-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 134594


✨Звезды в "Музыкальной гостиной" Микаэл Таривердиев. Трио «Меридиан»

Среда, 21 Августа 2024 г. 08:36 + в цитатник

Микаэл Леонович Таривердиев – один из ведущих советских композиторов кино, чья музыка продолжает звучать за кадром спустя годы после его ухода из жизни, в наши дни. В саунд-треке нашумевшей премьеры прошлого года, сериале «Слово пацана», использована его мелодия – «Вокализ», записанный трио «Меридиан». Коллектив, популярность которого пришлась на 80-е годы, плодотворно работал с Таривердиевым и добился наибольшей известности в сотрудничестве с ним.

В репертуар группы входили песни этого композитора , написанные на стихи советских поэтов песенников и классиков мировой литературы. Сегодняшний обзор посвящен некоторым из них.

 

Кто такие трио «Меридиан»?

Трио «Меридиан» запомнилось лирико-романтическими композициями, возвышенной эстетикой, чем-то близкой к бардовской. Под гитарное сопровождение музыканты исполняли красивые проникновенные песни. Их музыка обволакивает теплом, умиротворяет, настраивает на меланхолический лад.

Работая с мэтром советской кинокомпозиторской школы, музыканты трио «Меридиан» часто принимали участие в записи музыкального сопровождения к фильмам. Многие песни, о которых пойдет речь в сегодняшней публикации – родом из кино или связаны с ним.

«Вокализ» создавался для картины «Предчувствие любви» 1982 года.   

 



Спустя 40 лет эта музыка вернулась в кино. В фильме «Слово пацана», рассказывающем о молодежной преступности, предполагается далекий от эстетики группы «Меридиан» эмоциональный фон. Вероятно, вставив в картину «Вокализ» Микаэла Таривердиева создатели как раз и хотели сыграть на контрасте, это распространенный приём для усиления драматургии. Шестую серию «Слова пацана» завершает красивая, исполненная гитарными переборами мелодия, звучит голос Надежды Павловны Лукашевич, бессменной солистки «Меридиана».

 

Заслуженная артистка России, уроженка города Станислав, нынешнего Ивано-Франковска, выросла в Пятигорске, а её профессиональное становление связано с городом Иваново, куда девушка приехала получать высшее образование и отнюдь не по творческой специальности.

Пение, способности к которому проявились ещё в детстве, было для Надежды просто хобби. Уже в школе педагоги обладательницы чистого кристального тембра прочили ей музыкальное будущее, но связывать свою жизнь с вокалом она не хотела, выбрав местом учебы Ивановский химико-технологический университет.

Здесь же в одно время с Надеждой обучался увлеченный музыкой Владимир Ситанов – идейный вдохновитель создания «Меридиана». Молодой человек заразил энтузиазмом своего приятеля, коренного ивановца Николая Сметанина. Студент-математик Ивановского педагогического института и по совместительству композитор-самоучка был завсегдатаем студенческой самодеятельности.

Объединившись, ребята решили, что им нужна солистка-девушка и третьей пригласили в группу Надежду.

Так в 1975-м году в «городе невест» из трех непрофессиональных музыкантов сформировался состав, который проработает вместе четверть века и получит известность как трио «Меридиан».

Трио Меридиан: Слева Направо: Николай Сметанин, Надежда Лукашевич, Владимир Ситанов (1950-1999)

 

Их первое заметное выступление состоялось на «студенческой весне», они заняли первое место в конкурсе.

Уже в 1978 году самобытный любительский коллектив приглашает под своё крыло Ивановская филармония, группа обретает официальный статус, начинает работать на профессиональной сцене.

Судьбоносной стала встреча, состоявшаяся на музыкальном фестивале в Ташкенте. Коллектив приметил Михаил Таривердиев, с 1980 года он начал работать с группой.

Репертуар коллектива не ограничивался только песнями маэстро, они исполняли и авторские песни композитора Николая Сметанина и ставшие классикой нетленки других советских авторов.

Более того, в списках самых популярных песен «Меридиана» зачастую приводятся как раз не таривердиевские песни. В своей узнаваемой интеллигентно-трогательной манере трио перепевало старые проверенные временем песни, например «Главное, ребята, сердцем не стареть» и «Старый клён» Александры Николаевны Пахмутовой на стихи Николая Добронравова и Михаила Матусовского соответственно.

Одним из главных хитов группы называют композицию Евгения Крылатова и Юрия Энтина, перекочевавшую к ним в репертуар из фильма «Гостья из будущего» и уст Татьяны Дасковской спевшей его за кадром. На фестивале «Песня-85» «Прекрасное далеко» было представлено трио «Меридиан», группа тогда была на пике популярности, до этого уже выступала на нескольких фестивалях.

 



Главным автором в их исполнительском наследии всё же можно считать Таривердиева. Репертуар группы пополняли песни Михаила Леоновича, уже известные ранее в других исполнениях. Вслед за бардом Сергеем Никитиным, подарившим вокал герою Андрея Мягкова во всем известном фильме, трио под музыку Михаила Таривердиева запели строки Бориса Пастернака про «не задёрнутые гардины»: «Никого не будет в доме».

 



В подборке песен я решил остановиться на оригинальных композициях авторства Михаила Таривердиева в репертуаре «Меридиана», которые известны, прежде всего, в их исполнении и не оттенены другими популярными версиями.

«Люблю». («Сонет»)

Ст. У. Шекспир, пер. С. Маршак.

Микаэл Таривердиев часто обращался к классической поэзии. В начале 80-х он сочинил вокальный цикл, положив на музыку сонеты Уильяма Шекспира. Некоторые произведения из него стали широко популярны, зазвучав в исполнении трио «Меридиан».

На фестивале «Песня-81» коллектив выступил с произведением, которое было подписано и объявлено просто как «Сонет». Песня в исполнении «Меридиана» также обозначается названием «Люблю».

«Люблю, но реже говорю об этом»,

- так начинается 102 сонет Шекспира в русском переводе Самуила Яковлевича Маршака, запомнившийся советской публике как песня благодаря Таривердиеву и группе «Меридиан».

 



«Сонет о покинутой любви»

Ст. У. Шекспир, пер. С. Маршак

В числе памятных песен «Меридиана» есть и «Сонет о покинутой любви». Между двумя произведениями на стихи английского классика позднего средневековья в современном интернете порой возникает путаница, хотя они совсем разные по характеру и настроению. Песня, подписанная сонетом о «покинутой» или «потерянной» любви, где поётся про «шальную курицу или петуха» – это переведенный Маршаком и положенный на музыку Микаэлом Таривердиевым 143 сонет «Уильяма нашего Шекспира».

 



В 1982 году цикл «Сонеты Шекспира» был представлен на центральном телевидении в формате концерта, где произведения прозвучали в авторском исполнении самого Микаэла Леоновича.

 



«Благодарю»

Ст. А. Вознесенский

В одном из интервью, Надежда Лукашевич рассказывала, что к моменту их знакомства у композитора был в багаже написанный цикл из четырех песен на стихи Андрея Андреевича Вознесенского, который ранее никем не исполнялся. Когда группа по приглашению Таривердиева приехала в Москву, чтобы работать с ним, Микаэл Леонович решил отдать в репертуар коллектива весь цикл целиком.

Песня с повторяющейся рефреном строчкой «Благодарю, что не умер вчера» основана на стихотворении Андрея Андреевича, которое в оригинале называется «Заповедь». Песня в музыкальной интерпретации Микаэла Таривердиева получила название «Благодарю». Текст Вознесенского, как это часто и бывает, использован не целиком. В песне пропущены первые шесть строчек поэтического произведения.

 



В цикл песен на стихи Андрея Вознесенского также входят «Запомни этот мир», «Над пашней сумерки не редки», «Ностальгия по настоящему».

«Предчувствие любви»

ст. Н. Добронравов

Вышеупомянутый фильм «Предчувствие любви» - работа режиссера Тофика Шахвердиева в жанре музыкальной комедии, имеет подзаголовок «Сказка для взрослых». В прокат был выпущен в самом конце 1982 года. Говоря о «Меридиане» нельзя упустить одноименную песню, написанную для этой картины. Эту и другие песни к фильму Михаил Таривердиев сочинил совместно с Николаем Добронравовым.

Прославленный поэт-песенник, больше всего творивший в тандеме со своей супругой Александрой Пахмутовой, неоднократно соавторствовал с Таривердиевым. Одна из самых известных их совместных песен - «Маленький принц» («Кто тебя выдумал, звездная страна»).

Музыка песни «Предчувствие любви» писалась на готовый поэтический текст:

Простой любви таинственный сюжет.
Случайный взгляд, закат как обещание,
Обрывки фраз, мелькнувший силуэт,
Мелькнувший силуэт.
Предчувствие любви, предчувствие любви
Предчувствие любви в ночном молчании»,

- красивые, образные строки Николая Николаевича органично слились в гармонии с парящей мелодией Таривердиева голосом Надежды Лукашевич и её партнеров по коллективу.

 



«Твой голос»

ст. Н. Добронравов

С фильмом «Предчувствие любви» связано и происхождение песни «Твой голос». Таривердиев и Добронравов писали её для фильма. В картину песня не вошла, но стала известна в исполнении трио «Меридиан». Об узнаваемости композиции свидетельствует, в частности, статус лауреата фестиваля «Песня-83».

 



«Песенка грустного менестреля»

Ст. В. Коростылев

«Я б хотел глухим родиться - да, да, да,
Я б хотел глухим родиться - не беда»,

- по этим первым поэтическим строкам, написанным Вадимом Коростылевым, вспоминается «Песенка грустного менестреля». Произведение с музыкой Микаэла Таривердиева голосами солистов «Меридиана» звучит в художественном фильме «Ученик лекаря». Картина 1983 года снималась на киностудии имени Горького режиссером Борисом Рыцаревым по мотивам болгарской сказки «Дуэль на ядах».

 



«Любовь не покидай меня»

Ст. П. Неруда, пер. В. Лазарев

Музыка Тариведиева и голоса солистов «Меридиана» сопровождают приключенческий фильм Вениамина Дормана «Медный ангел», выпущенный в 1984 году.

Действие картины разворачивается в Латинской Америке, в Аргентине. Сочиняя песню, Таривердиев обратился к классической поэзии латиноамериканского региона. Слова песни «Любовь не покидай меня» - произведение лауреата нобелевской премии по литературе, чилийца, известного под псевдонимом Пабло Неруда. Стихотворение с испанского на русский перевел Владимир Яковлевич Лазарев.

Композиция вошла в финальных концерт фестиваля "Песня-84".

 



Заключение

Трио «Меридиан» стало заметным явлением советской музыки первой половины-середины 80-х. К концу «перестроечного» десятилетия и с началом новой эпохи 90-х душевное трио несколько уходит в тень, как будто затерявшись среди разнообразных, порой противоречивых веяний нового времени и не приспособившись к изменившейся коммерциализированной реальности.

Однако группа никуда не делась. Музыканты продолжали творческую деятельность, но уже не мелькали на телевидении и выступали в более камерном формате.

В 1995-м году всем троим участником коллектива присвоено звание "Заслуженных артистов России"

Рубеж веков стал переломным в истории группы. За год до начала нового тысячелетия, в 1999-м году этот мир покинул основатель коллектива Владимир Ситанов. Полюбившееся слушателям трио перестало существовать по естественным причинам. Казалось бы, в истории проекта можно поставить точку, но как творческая единица «Меридиан» не распался. Лукашевич и Сметанин приняли в свои ряды нового участника – Алексея Подшивалова. Ранее он музыкантом аккомпанирующего состава популярного певца Леонида Агутина.

 

Финальная точка в истории группы была поставлена лишь на 46-м году его истории. Сохранив изначально выбранную творческую линию и свой круг слушателей, ценителей хорошей душевной музыки и поэзии, коллектив просуществовал до 2021 года, когда официально объявил о распаде.

Прославившийся на весь Советский Союз «Меридиан», оставался региональным коллективом из Иваново, сохранив верность городу, который некогда свел трех студентов. Он стал «творческим олицетворением» города и региона в популярном музыкальном дискурсе. По сей день Надежда Лукашевич проживает в загородном доме в окрестностях Иваново, уделяя время любимому делу. Несмотря на официально объявленный конец истории группы время от времени вместе с коллегами дает выступления в своём городе.

«Духовность, доброта и человечность», - так музыканты сформулировали свои творческие принципы, которые пронесли через всю карьеру, этим группа и подкупила. Подлинное, настоящее, идущее из души творчество. Это тот случай, когда в конце совершенно искренне хочется написать, что такой музыки сейчас не хватает.

Материал написан в информационных и развлекательных целях с опорой на информацию из открытых источников.

_________________________________________

Журнал МУЗилка   

Рубрики:  Звезды в "Музыкальной гостиной"
Метки:  
Понравилось: 12 пользователям

ГалКон   обратиться по имени Среда, 21 Августа 2024 г. 12:11 (ссылка)
Спасибо за интересную публикацию!
Ответить С цитатой В цитатник
Лариотик   обратиться по имени Среда, 21 Августа 2024 г. 13:36 (ссылка)
Благодарю за прекрасный пост!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку