Константин Кедров |
Псевдонимы: | Челищев
|
Дата рождения: | 12 ноября 1942 (67 лет)
|
Место рождения: | Рыбинск[1], Ярославская область, СССР
|
Гражданство: | СССР
Россия
|
Род деятельности: | поэт-авангардист, философ
|
Годы творчества: | 1958 — по наст. время
|
Направление: | метаметафора и ДООС
|
Жанр: | поэзия и философия
|
Дебют: | 1958
|
Награды | Международная Отметина Давида Бурлюка (1999)
Диплом Департамента культуры Москвы «Атлант искусства» за высокие заслуги в творчестве (2008)
Лауреат премии журнала «Дети Ра» за 2005 год за пьесу «Голоса»[2]
* Медаль Н.А.Грибоедова "За выдающиеся заслуги в развитии Российской словесности"Союз Писателей России 17.11.09
|
|
Константи́н Алекса́ндрович Ке́дров (род.
12 ноября 1942,
Рыбинск Ярославской область) —
русский поэт, доктор философских наук
[3], философ и литературный критик, автор термина
метаметафоры (1984)
[4], философской теории метакода
[5] и космической переориентации, инсайдаута. Создатель литературной группы «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз) (1984)
[6]. Член
Союза писателей СССР (1989). Член исполкома Российского
ПЕН-клуба[7]. Член
Международного союза дворян по линии рода Челищевых (свидетельство № 98 13.11.08)
[8]. Педседатель правления Союза Поэтов интернета [
[4]] Декан факультета Академия поэтов и философов Московской Академии Образования 2001 [
[5]]
Родился в семье Александра Бердичевского и Надежды Юматовой, артистов театра города
Рыбинска, где они временно находились в эвакуации до
1945 года. С
1960 года живет в
Москве. Учился один год в
МГУ на
факультете журналистики (
1961—
1962), после отчисления перевелся в Казанский университет. По окончании вернулся в Москву. Закончил историко-филологический факультет
Казанского университета в 1968 году поступил в аспирантуру Литературного института
Союза писателей.
В
1973 году в
МГУ защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Эпическое начало в русском романе первой половины XIX века („
Евгений Онегин“
А. С. Пушкина, „
Герой нашего времени“
М. Ю. Лермонтова, „
Мертвые души“
Н. В. Гоголя)». В это же время лично знакомится с филсофом-имяславцем, учеником Павла Флоренского А.Ф. Лосевым "В эти годы вокруг философа, так же как и в античные времена, складывается круг учеников и последователей, среди которых были Сергей Аверинцев, Владимир Бибихин, Константин Кедров, другие известные философы и филологи".
[6] 1974 по
1986 годы работал старшим преподавателем кафедры истории русской литературы в
Литературном институте имени Горького. Здесь вокруг Кедрова сформировался круг поэтов из числа студентов, заинтересованных в авангардной линии развития русского стиха, — среди этих авторов, в частности,
Алексей Парщиков,
Илья Кутик и
Александр Еременко. В
1983 году Кедров сформулировал общий принцип их поэзии как
метаметафору:
Метаметафора — это метафора, где каждая вещь — вселенная. Такой метафоры раньше не было. Раньше все сравнивали. Поэт как солнце, или как река, или как трамвай. Человек и есть все то, о чем пишет. Здесь нет дерева отдельно от земли, земли отдельно от неба, неба отдельно от космоса, космоса отдельно от человека. Это зрение человека вселенной.
В том же году Кедров написал поэму «Компьютер любви», которая, как отмечает
С. Б. Джимбинов, «может рассматриваться как художественный манифест метаметафоризма, то есть сгущённой, тотальной метафоры, по сравнению с которой обычная метафора должна выглядеть частичной и робкой»
[9]. Годом позже Кедров выступил с новым манифестом, провозгласив создание группы «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз).
В
1986 году после появления в «Литературном обозрении» № 4 за
1984 года Рафаэля Мустафина «На стыке мистики и науки» со ссылками на высказывания Ю. Андропова и К. Черненко о недопустимости идеализма К. Кедров прекращает преподавательскую деятельность в Литинституте и пишет заявление о переходе на творческую работу. Согласно документам, выданным К. Кедрову по его запросу архивным отделом ФСК в
1996 году, на К. Кедрова было заведено дело оперативной проверки под кодовым названием «Лесник» (с окрасом «антисоветская пропаганда и агитация»), уничтоженное в августе
1990 год[10][11]. В книге «КГБ вчера сегодня завтра» (М., 1984) опубликованы воспоминания ответственного секретаря «Нового мира» Григория Лесниченко:
15 лет я работал в «Новом мире», и последние 10 лет, до конца
1989 года был его ответственным секретарем. Я хочу вам рассказать как проникало КГБ в журнал… У меня было еще множество случаев с кегебешниками. Например, они очень настаивали, чтобы я написал письмо в Литинститут, его директору Пименову. Тогда в качестве преподавателя там работал Константин Кедров. Он часто печатался в «Новом мире». Вот они и сказали: «Ты напиши туда письмо, скажи, что он такой-сякой антисоветчик, что он, в общем, космополит и всякое прочее, и отправь письмо». Я сказал: «Нет. Такое письмо, господа, я туда не пошлю». После этих разговоров со мной на него там долго напирали, всячески хотели выкурить его оттуда. Но он печатался в нашем журнале и в
1987, и в 1989 году.
[12][13]
После этого К. Кедров с 1986 до
1991 года был безработным. В это время ему пришлось продать картины и графику своего двоюродного деда
Павла Челищева, полученные в наследство в
1972 году. Теперь эти картины находятся в галерее «Наши художники» на Рублевке. Среди них — портрет бабушки Софьи Челищевой (в замужестве Юматовой), написанный Павлом Челищевым в 1914 г. в родовом имении Дубровка
Калужской губернии, принадлежавшем прадеду К. Кедрова, помещику Федору Сергеевичу Челищеву. Портрет опубликован в альбоме «Павел Челищев» галереи «Наши художники» («Петроний», 2006. — С. 35). Там же опубликованы репродукции других картин П. Челищева с указанием «из коллекции Константина Кедрова». В
2008 году на канале «Культура» был показан фильм о Павле Челищеве «Нечетнокрылый Ангел» по сценарию К. Кедрова и Н. Зарецкой, снятый в Москве и в Нью-Йорке
[14].
С 1988 года Кедров начал участвовать в международной поэтической жизни, впервые выехав за границу для участия в фестивале советского авангардного искусства в
Иматре (Финляндия)
[15]. В 1989 году в издательстве
«Советский писатель» вышла монография Кедрова «Поэтический космос», в котором наряду концепцией метаметафоры развивалась, с привлечением широкого литературного и мифологического материала, философская идея метакода — единого кода живого и неорганического космоса. Как отмечает «
Литературная газета», в этой книге Кедров:
… придаёт художественным образам наукообразность, облекает поэзию в философию, <…> «расшифровывает» астрономическую символику литературных сюжетов, от Библии до народных сказок, и «открывает» «метакод» — «устоявшуюся систему астрономической символики, общей для разных ареалов культур»
[16].
В 1991—
1998 годах Кедров работал литературным обозревателем газеты
«Известия», где, по мнению
Сергея Чупринина, «превратил соответствующий раздел общенациональной газеты в комфортный междусобойчик»
[17]. По мнению
Евгения Евтушенко, напротив:
Не на кого не похожий-уникальный и в своих эссе и в своих поэтических экспериментах, и в своем преподавании уникального, словом, уникалист, теоретик современного взгляда на искусство, защитник новой волны, считающий, в отличие от пессимистов, что сейчас не расцвет литературы, а ее распад; как редактор литературного отдела «Известий», превратил его из рупора официоза в проповедь авангарда
[18].
За это время в «Известиях» опубликованы: первое в России интервью с
Натальей Солженицыной, интервью с Главным проповедником Америки и духовником трех президентов
Билли Грэмом, серия статей против смертной казни и интервью с будущим главой Комиссии по помилованию при президенте РФ писателем
Анатолием Приставкиным, интервью с
Галиной Старовойтовой о правах человека и нормах международного права, статьи о ранее запрещенных и полузапрещенных писателях и философах (В. Набоков, П. Флоренский, В. Хлебников, Д. Андреев), а также о неизвестных в то время широкому кругу читателей
В. Нарбиковой,
Е. Радове и о поэтах андерграунда (
Г. Сапгире,
И. Холине, А. Еременко, А. Парщикове, Н. Искренко, Г. Айги, А. Хвостенко). После раскола в редакции «Известий» перешёл в газету «
Новые Известия».
В
1995 году вместе со своими друзьями по ПЕН-клубу (А. Вознесенским, Г. Сапгиром, И. Холиным, А. Ткаченко) К. Кедров основал «Газету ПОэзия» (вышло 12 номеров), в
2000 году преобразованную в «Журнал ПОэтов» (вышло 10 номеров). Двадцать выпусков были переизданы в
2007 году под одной обложкой и названием «Антология ПО»
[19].
В 1996 году в Институте философии защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Этико-антропный принцип в культуре»
[20].
Благодарственное письмо Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО К. Кедрову в связи с первым Днём поэзии в России.
21 марта 2000 года по инициативе и под руководством Кедрова впервые в России был отмечен
Всемирный День Поэзии ЮНЕСКО в
Театре на Таганке с участием руководителя театра
Юрия Любимова, поэтов
Андрея Вознесенского,
Елены Кацюба,
Алины Витухновской и
Михаила Бузника, актёра
Валерия Золотухина[21].
В журнале "В МИРЕ НАУКИ cietiffic ameriken" (2004)беседа К.Кедрова с С.Капицей предложена новая модель времени и показана связь Специальной Теории Относительнисто Эйнштейна с теорией метаметафоры
[7]
28 ноября 2008 года Кедров принял участие в церемонии открытия памятника
Мандельштаму в Москве
[22]. 22 июня
2009 года Кедров участвовал в презентации памятника академику А. Сахарову и своего скульптурного портрета работы Г. Потоцкого в Манеже.
- Всемирная Стокгольмская Библиотека (INTERNATIONELLE BIBLIOTEKET.se) на 12-ти языках сообщает на своем официальном сайте, Константин Кедров среди 5 русских поэтов: Кедров,Кенжеев, Кибиров, Асадов и т. д.[8]
" Sökresultat för: "kedrov"Dokument Relevans Ili : polnoje sobranije sotjinenij : poezijaKedrov, Konstantin Konstantin Kedrov 524401014Х 2030 Hma.03 524401014Х 2002 ИлиОт издателя. В книге впервые в полном объеме представлены стихотворные произведения одного из самых ярких поэтов современности, автора термина «метаметафора» Константина Кедрова. Кедров , Констант… Ny rysk lyrik Några olika och mycket populära ryska poeter: Konstantin Kedrov, Bachyt Kenzjejev, Timur Kibirov, Eduard Asadov och Leonid Latynin"
[править] Мнения о творчестве Кедрова
- Генрих Сапгир (предисловие к книге Кедрова «Вруцелет», 1993): «Стихи Константина Кедрова — звёздная стихия, которая породила и самого поэта. Для меня Константин Кедров — поэт, который привнёс в поэзию целый ряд новых идей. Одним словом, одной метаметафорой, стихи его настоящая литургия»[23].
- Андрей Вознесенский (предисловие к полному собранию поэзии К. Кедрова «Или», 2002): «Константирует Кедров / поэтический код декретов / Константирует Кедров недра пройденных километров. / Так беся современников, как кулич на лопате, / Константировал Мельников особняк на Арбате / Для кого он горбатил? Сумасшедший арбайтер…»[24]
- Алексей Хвостенко (интервью, 2004): «Такие люди, как Кедров, я, Анри Волохонский и ещё некоторые, — создают славу теперешней поэзии»[25].
- Игорь Холин: «Кедров — он поэт особый, потому что у него глубокое философское начало в его мировоззрении… Константин Кедров, я это твердо могу сказать, один из лучших современных поэтов совершенно нового толка»[26].
- Андрей Вознесенский (интервью радио «Маяк», 13.11.2002): «Кедров из тех, которые продолжаются, как Пастернак. Он великий человек, и книга его великая, роскошная, совершенно авангардная во плоти книга»[27].
- Всеволод Некрасов (открытое письмо составителям сборника «Русская поэзия глазами американцев», 1997): «Кедров охрип, рекламируя свои эти кадры как авангард современной русской поэзии. Ни больше ни меньше. А что за авангард, откуда, почему авангард, в чем? В эксклюзивной лицензии на производство дешевой косметики, тропов и пр. красот без зазренья?»[28]
Рафаэль Мустафин в статье «На стыке мистики и науки» (Литературное обозрение № 4 1984 г.резко критикует статью К.Кедрова «Звездная книга» (Новый мир 1982 № 11), обвиняя автора в идеализме и мистицизме ссылаясь на высказывания Ю. Андропова и К.Черненко о недопустимости явлений такого рода. Результатом статьи стало отстранение К.Кедрова от преподавания В Литературном ин-те Союза Писателей. Георгий Куницын в стастраничном послесловии к книге К.Кедрова «Поэтический космос» обвиняет автора же в идеализме, призывая людей не расслабляться перед лицом нависшей опасности.
В статье Евгения Сидорова в книге «Необходимость поэзии»
[9] 2008,где он одновременно критикует К.Кедрова и А. Вознесенского, пришедших на конференцию в Литературный институт в1990 г. Особенное недовольство у Е.Сидорова вызвало название «Компьютер любви». Сидоров противопоставляет К.Кедрову других авангардистов, Г.Сапгира и В. Некрасова. Наибольшее неприятие поэзии К.Кедрова в статье М.Тартаковского, напечатанной в журнале «Москва» вскоре после публикации в журнале «Комментарии» стенограммы защиты докторской монографии К.Кедрова «Поэтический космос» в Институте Философии РАН. Тартаковский одновременно критикует К.Кедрова,И.Бродского и К.Малевича, называя всех троих потенциальными пациентами клиники Ганушкина. Статья получила название «Гений Малевич, лауреат Бродский и Ганушкин». В настоящее время в "Литературной России идет бурная полемика вокруг творчества Кедрова. Газета предоставляет слово и своим читателям критикующих К.Кедрова за авангардизм, так и самому К.Кедрову, ответившему своим критикам статьей «Треугольник Малевича».
[10]
- 1999 — Международная Отметина Давида Бурлюка[29].
- [2003] Лауреат премии GRAMMy.ru в номинации "Поэтическое событие года" за поэму "Компьютер любви" (голосовали 11500 пользоателей)[11]
- 2005 Дважды лауреат GRAMMY.ru в номинации "Поэтическое событие года" (голосовало 14500 пользователей)http://www.grammy.ru/news/index.php?id=27&tx_ttnews[tt_news]=3935&tx_ttnews[backPid]=34&cHash=982df267b1
- 2007 — Лауреат года «Литературной России» за поэму «Фиалкиада»[30].
- 2007Открытие года журнал "Речевые игры"[[12]]
- 2008 — Диплом участника Библейского проекта лауреата Нобелевской Премии Агнона Книжная Выставка(Израиль) [13]
- 2009- Медаль Н.А.Грибоедова "За выдающиеся заслуги в деле развития Российской словесности" (Решением Московской городской организации Союза Писателей России от 17 ноября 2009г)
[править] СМИ о нобелевской номинации К.Кедрова
Несмотря на то, что списки номинантов на
Нобелевскую премию нобелевским комитетом не публикуются 50 лет с момента номинации
[31], и факт номинации подтвеждён достоверными источниками быть не может, ряд средств массовой информации сообщает различные сведения о номинациях. Так, о Константине Кедрове сообщали:
- NEWS.ru.com К.Кедров, Б. Ахмадулина, Г. Айги — номинанты на нобелевскую 2005 [14]
- ОРТ о нобелевской номинации 2003 [15]
- НТВ официальный сайт "Россиянин может получить нобелевскую премию"2003 [[16]]
- Эхо Москвы 2003 [[17]]
- Эхо Москвы 2005 [[18]]
- РБК 2003 "Среди номинантов этого года был и поэт Константин Кедров"[[19]]
- REGNUM 2007"Среди российских литераторов, остающихся в списках претендентов Нобелевского комитета значатся Белла Ахмадулина и Константин Кедров".[[20]]
- Волга Информ 2007:"Среди русских литераторов, остающихся в списке нобелевского комитета остаются Белла Ахмадулина и Константин Кедров [[21]]
- MIGnews.com.ua2006 "У финальной черты скажу хотя бы несколько слов о русской очереди на олимп. По не очень внятным сведениям, в ней несколько русских творцов, например романист Андрей Битов и поэт Константин Кедров" [[22]]
[править] Международные конференции семинары и фестивали
- Иматра, Финляндия 1988. Фестиваль русского авангарда. Участвуют Курехин, Кедров, Герман Виноградов, АВИА, Дыбский, Свиблова, Медицинские герменевтики.[32][33]
- «Минута немолчания» по ненапечатанным стихам во Дворце Молодёжи (Москва, 1989). Вели К. Кедров и А. Вознесенский. Состоялось 2 вечера. Зал 500 зрителей. Участники: Холин, Сапгир, Айги, Е. Кацюба, И. Кутик, Осмоловский. В темноте Кедров и Вознесенский воспламенили огонь свечи Пастернака. После этого зал по призыву поэтов встал и издал крик по ненапечатанным в советский период стихам.[34]
- 1-й Всемирный День Поэзии ЮНЕСКО на Таганке Ю.Любимова 21 марта 2000 [35]
- 10-День поэзии ЮНЕСКО в Гнесинке [23]
- 67-й Всемирный конгресс ПЕН клубов в Москве. 2000, май (Гюнтер Грасс, Вознесенский, Константин Кедров, Генадий Айги, Елена Кацюба, Андрей Битов)[36][37][38]
- Париж, Сорбонна, 2002 (Кедров, Кацюба, Вера Павлова, Айги, Рубинштейн, Пригов, Парщиков)[39][40]
- Париж, Франция, 2005. Книжный салон Чтения на Русском стенде (Кедров, Вознесенский, Кацюба)[41][42],[43]
- Поэзия современного русского авангарда под эгидой посольства РФ в Австрии в Вене 13-15 мая 2009. Константин Кедров — Бог метаметафоры, Елена Кацюба — ас палиндронавтики, Сергей Бирюков — король зауми. Отзыв славистов-Das ist Wunderbar-чудо! [24] [25]
- Книжная выставка В Праге (Радио Прага)2007 "Отношение между мужчиной и женщиной -это отношения между человеком и космосом [26]
- В Австралии Первый фестиваль русской литературы 2007"..знакомство австралийской публики с такими современными русскими классиками, как Иосиф Бродский, Константин Кедров, Геннадий Айги.
- Кинофестиваль Сталкер Дарья Юматова "Загадки русского Дали"2008[27]
- 6-й международный Волошинский фестиваль в Коктебеле 2008[[28]]
- По просьбе Милорада Павича К.Кедров вместе со скульптором Г. Потоцким проводит вечер Павича в фонде Русское Зарубежье 24 июня 2009,[29], а 25-го зачитывает речь Милорада Павича на открытии его бюста у здания Библиотеки Иностранной литературы [30]
«ИЛИ» К. Кедрова все стихи в одном томе
| Билли Грэмм-письмо Константину Кедрову
| Монография К. Кедрова «Поэтический космос» 1989г
|
[править] Основные работы
- http://vse-knigi.su/auth/10708 GARNACE (Все книги мира) Скачать книги К.Кедрова бесплатно. («ИЛИ», «Поэтический космос», «Возвращение Ирины Одоевцевой», «Энциклопедия метаметафоры», «Язычник языка»)
- [31]все книги к.кедрова
- Поэтический космос. — М.: Советский писатель, 1989. — 333 с.
- Компьютер любви. — М.: Художественная литература, 1990. — 174 с.
- Утверждения отрицания. — М.: Центр, 1991.
- Верфьлием. — М.: ДООС, 1992.
- Вруцелет. — М.: ДООС, 1993.
- Гамма тел Гамлета. — М.: Издание Елены Пахомовой, 1994.
- Или он или Ада или Илион или Илиада. Вечера в Музее Сидура. — М.: 1995.
- Улисс и Навсекая. — М.: Издание Елены Пахомовой, 1998.
- Метаметафора. — М.: ДООС, 1999. — 39 с.
- Энциклопедия метаметафоры. — М.: ДООС. 2000. — 126 с.
- Параллельные миры. — М.: АиФ принт, 2001. — 457 с.
- Инсайдаут. — М.: Мысль, 2001. — 282 с.
- Ангелическая поэтика. Университет Натальи Нестеровой. Учебное пособие. — М.: 2001. — 320 с.
- За чертой Апокалипсиса. — М.: АиФ принт, 2002. — 270 с.
- Или. (Полное собрание. Поэзия). — М.: Мысль. 2002. — 497 с.
- Сам-ist-дат. — М.: ЛиА Руслана Элинина, 2003.
- Метакод. — М.: АиФ принт, 2005. — 575 с.
- «Философия литературы» В серии"Номинанты нобелевской премии в области русской литературы" М. Художественная литература. 2009 http://www.mdk-arbat.ru/bookcard_all4.aspx?book_id=645828
- «Дирижер тишины» Стихи. В серии «Номинанты нобелевской премии в области русской литературы» М. Художественная литература. 2009 http://exlibris.ng.ru/five/2009-10-22/1_five.html
- Книги Кедрова в Библиотеке Конгресса США, Британской Библиотеке, в Национальной Берлинской Библиотеке, в Кэмбриджской библиотеке
- Метакод ч.1 ч.2 Mindmeister http://www.mindmeister.com/15791427
- «Ура-трагедия» 1966 г.[32]
- «Голоса»-роман-пьеса 2005г[33]
- К.Кедров Ю.Любимов «Посвящение Сократа» мистерия. Премьера в Афинах у Парфенона в 2001 и в театре на Таганке[34]
- Приношение Шекспиру трилогия: Уярб-Буря[35]
- НГ EX Libris 10.09.2009 Тенистые тропы. (Об экспериментах с приставкой «мета»).[36]
- НГ EX Libris 09.04.2009 Наша Белая книга. Переписка с А.Парщиковым 2001 [37]
- Новая семантика ОБЭРИУТЫ и Хлебников [38]
- Первый всемирный день поэзии ЮНЕСКО на Таганке марта 2000 [39]
- Гостинная АиФ встреча с К.Кедровым [40]
- Статьи в «ИЗВЕСТИЯХ» «НОВЫХ ИЗВЕСТИЯХ» «РУССКОМ КУРЬЕРЕ» [41]
- Звезды Онлайн на КМ.PU Константин Кедров "Чем метаметафора отличается от метафоры [42]
- НГ EX Libris 24 июля 2008 Интервью М.Бойко с К.Кедровым «Асудьи кто? Нужны истолкователи» [43]
- ЕВРОПА-ЭКСПРЕСС «Внутренние пейзажи Павла Челищева» [44]
- Фрагменты Стенограмм защиты докторской в Институте философии РАН [45]
- Лекции по Метакоду в Институте Истории Культур УНИК [46]
- Пролог Интернет журнал молодых писателей "А бабочка лететела, как хотела"[47]
- Труд 2007 №11 сентябрь Юрий Беликов "Константин Кедров-номинант Нобелевской премии 2007"[48]
- Домская площадь (Радио Латвии 8 марта 2008Интервью Марии Костенецкой с Константином Кедровым
- Научно-Культурологический журнал 10.11.2009 Латвия "Звездное небо внутри нас"[49]
↑ Показывать компактно