✨ «Секретное звуковое оружие» Америки против коммунизма |
Это рассказ о том времени, когда Соединённые Штаты решили влиять на страны, в которых существовал риск перехода к коммунизму… знакомя их с джазом. В рамках проекта Холодной войны под названием «Джазовый посол» они, в числе прочих, отправляли таких прославленных артистов, как Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи и Дюк Эллингтон, делиться «своей западной музыкой», и, как они надеялись, представлять некоторые американские политические идеалы.
Частью этого проекта также была попытка заставить людей поверить в то, что в Америке хорошо обращались с представителями других рас. В разгар движения за гражданские права эта неудачная уловка не всегда хорошо проходила, особенно в случае с афроамериканцами в роли послов доброй воли. Тем не менее, официальные власти вербовали наиболее популярных в то время джазовых певцов и заставляли их служить своей стране. Они отправлялись во все уголки мира, даже за Железный занавес, и во все места, где США чувствовали необходимость распространения американской «демократической культуры» перед лицом коммунизма.
Слева сатирическая карикатура на «короля свинга» Бенни Гудмена, побывавшего в СССР
Диззи Гиллеспи и его группа в Доминиканской Республике, 1956 год, за десять лет до вторжения США в эту страну для предотвращения её превращения в коммунистическую диктатуру
«Король свинга» Бенни Гудмен в турне по Дальнему Востоку в 1956 году
Первым официальным джазовым послом Государственного департамента был Диззи Гиллеспи. На фотографии выше он запечатлён едущим на мотоцикле по улицам Загреба (Хорватия) во время официального государственного тура с югославским композитором, Никицей Калоджера (на заднем сидении). Ознакомительная «миссия» началась в 1956 году, когда его отправили в Афины (Греция) – в страну, в которой, как считали в США, существовал наибольший риск перехода к коммунизму.
Группа Диззи Гиллеспи осматривает достопримечательности в Греции в свободное время
Это было вскоре после начала разрушительной греческой гражданской войны между коммунистами и республиканцами, в которой многочисленные сторонники коммунизма потерпели поражение.
По иронии судьбы, Диззи был личным и любимым другом Лэнгстона Хьюза, основоположника джазовой поэзии, которого в начале 50-х годов тайно допрашивали в Вашингтоне, вместе с другими творческими людьми, в связи с его «прокоммунистическими» идеалами.
Интервью с Луи Армстронгом в студии «Голоса Америки»
Луи Армстронг, получивший прозвище Сатчмо, пошёл по стопам Диззи Гиллеспи с неофициальным визитом в колонию Британский Золотой берег (которая стала независимой Ганой год спустя). Несколько сотен тысяч людей встречали Армстронга во время его поездки по стране. После этого Луи стал наиболее активным послом – как в официальных, так и в неофициальных турах. Его тур 1960 года был таким напряжённым и трудным, что у сопровождавшей его певицы, Вельмы Мидлтон, случился сердечный приступ в Сьерра-Леоне, где она умерла месяц спустя в возрасте 43 лет.
Государственный департамент часто отменял коммерческие туры артистов на родине без их одобрения для продления их международных турне. Сатчмо однажды находился в таком турне 160 дней, а Дейв Брубек – 120 дней.
Луи Армстронг
Ирония отправки темнокожих музыкантов в страны, где они были более равноправными, чем в родной стране, не осталась не замеченной Сатчмо. Однако это не было совпадением, что посольская программа началась в разгар движения за гражданские права. Правительство начало эту программу не только для распространения американских идеалов, но также, главным образом, для улучшения своего образа в мире, который признавал существование расизма в стране.
Программа была начата всего лишь через год после постановления Верховного суда о признании неконституционности расовой сегрегации в школах. Выбранный для тура в Советский Союз в 1957 году, Армстронг демонстративно отказался от него, когда президент Эйзенхауэр промолчал в ответ на выступлении Арканзаса против упоминавшегося выше постановления Верховного суда. В том же самом месяце Сатчмо сделал знаменитое заявление: «В виду того, как они обращаются с моим народом на Юге, правительство может идти к чёрту».
Квартет Дейва Брубека (Дейв Брубек за пианино, Пол Дезмонд, Джо Морелло и Юджин Райт)
Армстронг и его коллега по «посольской» работе Дейв Брубек сделали ещё больше в поддержку движения за гражданские права в начале 60-х годов, когда Брубек и его жена Иола создали мюзикл, высмеивавший всю программу. Они назвали его «Реальные послы», а сам Сатчмо исполнил в нём главную роль.
По словам Дейва Брубека, их сатира имела своей целью заставить людей смеяться над «нелепостью сегрегации», однако она глубоко тронула людей. Она довела до слёз даже самого Луи Армстронга – особенно после повторявшейся снова и снова песни «Бог создал нас по своему образу и подобию».
Дэвид Брубек в молодости и запись его московского концерта в 1987 году
Брубек с успехом гастролировал в большей части стран советского блока и окружающих его странах при поддержке государства. В разгар Холодной войны 2500 советских граждан пришли на его концерт в Москве, где американский джаз осуждался кремлёвскими консерваторами как «отвратительная чепуха» и «идеологический яд».
До таких туров в этих странах за одно только слушание джаза человек мог попасть в сибирские трудовые лагеря. Если бы вы захотели рискнуть и купить пластинку с джазовой музыкой в Советском Союзе в 50-х, вам надо было бы найти торговца незаконными товарами, который продавал «кости» (показаны выше) – незаконные записи, умело сделанные на проявленной рентгеновской плёнке из больниц.
Даже в Америке многие критиковали растущую «респектабельность» джаза, но зарубежные туры ещё больше демонстрировали революционный характер этого жанра. Приведённая выше передовица под названием «Создатель мелодии», напечатанная в британской газете в 1956 году, напоминает нам о трудной борьбе, которую джазу ещё предстояло преодолеть на всех фронтах.
Вольнодумствующие советские и американские граждане считали его бунтарским, так как артисты и люди, перед которыми они выступали, использовали джаз для протеста против политики с обеих сторон. Это была народная музыка, принадлежавшая одновременно всем и никому.
Диззи Гиллеспи играет для змей в Карачи, Пакистан
Эти туры программы «Джазовый посол Холодной войны» продолжались на протяжении 70-х годов, когда Вьетнамская война почти положила конец этой программе. Звёзды джаза выступали на Ближнем Востоке, в Восточной Европе, в Северной и Центральной Африке и отдельных странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Ко времени прекращения туров джаз был услышан миллионами людей, а артисты, в свою очередь, много узнали о разных народах. Брубек нашёл вдохновение у поляков и довёл их до слёз песней, вдохновлённой национальным культовым композитором Шопеном.
Диззи в Пакистане
Диззи был вдохновлён мальчиком, игравшим на глиняном инструменте в Пакистане, записав всё, что он играл, и даже включил его музыку в джем-сейшен своей группы. Луи Армстронг взял себе за правило играть в школах и санаториях, желая достучаться до каждого.
Вот сама легенда, играющая в Гане в 1956 году:
Вне зависимости от того, достигли ли они официальных целей Государственного департамента, джазовые послы создали длительные связи между людьми всего мира и закрепили культурное и политическое значение жанра. Вот что сказал Луи Армстронг в ответ на вопрос о том, что такое джаз, в 1970 году:
«Если вы ещё спрашиваете об этом, позор вам».
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по статье с сайта messynessychic.com - перевёл Сергей Мальцев
________________________________________________________
Рубрики: | Интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |