✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe». |
Кадры из фильма «Собачье сердце». Смотришь – будто доверчиво трещит старый пленочный кинопроектор, и ты, молодой и ушастый в маленьком зале, где пол из крашенных досок.
Ты безнадежно влюблен в наше старое доброе кино. Режиссер Бортко, кстати, такое ощущение и хотел получить от зрителя, когда решил использовать для камеры фильтр «Сепия», чтобы стилизовать телефильм под кино 30-х годов.
Дыхание замедляется, когда на экране Евгений Евстигнеев
На экране гениальный Евгений Евстигнеев, которого трудно вспомнить в кадре молодым, хотя если еще немного подержать его кинообраз в голове, то подумаешь, а может у него никогда и не было возраста в кино.
Уморительный директор пионерлагеря Дынин, потерянный комбинатор- миллионер Корейко, трогательный профессор Плейшнер, импозантный вор в законе Ручичник, экстратанцор чечетки Беглов, смешной и грустный старичок Адамыч, обаятельный и юморной саксофонист Александр Андрущенко…
Вот одна из его реплик на киноплощадке фильма «Ермак» со слов режиссера В.Краснопольского. Евгений Александрович, облачась в костюм Ивана Грозного выходил на площадку и спрашивал: „А где положенные мне 50 граммов коньячку?“
Все великое как манна небесная. Его не ждешь, великое тебя находит, и ты благодаришь судьбу, что стал свидетелем.
Мы были свидетелями великой игры Евстигнеева. Мы будем рассказывать о нем легенды. Я например, жалею, что Чехов не читал и не смеялся от души над такими шедеврами как «12 стульев» и «Золотой теленок», Толстой не читал «Тихий дон», Гоголь – «Мастера и Маргариту».
Жалею, что Булгаков не увидел Евгения Евстигнеева в роли профессора Преображенского.
А может я ошибаюсь, и все совсем не так, – и гении встречаются там, за облаками. Сегодня на выставке народного художника России Валерия Малолеткова я вдруг увидел поразительную работу, где Данте и Анна Ахматова сидят напротив друг друга. Они общаются.
Судьба шедевра необычна
Когда судьба у шедевра непростая, с дебрями и болотами непроходимыми, не сомневайтесь, приходит время и шедевр получает «Pardon», о нем начинают вещать глашатаи по всем углам своего ристалища.
Михаил Булгаков пишет «Собачье сердце» в 1925 году, зная, что не напечатают.
В 1926 году бдительное ОГПУ провело у писателя обыск, и изъяло личный дневник и машинописные экземпляры повести «Собачье сердце», которую начальник Главлита Лебедев-Полянский (тот еще подхалим) в докладе ЦК партии назвал «явно контрреволюционной».
Булгакова не посадили, а вот издания повести он не дождался. Читатель ее впервые прочтет в самиздате 1960-х годов, дождавшись своей очереди.
Неожиданно выглядит и первая публикация повести. В 1968 году повесть вышла в журнале «Грани» (город Франкфурт, ФРГ) и в журнале «Студент» (город Лондон, Англия), к сожалению, с ошибками и искажениями». Как утверждает Лидия Яновская, первая публикация в июне 1987 года в журнале «Знамя» также не избежала ошибок и искажений.
Что случилось с Евстигнеевым до фильма
Для Евстигнеева это был, конечно, крутой подъем на вершину незнакомой горы.
Судите сами. До фильма повесть он не читал. А перед приглашением на роль переживал тяжелейший период в своей жизни. Ведущего актера потерявшего супругу, с больным сердцем, отправили на пенсию из МХАТа, где звезды такого калибра всегда правили бал и никогда на пенсию не уходили.
«Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею.
Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой». (Денис Евстигнеев)
В депрессии Евстигнеев играет так, что ни мгновение не усомнишься в каком он состоянии.
Вот кадр из итальянского фильма 1976 года, в постановке Альберто Латтуада, где роль профессора Преображенского исполнил Макс фон Зюдов.
Перед нами один из крупнейших западных актеров, который, чего уж там, вчистую проигрывает в кадре Евстигнееву.
Масштаб Евгения Александровича можно оценить на фоне других актеров, которые прошли пробы на роль профессора Преображенского: Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, и Владислав Стржельчик. Не сравнить!
Заключение
В заключение позволю себе приоткрыть завесу тайны той изумительной игры Евстигнеева в фильме и попробую назвать несколько любопытных обстоятельств с попутной фразой Марка Аврелия о связи всех вещей.
Во-первых, возвращение Булгакова к благодарному зрителю.
Во-вторых, место! Доходный дом архитектора Семёна Кулагина на Пречистенке 1904 года, на Пречистенке, 24/1, где жил дядя Михаила Булгакова доктор-гинеколог Николай Покровский.
Во-третьих, текст Булгакова: » разруха сидит не в клозетах, а в головах!» и т.д.
В-четвертых, ключевой момент съемок, когда режиссер Бортко в сцене кормления пса краковской колбасой вдруг увидел у профессора Преображенского походку профессора Плейшнера.
«Играйте Менделеева!» – предложил Бортко. Сверхчувствительный Евстигнеев радикально меняет походку и из магазина уже выходит настоящий профессор Преображенский.
В-пятых, чувство юмора Евгения Александровича, когда весь театр катался со смеху.
В-шестых, замечательная дружба, завязавшаяся на фильме между Евстигнеевым и Толоконниковым. Их не раз заставали за тихим разговором и слегка поддавшими. Коньяк у них был припрятан в надежном месте.
Два великих русских актера! Их укоряли, чего уж там. А для них это была отдушина. Они долго шли к своим главным ролям. Но это придавало им в «Собачьем сердце» такой шарм, согласитесь?
_______________________________________________________________
Рубрики: | TV. Кино и Подмостки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |