-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей: 14719
Комментариев: 116715
Написано: 134176


✨ «Реквием» - Моцарт, Россини, Мандзони

Воскресенье, 23 Июня 2024 г. 10:22 + в цитатник

 

 Реквием Мандзони 
 
Одним из самых почитаемых Верди итальянских писателей и поэтов был Алессандро Мандзони, автор широко известного в Италии романа «Обрученные», до сих пор входящего в обязательный курс литературы в итальянских школах. Верди знал это произведение с юности и относился к Мандзони с подлинным благоговением, называя его «Великим поэтом и Великим гражданином» и признаваясь в одном из писем, что «встал бы перед ним на колени, если бы можно было поклоняться людям».  Кончина 88-летнего глубоко почитаемого писателя в мае 1873 года стала для Верди поводом снова вернуться к Реквиему, который на этот раз был им полностью завершен. Впервые сочинение с огромным успехом прозвучало в стенах миланского собора Сан-Марко 22 мая 1874 года, в исполнении под управлением автора принял участие состоящий из сотни человек оркестр, 125 хористов и лучшие оперные солисты Италии. Через несколько дней Реквием уже был представлен в стенах оперного театра Ла Скала, причем отдельные части по требованию публики были сыграны на бис. Через неделю после этого Реквием прозвучал в Париже, на сцене Комической оперы, а дальше уже началось его триумфальное шествие по европейским столицам.


 
 
 
 Реквием Россини 
 
13 ноября 1868 года в Парижском районе Пасси в возрасте 76 лет скончался Джоаккино Россини. Находящийся уже в зените славы Джузеппе Верди в письме к помогавшему ему тогда в работе над оперой «Дон Карлос» французскому импресарио и либреттисту Камиллю де Локлю пишет, что «не связанный с ним очень тесной дружбой я оплакиваю вместе со всеми потерю этого великого артиста». Желая особым образом почтить память знаменитого земляка, Верди предложил властям на годовщину со дня кончины Россини организовать в болонском соборе Сан-Петронио исполнение коллективного реквиема, отдельные части которого были бы сочинены двенадцатью композиторами, включая самого Верди. Мероприятие задумывалось сугубо как некоммерческое, музыканты должны были отказаться от гонораров, а после исполнения заупокойной мессы ноты должны были быть переданы в болонскую консерваторию и выдаваться там только по особым случаям. Фамилии привлеченных к этому проекту авторов (Буццола, Баццини, Педротти, Каньони, Риччи, Нини, Коччна, Гаспари, Палатния, Петрелла, Мабеллини) сегодня мало что говорят даже профессиональным историкам музыки, однако Верди в этой чересполосице не самых выдающихся имен видел задачу придать всему делу некую «анонимность», то есть создать мессу как бы от лица всего итальянского народа. Задуманное Верди дело не состоялось по разным причинам, честно сочинивший последнюю часть Libera me композитор отложил свой труд для того, чтобы снова вернуться к нему, но уже с новыми силами.
 


 

 Реквием Моцарта 

История создания этой всемирно известной заупокойной мессы  - одна из самых таинственных, трагичных и полных противоречивых фактов и свидетельств не только в биографии гениального Моцарта. Ее драматический символизм получил продолжение во многих других трагических судьбах талантливых людей.

Вольфганг Амадей Моцарт

Летом 1791 года, последнего года жизни композитора, на пороге квартиры Моцартов появился таинственный человек в сером одеянии. Лицо его было скрыто тенью, а плащ, несмотря на жару, укрывал фигуру. Зловещий пришелец протянул Вольфгангу заказ на сочинение заупокойной мессы. Задаток был внушительным, срок оставлялся на усмотрение автора.

В какой точно момент была начата работа, установить сегодня невозможно. В хорошо сохранившихся письмах Моцарта он упоминает работу над всеми сочинениями, вышедшими в тот период – коронационная опера «Милосердие Тита», зингшпиль «Волшебная флейта», несколько некрупных сочинений и даже «Маленькая масонская кантата» на открытие новой ложи ордена. Только «Реквием» нигде не упоминается. За одним исключением: в письме, достоверность которого оспаривается, Вольфганг жалуется на сильные головные боли, тошноту, слабость, на постоянные видения таинственного незнакомца, заказавшего траурную мессу, и предчувствие собственной скорой кончины…

Моцарт опера «Милосердие Тита»

Недомогания непонятной этиологии начали мучить его еще летом, за полгода до смерти. Врачи не могли сойтись на причинах и диагнозе болезни. Тогдашний уровень медицины не позволял точно диагностировать состояние больного на основании симптомов. Да и симптомы были противоречивы.

Например, постоянно являющийся в видениях Вольфгангу посланник, который изводил его и без того нарушенную нервную систему. Очень скоро посланник из серого стал черным – в восприятии Моцарта. Это были галлюцинации. И если прочие симптомы можно было отнести к болезням почек, водянке, менингиту, то галлюцинации в эту картину совершенно не вписывались.

Но они могли свидетельствовать о другом – являться спутниками отравления ртутью. Если принять за правдоподобность этот факт, все остальное течение и развитие болезни вполне соответствует гипотезе токсикологического отравления меркурием (ртутью). И становится понятным, почему врачи, собравшиеся для консилиума за неделю до гибели Вольфганга, так и не смогли сойтись во мнении относительно болезни, кроме одного – ждать осталось недолго.

Между тем, многие современники свидетельствовали о постепенном угасании Моцарта. Последнее его публичное выступление произошло 18 октября 1791 года на открытии масонской ложи, где он сам управлял оркестром и хором. После этого 20 ноября он слег и до самой кончины не вставал.

Образ черного демонического человека потряс воображение не только Моцарта, который в тот момент был излишне восприимчив к подобной мистике из-за непонятных изменений в организме и психике. Пушкин не обошел вниманием эту загадочную историю с посланцем смерти в «Маленьких трагедиях». Позднее этот же черный человек появляется в поэзии Есенина (одноименное стихотворение).

Существует версия, подтвердить которую или опровергнуть сейчас нельзя, о том, что Месса Ре-минор под видом опуса без названия была написана Моцартом задолго до заказа, но не был издан. И что после заказа ему оставалось лишь достать сочиненные ранее партитуры и внести изменения. По крайней мере, в предсмертный день 4 декабря он пел части из нее с пришедшими проведать композитора друзьями. Отсюда утверждение Зофи, сестры Констанци, которая провела с ними тот день, о том, что «до самого смертного часа он работал над «Реквиемом», который так и не успел завершить».

В ту ночь чуть позже полуночи он умер. Неясна, если не сказать больше – возмутительна – история с его похоронами. Денег в семье совершенно не было, на организацию похорон друг Вольфганга барон ван Свитен дал сумму, которой хватало на похороны по 3-му разряду. Это был век эпидемий, по указу императора все подобные процедуры строго регламентировались. 3-ий разряд подразумевал наличие гроба и захоронения в общей могиле. Моцарта, величайшего гения человечества, похоронили в общей яме с десятком других бедняков. Точное место неизвестно до сих пор: некому было это сделать. Уже в соборе святого Стефана, куда привезли простой, едва отесанный сосновый гроб с телом Вольфганга для отпевания, его никто не сопровождал – так записано в церковной книге пастором. Ни вдова, ни друзья, ни братья-масоны не пошли провожать его в последний путь.

Вопреки распространенному мнению, почти сразу после смерти маэстро неизвестный заказчик объявился с партитурой. Это был граф Вальзегг-Штупах, который безумно любил музицировать, играл на флейте и виолончели. Он иногда заказывал композиторам сочинения, которые выдавал затем за свои. В феврале 1791 года умерла его жена, в знак памяти о ней была заказана траурная месса Моцарту. Благодаря графу она не только была издана после смерти композитора, но и впервые была исполнена 2 года спустя – 14 декабря 1793 года. Никто тогда не подверг сомнению, что слышит подлинное сочинение, трагическую вершину творчества величайшего композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

 



__________________________________________________

 muzykalnaya-shkatulka 

 musicaeterna.org     

Рубрики:  Музыка на века
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 14 пользователям

aia0   обратиться по имени Воскресенье, 23 Июня 2024 г. 14:44 (ссылка)
Мой самый любимый реквием Берлиоза, под него писала диплом, да и часто по жизни слушала - кажется альбом из 4 пластинок у меня был. Когда интернет появился нашла любимое исполнение, вот это. Иногда слушала реквиемы других авторов, но ни один из них так глубоко не проникал. Вот и сейчас начала слушать Моцарта, но подумала, что то не так...и переключилась на свое. Никто ни разу в жизни меня в этом не понял, хотелось бы разобраться, я в музыке чисто потребитель, может до моцартовского не доросла или что то другое?


Ответить С цитатой В цитатник
aia0   обратиться по имени Воскресенье, 23 Июня 2024 г. 16:02 (ссылка)
Из вашей подборки реквием Россини понравился.
Ответить С цитатой В цитатник
aia0   обратиться по имени Понедельник, 24 Июня 2024 г. 18:40 (ссылка)
Если вы никогда не отвечаете на комментарии, сообщите пожалуйста, я отпишусь.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Июня 2024 г. 19:04ссылка
Простите, а какой вопрос Вы задали? А писать на каждый комент спасибо или пожалуйста у меня нет времени. Но каждый комментарий я читаю. Мне не нужен рейтинг от количества коментов и ответов.
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Июня 2024 г. 19:43ссылка
Мне было бы интересно узнать ваше восприятие каждого из реквиемов, выложенных в посте. Что и как лично вы восприняли, чем один отличается от другого в вашем восприятии. Вот я вчера все прослушала и сделала какие то выводы про себя и про конкретную музыкальную культуру...ведь РЕКВИЕМ это не только про музыку, мне не приходилось в жизни беседовать на такие темы, спасибо интернету...обрадовалась вот, а со мной говорить не хотят.
Dmitry_Shvarts   обратиться по имени Понедельник, 24 Июня 2024 г. 20:19 (ссылка)
Я не специалист в этой области. Я просто любитель классической музыки.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Июня 2024 г. 15:37ссылка
Я тоже любитель, вот и поговорить бы как любитель с любителем на тему какие чувства и мысли вызывает прослушивание того или иного произведения. Типа за что и как мы любим классическую музыку. Вот здесь выставили три реквиема, я выставила четвертый, свой любимый. Неужели ничего своего сказать не сможем?
The_waves_of_my_soul   обратиться по имени Вторник, 25 Июня 2024 г. 16:03 (ссылка)
Уникальность любого произведения очевидна, неважно, к какому виду искусства оно относится. Особый шарм, специфику, харизму, очарование придают ему исполнители. Их, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя сравнивать. Ведь каждый человек привносит в исполнение частичку себя, своей яркой индивидуальности. Потрясающие музыкальные феномены, включая предложенные Вашей уважаемой читательницей, прекрасны. Благодарю от всей души!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку