионального аппарата управления, профессионального слоя управляющих, в выборности и сменяемости управляющих, в поголовном участии в уп­равлении ,

        4)Подобный подход был естественным следствием разделяемой ими идеи: необходимости устранения дуализма политического государства и гражданского общества, отмирания политического государства как та­кового, что являлось, в свою очередь, результатом абсолютизации ими классового характера государства, убеждения в быстрейшем стирании после революции классовых различий. В полемике К.Маркса и Г.Гегеля по комплексу двух вопросов: 1) дуализм "политическое государство/ гражданское общество" и 2) "правящие-управляющие/управляемые" - пра­вота оказалась на стороне Г.Гегеля.

       5)Вместе с тем во взглядах К.Маркса и Ф.Энгельса  содержится и рациональное зерно - идея территориального и производственного са­моуправления, которая сама по себе, если использовать ее не в ради­кальном виде - вместо профессионального, штатного аппарата, а наря­ду с ним, а также наряду с институтами политической демократии, - сохраняет значимость вплоть до настоящего времени.

    6)Центральной проблемой, которая явно не ставилась классиками марксизма, но все же имплицитно присутствует в их политических взгля­дах, является проблема конституирования и функционирования демокра­тической (и бюрократической вместе с тем) управляющей системы, т.е. управляющей системы с профессиональным, штатным аппаратом управле­ния, ставшей органическим компонентом политической демократии.

Разработка необходимых действенных механизмов, нейтрализующих негативные стороны деятельности бюрократии, К.Марксом в отличие от Г.Гегеля фактически отвергалась.

Тем не менее критика классиками, и прежде всего К.Марксом, бю­рократизма (и здесь мы согласны с Г.Н.Волковым, что по сути дела в "Критике гегелевской философии права" речь идет не только о крити­ке бюрократии, но и о критике авторитарного государства, отчуждения управляемых и от управляющей системы,и от системы власти248) дает достаточно позитивного материала для постановки указанной проблемы.

Своего апогея одна из двух линий исследования,начатая К.Марксом в рукописи "К критике гегелевской философии права" и связанная с упразднением бюрократии и поголовным участием пролетариата в уп­равлении, достигла в его сочинении "Гражданская война во Франции" и в других работах, опубликованных после Парижской коммуны.

(Окончание последует)

ПРИМЕЧАНИЯ

218Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.273.

        219См.: Там же. С.274.

        220Там же. С.275.

        221См.: Там же. С.277.

        222Там же.

           223См.: Морелли. Кодекс природы или истинный дух ее законов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. С.224-232; История политиче­ских и правовых учений: Домарксистский период: Учебник/ Под ред. О.З.Лейста. М.: Юридическая литература, 1991. С.316; Кан С. Б. История социалистических идей. Курс лекций. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1967. С.42, 222.

       224См.: Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. Указ. соч. С.176.

       225См.: Волков Э. Г. Становление концепции демократии К.Маркса и Ф.Энгельса (1842-1848 гг.) - ступень в развитии научной и гуманистической концепции демократии// Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР. 8.08.1990 г. № 42642. С.87.

       226См., например; О й з е р м а н Т. И. Указ.соч. С.163- 166, 205-206.

       227См.: История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. В.С.Нерсесянца.указ.соч. С.466-484.

     228См.:Макаренко В. П. Анализ бюрократии классовоантагонистического общества в ранних работах Карла Маркса.Указ.соч.; Он же. Бюрократия и государство (Ленинский анализ бюрократии царской России). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1987. 192 с.; Он же. Бюрократия и сталинизм.Указ.соч.

      229См.: Колпинский Н. Ю. Маркс и Энгельс о бюро­кратии.Указ.соч.; ГобозовИ. А. Бюрократия и бюрократизм: социально- философский анализ.Указ.соч.; ХасбулатовР. И. Указ.соч. (1989, 1991), соответственно: С.12-27; С.15-25 ;ХудокормовА. Г. Указ.соч. С.7-11.

     230Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.270.

     231Там же. С.271.

     232Там же. С.205.

     233Там же.

     234См.:Там же. С.271.

   235См.: Там же.

     236Там же. С.271-272.

     237Там же. С.272.

     238Там же.

     239См.: Там же. С.202.

     240Там же. С.273.

     241Там же.

     242Там же. Т.4. С.57.

     243Там же. С.57-58.

     244См.: Там же. Т.2. С.537.

     245См.: Б а г а т у р и я Г. А. Контуры грядущего.Указ.соч. С.34-35.

     246Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.2. С.537.

     247Там же. С..536.

     248См.: Волков Г. Н. "Наша дерзкая, веселая проза": (Сатирический художественно-образный фермент в творчестве К.Маркса и Ф.Энгельса). М.: Политиздат, 1986. С.72.

Рубрики:  Мои оригинальные тексты
Немного философии,этики
Политика,геополитика(видео и тексты)
Демократия,свобода,права
Коммунизм,большевизм
Политология
Социо-гуманитарные науки,историогрфия
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку