-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 134607


✨ Шедевры мирового кинематографа. Адриан Лайн «Лолита»

Четверг, 11 Января 2024 г. 15:21 + в цитатник

 

Вряд ли вы любите этот фильм Эдриана Лайна, хотя он и был очень известен 25 лет назад. Экранизация даже в 1997 году и даже для США была скандальной.

Понятно, что главный герой, Гумберт Гумберт, ненадежный рассказчик, а повествование в фильме, как и в романе ведется от его лица. Но в данной экранизации режиссер совершенно провалил набоковскую задумку.

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Для тех же кто не читал сам роман «Лолита» (1955) поведение Гумберта будет выглядеть совсем по-другому. Например, в фильм не попали эпизоды взрослой жизни Гумберта до встречи с Лолитой. Только его подростковые переживания об Аннабелле. И получается, что Лолита сделала его любителем нимфеток, раз он, увидав ее в саду Шарлотты Гейз, пережил «толчок страстного узнавания», а позже Лолита полностью затмила свой прототип.

В фильме нет лечения Гумберта в санаториях, экспедиции в приполярные области Канады, опять же для восстановления психического здоровья. Мы не видим, как он глумился над женой, к которой, как и к другим взрослым женщинам, испытывал настоящее отвращение. Не показали нам и его выслеживания нимфеток в парках, у школ, на детских площадках, даже в сиротских домах, куда он мог попасть со знакомыми психиатрами. Плюс попытки купить детей за деньги. Это ужасный, нестабильный, беспринципный человек.

Вообще каждый шаг Гумберта, можно сказать, обусловлен его извращенной страстью. В фильме опущена деталь, что Гумберт ехал в Рамздэль и хотел снимать жилье у знакомых только потому, что там жила маленькая девочка, сверстница Лолиты. То есть у него была выбрана жертва, а по случайности он попал на Лолиту.

 

 

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

 

Да и сам момент в саду. У Набокова это звучит как «в тот солнцем пронизанный миг, за который мой взгляд успел оползти коленопреклоненную девочку […], пока я шел мимо нее под личиной зрелости», потому что естественно Гумберт не мог стоять и смотреть на чужого ребенка с блаженной улыбкой. Потому что он знает природу своего интереса к девочкам и боится быть раскрытым.

 

 

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

 

Также опущен момент, когда Гумберт хочет утопить Шарлоту. Тема снотворного, с которым экспериментирует Гумберт, подана совершенно иначе: в романе Набокова он пробует таблетки на жене, чтобы потом усыплять Лолиту. В фильме же выходит, что Гумберт усыпляет жену только для того, чтоб она к нему не приставала с супружеским долгом. И когда он уже привозит Ло из скаутского лагеря в отель, он ей пилюлю, под видом витамина, не дает. Они просто ужинают.

 

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

 

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

При этом фильм обладает определенным шармом, он – красив, завораживающе романтичен, с печальным и жутковатым саундтреком. Прекрасно передан антураж того времени.

И конечно внешность актеров, сыгравших главные роли, служит опять же искажению восприятия набоковских идей. Джереми Айронс обладает слишком благородной красотой для роли Гумберта, Доминик Суэйн похожа на героиню только детской миловидностью лица, взглядом. Фигура, рост и вся детская сущность Лолиты у актрисы не предана (она много кривляется, а также часто агрессивна). Да и вряд ли другую актрису было возможно снять в рамках такого сценария.

 

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

 

С другой стороны, припоминая фильм «Рассказ» («The Tale», 2018) на подобную же тему, думаю, что он как раз таки получился. Тема растления в нем однозначна, без двусмысленности трактования мотивов героя, как это получилось в «Лолите».

Сейчас же смотрящие фильм Эдриана Лайна задаются вопросами скорее с какого возраста девушка считается созревшей, ведь в возрасте 14 лет она уже выглядит довольно зрелой (исходя из внешности актрисы) и правда ли мужчина виновен в том, что она вызывает определенные мысли.

Мне кажется, что Эдриан Лайн пытался хайпануть на романе Набокова, однако совершенно переиначив его идеи. Весь смысл романа и строился на возрасте героини, это именно «незрелый плод»: в 14 лет «нимфетка» уже теряет свое очарование для Гумберта.

 

 

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Фильм оказывает вредоносное влияние, порождает манипуляции в вопросах возраста согласия. Девочка пусть даже 14, а не 12, лет соблазняет 37-летнего героя. И он беспомощен перед ней, ведь ее влияние прямо-таки демоническое. Я помню рекламу «Лолиты» по телевидению в конце 90-х: история любви, запретная страсть и т.д. Именно такая идея считывается в фильме. К тому же произведения Набокова в то время мало кто знал, а те, кто и знал роман, даже считали самого автора педофилом.

Между тем у Набокова есть такое стихотворение:

Какое сделал я дурное дело,
И я ли развратитель и злодей.
Я, заставляющий мечтать мир целый
О бедной девочке моей.
О, знаю я, меня боятся люди,
И жгут таких, как я, за волшебство,
И, как от яда в полом изумруде,
Мрут от искусства моего.
Но как забавно, что в конце абзаца,
Корректору и веку вопреки,
Тень русской ветки будет колебаться
На мраморе моей руки.

 

 

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

Кадр из фильма "Лолита" (1997). Скрин экрана

 

Лолита, которую Гумберт сам называл «дитя», конечно, не могла быть соблазнительницей, коварной искусительницей и рано созревшей девицей. А фильм я считаю самой ужасной экранизацией Набокова, совершенно исказившей суть романа. За прекрасной формы исповедью больного человека о «неразделенной любви», мы можем не разглядеть трагичной судьбы ребенка.



________________________________________________

 

 

Рубрики:  TV. Кино и Подмостки
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 11 пользователям

Аноним   обратиться по имени Четверг, 11 Января 2024 г. 21:22 (ссылка)
ДУМАЮ, АВТОБИОГРАФИЧНА ДЛЯ НАБОКОВА
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку