-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 134071


✨Музыка на века «Реквием» Джузеппе Верди

Воскресенье, 23 Июня 2024 г. 09:42 + в цитатник

 Как устроен Реквием Верди 

Первая часть, Requiem aeternam («Вечный покой», ля минор — ля мажор), — трагический пролог, начинающийся с глубокого раздумья (оркестр и хор sotto voce). Музыка, с которой начинается Реквием, была взята Верди из его части неосуществленного коллективного Реквиема памяти Россини 1869 года. Скорбную сосредоточенность нарушают хоровые голоса со словами Te decet hymnus («Тебе подобает песнь»), после чего снова следует первый сумрачный раздел, приводящий уже к мольбе Kyrie eleison («Господи, помилуй»), отданной солистам. Завершается часть истаиванием в ля мажоре.



 фрагмент

Вторая частьDies irae («День гнева»), начинается с резкого контраста, соль минор после ля мажора, резкие рубленые аккорды у всего оркестра, мятущиеся пассажи у флейт и скрипок, сопровождающих ползущую по хроматизму тему хора, — все это рисует состояние всеобщего ужаса и смятения. Ниспадающая тема переходит к духовым и застывает в до миноре.   

Подраздел Tuba mirum («Трубы чудесный звук») начинается с устрашающих фанфар тромбонов, захватывающих всю медную духовую группу. Реплики баса Mors stupebit («Смерти не будет») звучат на фоне ритма траурного марша, поддержанного ударами большого барабана.

Подраздел Liber scriptus («Будет вынесена книга») представляет собой развернутый монолог меццо-сопрано, приводящий к вернувшемуся образу Страшного суда (выражающие отчаяние реплики хора). Строфа Quid sum miser («Что скажу я, несчастный») распевается терцетом солистов, сопровождаемым жалобными репликами у фагота. Распев начинает меццо-сопрано (в произведении именно этот голос играет особую роль), затем к нему уже подключаются тенор и сопрано. Терцет солистов приводит к провозглашаемой басом, низкими струнными и духовыми реплике Rex tremendae («Царь потрясающего величия»). Грозная максима рождает мольбу Salva me («Спаси меня»), поочередно проходящую у всех солистов.

Подраздел Recordare, Jesu pie («Вспомни, милостивый Иисусе») представляет собой лирический дуэт женских голосов. Следующий за ним подраздел Ingemisco («Я вздыхаю») отдан солирующему тенору и по своему характеру напоминает «Аиду» (особенно в том месте, где на фоне тремолирующих скрипок голос перекликается с гобоем).

Confutatis maledictis («Уличи злословных») — мини-ария баса, в которую вторгается роковой мотив Dies irae, приводящий уже к заключительному подразделу второй части Lacrimosa («День плача»). Запеваемая меццо-сопрано выразительная и гибкая мелодия подхватывается солистами, а затем и хором. К мелодии добавляется контрапункт, напоминающий жалобные стоны. Часть заканчивается в тишине, на фоне еле слышного тремоло струнных хор, солисты молят о вечном покое.

 

Третья часть, Offertorio («Приношение даров») более спокойна и уравновешенна в эмоциональном плане, в этой части поют только солисты, выступающие в сопровождении оркестра. Раздел открывается с соло виолончели, мелодия у инструмента переходит к голосам солистов (меццо-сопрано и тенор), становясь молитвой ко Христу. К этому составу присоединяется бас, поющий в унисон с фаготом и виолончелью. Полная нежности мольба растворяется в фигурациях скрипок и флейт. В строфе Quam olim Abrahae («Как Ты обещал Аврааму») молитва становится более страстной, приходя к своей кульминации, за которой следует еще более изысканный с точки зрения оркестровки эпизод Hostias et preces («Жертвы и моления»), начинающийся с соло тенора. Часть завершается унисонным проведением первой мелодии у солистов.

Четвертая часть, Sanctus, по форме представляет собой четырехголосную фугу для двух хоров и большого оркестра. Этот раздел полностью выдержан в одном настроении и показывает мастерство Верди-полифониста.

Пятая часть, Agnus Dei («Агнец Божий»), построена на одной, постоянно повторяющейся мелодии, излагаемой сначала дуэтом женских голосов a capella, а затем повторенной унисоном всего хора и оркестра.

В основе шестой части, Lux aeterna («Вечный Свет»), три контрастные мелодии. Одна из них появляется у меццо-сопрано, поющей на фоне небесных трелей у скрипок, вторую Requiem aeternam («Вечный покой») излагает бас в сопровождении фагота, а третья Luceat eis («Да воссияет им») снова проходит у меццо и подхватывается басом и тенором.

Седьмая часть, Libera me («Избави меня»), — развязка трагедии и одновременно упование на будущую жизнь. Построенный на драматических возгласах у сопрано эпизод прерывается резкими возгласами Dies irae, вносящими смятение и вновь обращающимися к образам Страшного суда. После трагической кульминации возвращается тема, звучащая в прологе, на этот раз она дается у хора без сопровождения оркестра, но с подчеркнутой у солирующего сопрано мелодией. Финальная хоровая фуга, Libera me, Domine («Избавь меня, Господи»), полна сложных полифонических приемов, безостановочный поток постепенно иссякает, и Реквием завершается в тишине, на фоне выдержанных нот у хора сопрано еще раз произносит молитву о вечном свете.



________________________________________________________________

 musicaeterna.org   

Рубрики:  Музыка на века
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 15 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку