Начнём с её пляжного ансамбля. В те годы царил культ загара или, как его называли – гелиотерапии. Фицджеральдовский тип сибаритствующей красавицы – загорелая ("апельсиновый" загар, воспетый в романе "Ночь нежна"!), статная, расслабленная дива. По сути, Лена больше похожа на какую-нибудь начинающую Вандербильдиху...
То есть, будь она в Америке, все бы поняли, что первым богачом в их семье был папа, "новые деньги" и она - некомильфо. Но "Весёлые ребята" - штука странная, в ней маловато Мосфильма и СССР, но много сияющего Голливуда, куда ездил режиссёр Gregory Alexandroff на стажировку.
...Но мы отвлеклись. В 1920-1930-х годах роскошные дамы перестали быть обморочно-бледными, хотя апельсиновый загар не предполагал красной физиономии – отсюда широкие шляпы и обязательный парасоль. Был освоен трикотаж (в СССР, впрочем, не производившийся и практически недоступный, если только ты не дитя Торгсина), и парижский модельер Жан Пату создавал купальные костюмы для богатых да румяных. Коко Шанель не отставала (см. костюмы для спорт-балета 'Le Train bleu').
Что за фирма у Лены, не понятно – какой-то логотип в виде буквы F (Fendi уже существовал, но у них был другой опознавательный знак - с белочкой ). Хочется сказать: Фицджеральд и это будет сарказм. Типаж – правильный: длинные, стройные ноги и широкие плечи, хотя, фицджеральдовские девушки сильно худее.
Кадры из фильма "Весёлые ребята" (1934) и костюмы для летнего отдыха из Европы и США
Пляжно-купальное облачение представляло собой обтягивающий комбинезончик с пояском на талии (хотя смотрится это, как майка с шортиками). Дамы по песку ходили в специальной обуви, но Лена щеголяет в туфельках на каблуке, что смешно. Опять же, никто не носил такие перчатки. Видите – всё в трендах, но ещё и сверх того.
"До такой степени дошла тонкость вкуса", - как когда-то сказал Николай Гоголь, правда, по иному поводу. Опять же пляжное фланирование подразумевало широченные брюки, в которых не жарко. Так-то женщины штаны ещё не освоили (в массовом порядке), однако, на отдыхе – дозволялось правилами хорошего тона. Хотя, и тут не все осмеливались.
Ещё модные пляжные ансамбли из Европы и США...
Курортная мода из Европы и США. Здесь мы видим и летящее платье с воланами, и пляжные штаны у широкоплечих девушек.
Далее идут платья. В первой половине 1930-х был актуален очень длинный подол – как некая антитеза коротким юбкам прошлого десятилетия, и, если в 1920-х талия вовсе не подчёркивалась, то в 1930-х она сделалась центром композиции, правда, фиксировалась она чуть выше естественной линии – так ноги казались ещё длиннее.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934) / Курортная открытка и нарядные летние платья 1932-1933 гг. из Европы и США
В 1920-х был геометрический силуэт - прямоугольник, в 1930-х – сказочный, "русалка", то есть обрисовывались бёдра. Вся эта спортивно-зазывная (!) прелесть обильно подчёркивалась рюшами – у летних нарядных платьев чаще всего были рукава-крылышки, как у Лены и её матери. Это создавало "летящий" силуэт, волну и – волнение (мужских сердец!).
Вечерние платья с тем самым фасоном крылышек.
Похожее платье мы видим в сцене великосветского раута, где ковбой-джазмен Костя Потехин развлекает публику, принявшую его за итальянца Фраскини (Fraschini – автомобиль-мечта, в 1930-х эта шутка сценариста была понятна). Читаем у современников: "Какую вы хотите, Адам Казимирович? "Студебеккер"? "Линкольн"? "Ройс"? "Испано-Сюизу"? – "Изотта-Фраскини", – сказал Козлевич, зарумянившись".
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934) и платья для раутов.
Тут у Лены уже рукава-буфы, также вернувшиеся в моду после долгого забвения – столь мощные "шары" до этого были в моде только аж в 1890-х годах. У мамы – снова "крылышки", причём рукавчики оформлены интересно – плечи обнажены, а "крыло" расположено чуть ниже, тогда как всё держится на бретелях. Этот фасон делал плечи шире, как того требовала мода.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934)
Силуэт – то самый русалочий, а у мамы линия талии (которой нет!) ещё выше, чем предписано стилем.
Потом мы встречаем Леночку в театральной ложе – на ней вечерняя шляпка, отдалённо напоминающая треуголку XVIII столетия. Тогда в моду вошёл историзм – отсюда, кстати, и вышеуказанные рукава-буфы, и эти забавные шляпочки. Мадемуазель, увидев Костю на сцене, сказала: "Мама! Мы выгнали настоящего!" В смысле, Лена опять приняла Потехина за Фраскини.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
На ней восхитительное бархатное облачение – с буфами, конечно же, а лацканы напоминают нечто из эпохи Ренессанса. Да, макияж! У девушки тонко-тонко выщипаны брови, которые ещё и драматически-изогнуты; крошечный ротик (верхняя губа – классический "лук купидона", ах!) и сильно подведённые, громадные глаза. Гротеск высшей пробы. Вообще, то, что в этом образе делает Мария Стрелкова, близко к эпатажу.
Ближайший аналог - характерная актриса Мэй Уэст, муза Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали.
Её ближайший аналог – Мэй Уэст. Подобно Мэй, наша Стрелкова могла бы стать музой Эльзы Скиапарелли, которая предпочитала одевать острохарактерных женщин, выходящих за рамки хорошего тона. Вот эта Лена – прямо-таки готовая модель, чтобы носить "платье с лобстером", шляпку-туфельку и прочий сюрреалистический вздор, столь популярный в эпоху, именуемую красивым словом "интербеллум".
Актриса Мария Стрелкова и треуголка от Эльзы Скиапарелли в журнале Vogue.
Бродвейская Золушка Анюта
Образ Анюты тоже очень американизированный.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Анюта у нас домработница, то есть человек, пожалуй, самого низкого социального статуса, в смысле образования, скорей всего и неграмотная.
В то время был просто громадный пласт неграмотного и малограмотного деревенского населения, переезжавшего в города, который в силу каких-то обстоятельств не мог пойти учиться (возраст, семья, дети, финансовая ситуация -работать надо и не до вечерней школы). Огромное количество деревенских женщин нанималось в прислугу, для которой еще во время НЭПА был создан специальный профсоюз, чтобы обеспечить хоть какие-то минимальные права этим людям (как я уже написала, у меня будет пост про образ домработницы в советском кино, фильмы времени НЭПа 1921-1928 гг ну очень интересны)
Скриншот. Российская государственная библиотека
В будущем Орлова снимется еще в одном фильме Александрова - "Светлый путь", и там у нее тоже будет роль домработницы. Но свою жизнь героиня "Светлого пути" будет налаживать по советским лекалам - она пойдет на фабрику, сначала будет работать уборщицей, потом ткачихой, выучится, станет передовиком производства, будет награждена орденом Ленина и завоюет любовь симпатичного инженера.
А вот в "Веселых ребятах" лекала американские. В США положение женщины было таким, что бедная необразованная женщина могла сделать карьеру в основном в сфере развлечений - при наличии таланта и умения петь и плясать (ну еще и секс-услуги в допoлнение к сценическим во многих случаях). И вот обладающая шикарным голосом Анюта по этим лекалам и делает карьеру, познакомившись с джазовым коллективом, в котором согласно намекам в финале в будущем она будет выступать. Ну и любовь встретив тоже в музыкальных кругах - Костю - пастуха/ советского ковбоя, тоже очень талантливого музыканта с непонятным образовательным уровнем
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Согласно профсоюзным правилам / инструкциям советский наниматель был обязан выдать советской домработнице одежду — 2 ситцевых платья, 2 фартука, 2 полотняных платка и одну пару ботинок сроком на год. Если же прислуга увольнялась ранее пяти с половиной месяцев, всю одежду было необходимо вернуть.
Собственно, именно это мы и видим в фильме - у Анюты 2 комплекта одежды, которые она друг с другом чередует
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
А уж башмаки то - особая гордость, в деревнях тогда все еще в лаптях и валенках ходили. В фильме есть сцена, где Анюта с любовью протирает свои башмаки тряпочкой, чтоб сияли. И башмаки эти ей, кстати, слегка великоваты, ну или даже сильно велики, но протирает она их тряпочкой все-равно с любовью
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
В силу скудости гардероба oсновной акцент в ее внешнем виде делается на прическу - прибранная она в косички с бантиками или дико растрепанная, а также на головные уборы из разряда "подсобный материал" - корзина, занавескa, цилиндр, позаимствованный у гробовщика
И даже ее последний золотой наряд, в котором она выступает на сцене, - это позаимствованные в театре материалы: занавеска, какая-то сетка и цилиндр гробовщика, поскольку "советская вандербильдиха / мистерша Твистерша " выгнала ее на улицу в дождь с дырявым зонтом.
Кадр из фильма "Весёлые ребята" (1934).
Ну и последнее, а кому же мы обязаны этими образами?
Профессии художник по костюмам в советском кино тогда еще не было. Александров заключил договор с Кукрыниксами на разработку ими эскизов костюмов и грима "Весёлым ребятам". Но работа с карикатуристами не заладилась и "заказ" выполнил Сергей Эйзенштейн. И хоть его сюрреалистические картинки (с музыкантами полулюдьми – полуинструментами) могли служить лишь слабенькой отправной точкой для создания полноценных костюмов, работа была оплачена в полном объёме.
Эскизы Сергея Эйзенштейна к фильму "Весёлые ребята"
Так что за создание костюмов и образов фильма помимо самого режиссера и творческий актерский коллектив нам скорее всего надо благодарить художника Алексея Уткина. Он стоял у истоков создания еще российского дореволюционного кино. Закончив в 1912 году Строгановское училище по классу декоративных искусств, он по приглашению Е. Ф. Бауэра начал работать как художник кино на фабрике "Пате" (французская киностудия сотделениями в Российской империи), а затем у одного из пионеров российского кино А. А. Ханжонкова. Участвовал в оформлении первых российских фильмов. С 1920 года работал в "Пролеткино", в 1923 году — в ВУФКУ, с 1924 года — на Ленинградской фабрике "Севзапкино", с 1926 года — на Московской фабрике "Совкино". Уткин являлся знатоком тонким исторических стилей и прекрасно воссоздавал атмосферу эпохи как в архитектуре, так и в обстановке, костюмах и отдельных деталях.
Не знаю, насколько случайно или специально первую советскую музыкальную комедию сделали именно такой, но она явно должна была послужить культурным мостиком между СССР и США. СССР нужно было международное признание, и США стали первой страной, сделавшей это в 1933 году – сразу после того, как Рузвельт стал президентом. Первой страной, не только признавшей СССР, но и наладившей экономическое сотрудничество с Советским Союзом и помогшей осуществить советскую индустриализацию, поставляя как станки, так и инженеров (к огромной выгоде для себя, не обольщайтесь насчет особой "дружественности")
"Веселых ребят" начали снимать, видимо, как раз в расчете на победу Рузвельта. В США фильм появился под названием "Москва смеется", и о нем очень тепло отозвался даже Чарли Чаплин, который встречался с режиссером в США:
"Александров открыл для Америки новую Россию. До этого фильма американцы знали Россию Достоевского, теперь они увидели большие сдвиги в психологии людей. Люди бодро и весело смеются. Это большая победа. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами".
_________________________________________________