-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей: 14827
Комментариев: 116970
Написано: 134541


✨ Забытые имена с советских грампластинок.

Воскресенье, 17 Сентября 2023 г. 12:53 + в цитатник

В 1960-ые годы приезжавший в гости в деревню мой дядька-москвич неизменно привозил нам в подарок старые советские виниловые грампластинки. Мать любила петь и обожала слушать звёзд послевоенной эстрады на проигрывателе с трескучей иголкой и особенным звуком. С тех пор некоторые из грампластинок пылятся в родительском доме в тумбочке. Время от времени я перебираю их и с любопытством вчитываюсь в фамилии исполнителей, которые для современной молодёжи ни о чём не говорят, да и людям преклонного возраста мало известны. А, возможно, просто-напросто незаслуженно забыты: увы, отечественные коммуникационные системы (прежде всего, телевидение и радио) крайне редко обращаются ныне к музыкальным ретроспективам...

Постараемся хоть частично восполнить этот пробел и окунёмся в незабываемую атмосферу 1940-1960-ых.

 
 
Фото https://vk.com.
 

Лирический баритон Виктор Селиванов по праву является одним из любимых в народе эстрадных исполнителей послевоенного периода. Он мог бы стать звездой оперной сцены, поступив после окончания музыкального училища в Большой театр, однако учёбе помешала война. На фронте он становится солистом ансамбля Прибалтийского военного округа, а после её окончания - солистом Рижской оперетты. Вскоре Виктор Селиванов поступает в эстрадно-симфонический оркестр под управлением Дмитрия Покрасса, который тогда базировался в Центральном Доме Культуры железнодорожников и с которым он позднее объедет всю страну. Его репертуар состоял из песен таких советских композиторов, как Пахмутова, Покрасс, Новиков, Кац, Листов и других. 

 



В течение тридцати лет певец был неизменным солистом Всесоюзного радио и телевидения. Радиослушателям полюбились в его исполнении такие песни, как «Три танкиста», «Берёзы», «Песня московских студентов», «Перекрёсток», «Бирюсинка», «Милая мама», «О Черёмушках». Виктор Селиванов был первым исполнителем многих из них.

В 1950-1960-ые песни в его исполнении активно издаются на грампластинках, что приносит исполнителю огромную популярность на всей территории СССР. Его узнаваемый голос многие годы звучал в телевизионной передаче «Вокруг света» в заставке «Множество стран на планете…».

Скончался певец в Москве в 1984 году.

 
 
Фото https://www.shazam.com.
 

Не меньшей популярностью на советской эстраде в послевоенные годы пользовался Иван Шмелёв.

Ещё во время обучения в Московской консерватории преподаватели разглядели в юном студенте незаурядные вокальные способности. Будучи обладателем редкого по красоте мягкого тёплого тембра голоса, он на последнем курсе был принят в музыкальный театр им. Немировича-Данченко, где исполнил ряд заглавных партий.

Но эстрада его притягивала всё больше и больше: русские народные песни и лирические песни советских авторов (и даже джаз-композиции!) помогали раскрывать новые грани исполнительского таланта. В 1940 году певец был призван в армию в качестве солиста Ансамбля песни и пляски НКВД СССР, с этим же коллективом он выступал и на фронтах войны.

 



На втором Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (1946 г.) Иван Шмелёв становится лауреатом. В послевоенные годы голос солиста Всесоюзного радио звучал из всех радиоприёмников. У него были своя вокальная тема (героика советского бойца) и свой стиль (мужественный, волевой, мажорно-оптимистический), что выгодно отличало певца от многих других исполнителей. Достаточно лишь взглянуть на репертуар: «Тёмная ночь», «Шумел сурово Брянский лес», «Заветный камень» и знаменитая «Три танкиста». Он стал первым исполнителем песен «Казаки в Берлине», «Тропки-дорожки», «Ходили мы походами», «Как у Волги у реки», «Это было в Краснодоне», «Ленинские горы», «Сормовская лирическая», «Эх, дороги...» и «Песенки про чибиса».

Умер певец в 1960 году в Москве.

 
 
Фото https://vk.com.
 

Если предыдущие исполнители достаточно известны музыкальной публике, то вот о таком талантливом импозантном эстрадном певце и горячем пропагандисте советской песни, как Леонид Кострица, думаю, слышали немногие. И это при том, что тот является заслуженным артистом РСФСР и обладателем редкого по красоте баритона.

Окончив в 1936 году Днепропетровскую музыкально-драматическую школу, начинающий актёр поступает в Витебский музыкально-драматический театр. Во время Великой Отечественной воевал на Ленинградском фронте, получив ранение, был направлен в военный ансамбль песни и пляски, где стал солистом. В конце войны Л.Кострица поступает на работу на Ленинградское радио.

В 1946 году молодой певец был удостоен звания лауреата и премии третьей степени на втором Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Этот успех открыл ему дорогу на большую эстраду. В этом же году выходит одна из первых его пластинок, на которой записана песня «Мы, друзья-перелётные птицы» из фильма «Небесный тихоход».

Работая солистом Ленконцерта, Кострица в числе первых советских эстрадных артистов выезжал в начале 1950-ых на гастрольные поездки за рубеж: был в Китае, Монголии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Польше, Финляндии. Одновременно благодаря растущим тиражам его грампластинок растёт и известность певца. Такие песни в его исполнении, как «Мама» Н.Богословского, «Белокрылые чайки» Д.Прицкера, «Вернулся я на Родину» М.Фрадкина, «Потерял покой» И.Дзержинского, «Буду ждать тебя» Б.Мокроусова, «Воспоминание» И.Дунаевского, полюбились почитателям его таланта. В 1954 году огромным тиражом расходится долгоиграющая пластинка «Концерт Леонида Кострицы».

 



Сам певец не раз признавался: «К исполнению каждой новой песни я готовлюсь, как к премьере. Ведь песню не только нужно спеть, её нужно сыграть. Она должна воспитывать, помогать в труде, украшать быт советского человека, бороться за мир. И нет большего счастья для создателя и исполнителя песни, чем то, когда её подхватывает и поёт народ».

Певец ушёл из жизни в 1970 году.

 
 
Фото https://www.ruhot.net.
 

Окончивший Московскую консерваторию будущий эстрадный певец и заслуженный артист РСФСР Пётр Киричек некоторое время работал солистом Большого театра, но потом переквалифицировался на исполнение романсов и песен советских композиторов. Он отличался великолепной силой голоса, широким вокальным диапазоном и эмоциональной красотой интерпретации. Около полутора тысяч концертов дал певец в суровые годы Великой Отечественной войны непосредственно во фронтовой обстановке.

В 1940-1950-ые годы искренность, задушевность исполнения и подкупающий артистизм обеспечивали ему неизменный успех у любой аудитории. При этом певец успешно сочетает эти качества с ролью трибуна и бойца на советской эстраде, где меньше всего его интересуют условия, в которых приходится петь. Широко известны его выступления на заводах и стройках, на полевых станах и кораблях.

Среди песен, исполнявшихся Киричеком по радио и записанных на студиях звукозаписи, - «Песня о чекистах», «Марш советских танкистов», «Физкультурная боевая песня», «Гимн международного союза студентов», «Сормовская лирическая», «Прощайте, скалистые горы», «В путь-дорожку дальнюю», «Под луной золотой», «Песня о столице» и др.

 



А ещё певец запомнился многим советским кинозрителям по фильмам «Гибель «Орла» (там он сыграл поющего моряка) и «Морской ястреб» (тоже в роли весёлого поющего матроса в конце фильма).

Все мы так привыкли слышать популярную в советское время песню «Морзянка» в исполнении нашего любимого Владимира Трошина, что иные варианты сегодня воспринимаются чуть ли не кощунственными.

Тем не менее, с удивлением недавно узнал, что первым её исполнителем был малоизвестный широкому кругу эстрадной песни Владислав Гейх (по паспорту - Гейхман), о котором можно отыскать не так уж много информации в открытых источниках.

 



Известно, что он родился в Чернигове в 1934 году и по происхождению наполовину еврей (по матери - Мальвы Ицховны Гейхман), и наполовину грузин. В годы войны вместе со своей матерью мальчик оказался в концлагере, где чудом выжил: она перебросила его через загородку к итальянцам. Вот тогда-то и проявился его музыкальный талант - он научился петь.

 
 

«Морзянка» познакомила нас с удивительным голосом советской эстрады. Фото https://fishki.net.

 

После войны будущий певец некоторое время жил в Одессе, где получил первые профессиональные навыки исполнительского мастерства в военном хоре. Перебравшись в конце 1950-ых в Ленинград, был принят в Ленконцерт и с успехом позднее гастролировал по всей стране.

Его талант отмечали мэтры советской эстрадной песни Леонид Утёсов и Марк Бернес. Дружеские отношения у него сложились с известным тогда Эдуардом Хилем и набиравшим популярность Валерием Ободзинским - последний даже присылал ему новые песни из своего репертуара. Однако, своеобразный репертуар Владислава Гейха вкупе с непредсказуемым поведением на сцене создавали ему непреодолимые административные барьеры, не позволив получить большую известность и завоевать всенародное признание у советского зрителя.

Как и творческая, не сложилась и семейная жизнь певца. Он был трижды женат. Последней его избранницей в 1975 году стала хозяйка парижского кабаре «Распутин», где тот стал выступать. Умер в 2004 году, обстоятельства и причина смерти неизвестны.

 



Если сравнивать исполнение «Морзянки» Трошиным и Гейхом, то признаюсь, что необычный проникновенный голос второго, такой глубокий и выразительный, стал для меня откровением. Хоть Трошин и тяготел к песенной лирике, но для меня он всё же воспринимается как непревзойдённый мастер советской патриотической песни. Как Кобзон и иже с ними.

Остаётся сожалеть, что не сохранились другие записи уникального певца Владислава Гейха. По всей видимости, они были в своё время уничтожены по указанию всемогущего антисемита Лапина, исковеркавшего жизнь многим советским талантам.

 
 
Владислав Гейх и Валерий Никитенко: если внешняя схожесть и улавливается, то вот голос у каждого индивидуален. Фото https://fishki.net.
 

Любопытный факт. На сайте «kino-teatr.ru» значится, что песня «Морзянка» взята из музыкального фильма «Концерт-калейдоскоп» (Ленинградское телевидение, 1965 год). При этом её исполнителем называется ленинградский певец Валерий Никитенко, напоминавший манерой исполнения Э.Хиля. Хотя любой без особого труда (в первую очередь, по голосу) узнает в певце Владислава Гейха...

_____________________________________

 
Рубрики:  Старый, добрый шлягер
"СССР" - ретро
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 12 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку