Бернара БАТТАЛОВА, Лика БРАГИНА - Фурцева: хозяйка советской Москвы |
Каким человеком была министр культуры СССР? Есть разные мнения...
родилась: 7 декабря 1910 года в г. Вышний Волочок
образование: Московский институт тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова
карьера: была членом Президиума ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета ССССР. С 1960 г. – министр культуры СССР
семья: первый муж Петр Битков, летчик, дочь Светлана (1942 – 2005 гг.); второй муж Николай Фирюбин, дипломат
умерла: 24 октября 1974 года в г. Москве
Екатери́на Алексе́евна Фу́рцева (24 ноября (7 декабря) 1910, Вышний Волочёк — 25 октября 1974, Москва) — советский государственный и партийный деятель. Первый секретарь МГК КПСС с 1954 по 1957 годы. Член Президиума ЦК КПСС с 1957 по 1961 годы. Mинистр культуры СССР с 1960 по 1974 год. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%80%D1...%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Ролан Быков, актер
Михаил Козаков собирался поставить во МХАТе спектакль «Медная бабушка» по пьесе Леонида Зорина. Главную роль – Пушкина – должен был сыграть Ролан Быков. Но Фурцева постановку запретила.
– Замминистра сказал Фурцевой: «Во МХАТе ЧП!» – вспоминает Леонид Зорин. – Она приехала и запретила спектакль. Посчитали, что Быков внешне не подходит на роль Пушкина: неказист, мал ростом. А ведь он был на сантиметр выше поэта! А играл Быков гениально. Для актера это был тяжелейший удар. Он, как настоящий художник, понимал, что роль получилась. Был надломлен, четыре месяца плакал каждую ночь, хотел даже повеситься. Что говорить – сломали человека. До конца оправиться ему так и не удалось. А погубленный спектакль спасли, хотя Ефремову и пришлось положить на это немало сил (спектакль вышел спустя четыре года, но в главной роли был сам Ефремов. – Прим. «Телесемь»).
Эдуард Стрельцов, футболист
24 июля 1958 года, незадолго до чемпионата мира в Швеции, футболиста «Торпедо» Эдуарда Стрельцова признали виновным в изнасиловании несовершеннолетней Марины Лебедевой, приговорив его к 12 годам лишения свободы. В виновность футболиста мало кто верил, особенно его жена Алла. Существовали разные версии той истории, одна из которых – месть Екатерины Фурцевой.
В книге «Стрельцов. Человек без локтей» ее автор Александр Нилин написал: «На Олимпийском балу, когда Екатерина Фурцева хотела познакомить Стрельцова со своей шестнадцатилетней дочерью, тот ляпнул: «Я свою Алку ни на кого не променяю!» Ответ глупый – вряд ли Фурцева собиралась сватать дочь за футболиста. Но красиво – испортить отношения с могущественной женщиной, членом Политбюро ради того, чтобы вслух сказать, что никто для него не сопоставим с любимой девушкой: за такую бесхитростность все и любили Эдуарда… Про Фурцеву мне и сам Эдик говорил – в ней видел он одну из виновниц происшедшего с ним».
– О том, что случилось тогда с папой, в нашей семье не принято было говорить, – рассказывает сын от второго брака Игорь Стрельцов. – Лишь перед смертью папа мне сказал: «Я не виноват ни в чем!»
Стрельцова освободили досрочно, через 5 лет, он вернулся в футбол. А после окончания карьеры игрока работал тренером. Умер в 1990 году.
Марк Горелик, конферансье, отец певицы Лолиты
В одном из интервью певица произнесла фразу: «Фурцева запретила отцу (Марк Горелик – конферансье и дирижер джазового оркестра. – Прим. «Телесемь») личным распоряжением работать в стране».
– Сказав это, Лолита немного погорячилась, – говорит мама певицы Алла Никифорова. – Не думаю, что Фурцева лично подписала приказ против Марка. Просто во всех городах в обкомах партии были секретари по агитации и пропаганде. С подачи министра они и запрещали нам многое. Например, петь еврейские песни. Говорили: пойте украинские, русские, песни на английском языке, а еврейскую – ни в коем случае. А для Марка это была больная тема. Муж был отличным конферансье, на сцене много импровизировал. Например, в советские времена обкомовцы ходили в модных тогда пыжиковых шапках. Вот Марк и пошутил со сцены о том, как можно определить, обкомовский работник или нет: «Вот забор, идет шапка – это человек из обкома». Такие шутки никому не нравились. А партийцам проблемные люди не нужны. Кто-то говорит, что Фурцева была образованным человеком, но я, работая в эстраде, ничего лестного сказать о ней не могу. В 1973 году, устав от запретов, Марк уехал в Израиль. Я отказалась уезжать с ним, и меня уволили из «Укрконцерта», сказав: «Мы не хотим позора нашей организации, вдруг вы тоже решите уехать». Мне было 29 лет, когда я осталась с Лолой одна. К сожалению, чем занимался последующие три года отец Лолы, я не знаю. Мы не имели права переписываться. Знаю лишь, что там его творческая судьба не сложилась и через три с половиной года он умер от воспаления почек.
Павел Луспекаев, актер
Во время войны Луспекаев обморозил ноги. С тех пор у него начал развиваться атеросклероз сосудов. Спустя годы после ампутации обеих стоп боли продолжались. Чтобы как-то облегчить состояние, Луспекаев по рекомендации врачей стал принимать сильнодействующий наркотик…
– После выхода из больницы Павел пришел к нам в театр уже на протезах, – вспоминает актриса БДТ Татьяна Ткач. – Почти до утра артисты театра сидели и слушали его байки. Тогда он и рассказал, что, узнав на каком-то банкете о его страданиях, Фурцева распорядилась передать Павлу лекарства из Италии. Благодаря этому раны на ногах стали заживать. А после Павел начал отучать организм от наркотической зависимости и смог надеть на ноги протезы.
Элина Быстрицкая, актриса:
– Екатерина Алексеевна была хорошей хозяйкой культуры. Как-то я была в составе делегации деятелей кино в Америке. На пресс-конференции мне задали вопрос: «В каком департаменте вы получили инструкцию перед выездом сюда?» На что я ответила: «А американские актеры, которые побывали в Москве, получали инструкции?» В зале раздался хохот. В Москве я пришла в министерство, чтобы отчитаться за командировку. Встретившая меня Фурцева вдруг позвала людей и начала меня хвалить: «Посмотрите на наше чудо». Я не могла понять, за что? Оказалось, что министр в курсе моего ответа американцам.
Ирина Скобцева, актриса:
– В Министерство культуры после показа американской версии картины «Война и мир» пришло письмо от военных с просьбой снять фильм у нас. Фурцева тут же объявила конкурс: «Предлагайте свои работы. Дадим деньги на пилотную серию». Все нашли причину отказаться. И лишь Сергей Бондарчук решился. К проекту Фурцева подошла как мудрая женщина, наделенная властью. Например, нужны были эполеты того времени. Она распорядилась, чтобы на фабрике, где вышивали золотом знамена, чуть-чуть потеснились для эполет на китель Кутузова.
...не узнали бы товарища Саахова из фильма «Кавказская пленница». Дело в том, что в партийной организации «Мосфильма» работал товарищ Сааков, и из-за этого потребовали переозвучку. Узнав об этом, Фурцева рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте – 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!»
...не услышали бы песню «Хотят ли русские войны?» в исполнении Марка Бернеса. «Политическое управление армии выступило против, – вспоминал Евгений Евтушенко. – Сказали, что песня будет деморализовывать воинов. Тогда я пошел к Фурцевой и попросил послушать песню. На глазах у нее выступили слезы. Она позвонила председателю радиокомитета. Сказала, что просит передавать песню под ее ответственность. И на следующий день песня уже звучала по радио...»
...не могли бы посещать Международный конкурс Чайковского, который был организован с ее легкой руки. Когда на первом конкурсе лидером оказался американский пианист Ван Клиберн – а победа иностранца казалась немыслимой, – Фурцева выступила за то, чтобы первый приз получил он.
...не знали бы многих столичных театров. Именно при Фурцевой новые помещения получили Театр оперетты и Театр им. Моссовета. МХАТ возглавил Олег Ефремов.
Кто из женщин запомнился в истории?
Алексей Воробьев, актер, певец:
– Мой идеал женщины – жены декабристов. А ведь это были великие княгини – Волконская, Трубецкая, Нарышкина!
Алиса Гребенщикова, актриса:
– В России есть только одна значимая историческая женская фигура – Екатерина Вторая.
Иван Николаев, актер:
– Любимая актриса советских времен, богиня нашего кинематографа Любовь Орлова.
Любовь Руденко, актриса:
– У меня два любимых персонажа: Фаина Раневская и Екатерина Вторая.
Алексей Чумаков, певец, музыкант:
– Надежда Крупская.
Анна Хилькевич, актриса:
– Одри Хепберн. Самая женственная и харизматичная представительница прекрасного пола прошлого века.
Понедельник – четверг, Первый канал, ФУРЦЕВА
kino@telesem.ru
Фото ИТАР–ТАСС, РИА «Новости», «Первого канала»
Факты из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%80%D1...%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0 :
В 1954—1960 годах в ведении был контроль за:
Везде Екатерина Алексеевна принимала активное участие.
Фурцева полна энергии и творческих замыслов и, как всегда, продуманно и быстро решает все вопросы. Я знаю Екатерину Алексеевну уже 22 года (секретарь МК, секретарь ЦК, министр культуры), у нас с ней были десятки деловых встреч, и всегда я восхищался ее уменьем быстро находить правильные решения самых непростых вопросов. Е. А. Фурцева — единственный министр-женщина в правительстве Советского Союза, но она, бесспорно, входит в десятку лучших наших министров и даже в десятку лучших государственных деятелей. Я знаю далеко не всех министров, но такие из них, как Афанасьев, Щелоков, Дементьев, Калмыков и даже Гречко, уступают Фурцевой в способностях и уменье работать с людьми. — Из воспоминаний Генерал-полковника авиации Героя Советского Союза Н. П. Каманина[6]
Андропов согласился с инициативой министра культуры СССР Е. А. Фурцевой о том, что к решению вопросов о выезде за границу деятелей культуры КГБ отношения иметь не будет.- Из статьи Филиппа Бобкова «Юрий Андропов, каким я его знал»[7]
.
По инициативе и стараниями Фурцевой впервые проведены:
По инициативе Фурцевой в эти годы были созданы и построены:
Шпиль колокольни храма Успения на Сенной был вторым по высоте после шпиля Петропавловской крепости, являясь одной из важнейших архитектурных доминант столицы. Фантастически богатой была утварь храма и коллекция икон. Однако все это не остановило власти Ленинграда, считавшие, что эта церковь «не имеет архитектурной ценности». В сентябре 1961 года «Вечерний Ленинград» сообщил, что скоро «позорное пятно на облике Сенной площади» будет снесено и на его месте появится наземный павильон станции метро «из стекла и бетона». Архитекторы Ленинграда переполошились и направили письмо к тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой, умоляя сохранить памятник архитектуры. Та прислала в город комиссию, а потом направила письмо с запрещением не допустить сноса шедевра архитектуры. Но в управлении Ленметростроя, спешившего быстрее закончить сооружение станции на Сенной и не желавшего ничего переделывать, умышленно не стали его вскрывать, а переправили назад отправителю. А на другой день церковь взорвали. Разгневанная Фурцева объявила главному архитектору города строгий выговор, но было поздно — на месте храма уже дымилась груда битого кирпича…[11][12]
<…> Дом на стыке Тверской улицы и Пушкинской площади когда-то украшала скульптурная композиция балерины Лепешинской. Москвичи называли здание не иначе как «Дом под юбкой» и даже водили своих гостей, приехавших в Москву, дабы показать, какое нижнее белье носили женщины до революции. Но как только вести докатились до министра культуры Фурцевой, она приказала убрать с фасада бесстыжую балерину<…>[13]
<…> Когда … привезли указание о закрытии монастыря, Архимандрит Алипий, в миру Иван Воронов бумагу разорвал и сжёг и сказал, что лучше пойдет на мученическую смерть, чем закроет обитель. От монастыря Хрущёв и его приближённые отстали. Возможно, ещё и потому, что министр культуры страны Екатерина Фурцева побывала в обители, поговорила с Архимандритом и убедила Хрущёва не принимать репрессивных мер против Псково-Печерского монастыря.<…>[14]
новые помещения получили:
Назначения:
Необходимо помнить о неусыпном контроле Идеологического отдела ЦК КПСС, возглавляемом Михаилом Сусловым, а также Отдела культуры ЦК КПСС (В. Ф. Шауро).
Знать и понимать, что в те годы Государство выступало в качестве продюсера в лице Министерства Культуры. Именно благодаря решительности, личному вкусу, советам специалистов, которым доверялась Фурцева, за 14 лет её «правления» проведено:
Игрушки немецкой фирмы Piko благодаря хлопотам министра культуры Екатерины Фурцевой с тех пор стали исправно поставлять в Россию. <…> С 1965 года моделисты и коллекционеры стали регулярно встречаться в «Доме игрушки». В 1969 году при музее Московской железной дороги в ЦДКЖ возник Московский клуб железнодорожного моделизма[17].
Верстая редакционные материалы, Валерий Ганичев успевал и путешествовать по русским верстам. Вместе с Ильёй Глазуновым они много поездили по Руси великой. Как-то раз «вездесущий» Глазунов уговорил министра культуры Е. А. Фурцеву записать звон ростовских колоколов. Сделать это было нелегко. Звонари-то почти все тогда повывелись. Да и чиновники от партии и культуры приходили в «мистический ужас», причитая: «звон колоколов — это же музыкальный опиум!» Екатерина Алексеевна, однако же, была женщиной решительной и сказала: «От одной пластинки не отравитесь, а для Запада — свидетельство широты взглядов». И пластинка вышла, с изображением на ее обложке Кремля Рериха, и сегодня она стала раритетом.[21]
Звоны были записаны, но кто будет выпускать пластинку? Секретарь парткома Министерства культуры СССР, где я работал, Б. В. Покаржевский, пригласил меня к себе и «отечески» наставил: — Мне сказали, что ты «Ростовские звоны» студии грамзаписи усиленно навязываешь. А ведь музыка-то церковная… Всё застопорилось — «опиум для народа». Опять же выручил случай. В Москву приехал американский импресарио № 1 Соломон Юрок. Он ставил свои условия, на которых хотел организовать гастроли нашего балета. Жесткие условия Юрока Большой театр не устраивали и обе стороны начали маневрировать. Юрок пришел в министерство, но E. А. Фурцева была занята и не торопилась принимать настойчивого импресарио. Соломон сидел в приемной и скучал. Я попросил помощника министра Н. С. Калинина «развлечь» бывшего россиянина и «прокрутить» для него «Ростовские звоны». Интересно было, как он на это отреагирует. Проходит минута, вторая… Дверь открывается, входит Е. А. Фурцева и с изумлением обращается к Юроку: — Что с вами? Соломон Юрок плакал. Прослушав запись до конца, он попросил Фурцеву продать ему лицензию на пластинку «Ростовские звоны». И всё решилось. Пластинку у нас стали печатать с аннотацией на русском и других языках. — Из воспоминаний Владимира Десятникова.[22]
Гастроли Большого Театра в Соединённых Штатах
Выставки ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской Галереи в Японии
Благодаря Фурцевой в Советский Союз возвращены:
Кроме того:
Рубрики: | Фото Живопись,плэйкасты и скульптура Для любознательных... Мировая и наша история Литература,журналистика Кино,театр Россия,СССР,русский язык ЖЗЛ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |