Портрет императора Юлиана на римской монете
17
июня 362 года римский император Флавий Клавдий Юлиан издал эдикт,
запрещавший христианам преподавать в школах. Юлиан — племянник и наследник Константина I Великого, обучаясь в Афинах, увлекся эллинской культурой и с юных лет стал тайным приверженцем язычества. До самой смерти дяди он был вынужден скрывать свои взгляды, а став государем решил воплотить в жизнь свою заветную мечту — восстановить в Риме язычество.
Однако Юлиан понимал, что возродить былую религию в первоначальном виде было невозможно. Тогда он решил преобразовать и улучшить язычество, чтобы создать силу, которая могла бы вступить в борьбу с христианской церковью.
Новому культу он присвоил многие черты христианской организации. Языческое духовенство организовывалось по образцу иерархии христианской церкви. Убранство храмов Юпитера и Юноны было похоже на христианское. Подобно христианским священникам, служители нового культа должны были читать мирянам проповеди, т.е. рассказывать о тайнах эллинской мудрости. От жрецов требовалась безупречная жизнь, поощрялась благотворительность.
Результатом антихристианской политики Юлиана стал знаменитый «школьный» эдикт, изданный 17 июня 362 года и запрещавший христианам обучать молодежь риторике и грамматике, если они не перейдут к почитанию языческих богов. Негласно же верующим в Христа было запрещено и учиться, раз они не могли в силу своих религиозных убеждений посещать языческие школы.
В 30 с небольшим лет Юлиан погиб в битве с персами, а его преемник император Иовиан сразу же отверг его идеологию. Покойного императора предали осуждению и наградили прозвищем Отступника.
Впоследствии образ императора-отступника не раз появлялся на страницах литературных произведений. Он стал главным героем «мировой драмы» Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин», первой части трилогии Дмитрия Мережковского «Христос и Антихрист», романа Гора Видала «Император Юлиан».