✨ Европейские красавицы в творчестве Франца Винтерхальтера. |
Мы уже знакомились с творчеством этого художника ,рассматривая его отдельные портреты.Его долго не признавала художественная элита того времени. Критики, восхвалявшие его дебют на выставке в Салоне 1836 года, отвернулись от него как от художника, которого нельзя воспринимать серьёзно. Это отношение сохранялось на всём протяжении карьеры Винтерхальтера, обрекая его работу стоять особняком в иерархии живописи
Он не был мастером психологического портрета, да от него заказчики этого и не ждали. Их привлекало в его творчестве другое – искреннее поклонение красоте.
Франц Ксавер Винтерхальтер (1805—1873) родился в небольшой деревне Mensenschwad в Германии. Он учился живописи в Академии Монако. В 1835 году, после того как он нарисовал портрет великого князя Леопольда Бадена, Winterhalter был назначен его придворным художником. С этим портретом началась его международная карьера. Королевские семьи Англии, Франции, Бельгии старались заказывать свои портреты только у него.
При Наполеоне III он стал главным портретистом императорской семьи и суда Франции. Среди его многочисленных царственных натурщиков также королева Виктория. Winterhalter впервые посетил Англию в 1842 году и несколько раз возвращался, чтобы нарисовать Викторию, Альберта и их растущую семью, он сделал, по меньшей мере, 120 работ на них. Winterhalter также нарисовал несколько портретов английских аристократов, в основном, членов придворных кругов.
Русским аристократическим гостям Парижа, также нравилось, чтобы их портреты были выполнены знаменитым мастером. Хотя Winterhalter не получили высокую оценку за свою работу от серьезных критиков, его королевские покровители высоко оценили его способности.
Мечислава Rabczewska, мадам де Jurjewicz, 1860
Только платьем мимоходом
До меня коснешься ты -
По твоим следам несутся
Сердца бурные мечты.
Обернешься ты, вперится
Глаз огромных синева -
С перепугу за тобою
Сердце следует едва.
Генрих Гейне
В Париже Винтерхальтер быстро заслужил репутацию модного художника. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Винтерхальтеру предстояло выполнить для него более тридцати заказов.
Так написать женский портрет, как это делал Франц Великолепный (такое прозвище Франц Ксавьер Винтерхальтер получил в светских салонах Франции), умели в Европе середины XIX века немногие живописцы. Заказчицам импонировало, что он, как никто, умел придать фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – легкое лукавство.
Великая княгиня Ольга
Императрица Евгения
Принцесса Leonilla из Сайн
Княгиня Алиса Англия, 1861
Королева Виктория, 1843
Мелани де Bussiere, графиня Эдмонд де Пурталес, 1857
Полина Шандор, принцесса Меттерних, 1860
Екатерина Браницкая, графиня Потоцкая: 1854
Графиня Варвара Мусина-Пушкина
А как он передавал изысканные дамские туалеты! Под его кистью шелковисто струится атлас, тончайшей паутиной окутывают дамские плечи кружева, искрятся драгоценные камни. Немаловажно, что он принципиально не видел у дам недостатков. На его портретах все они красивы, но при этом не просто узнаваемы, а очень похожи на самих себя. А вот это уже – великое искусство.
Портрет дамы с веером, 1850
Княгиня Елизавета Александровна Чернышева, 1858
За два года до смерти он переселяется в Париж. Перерыв в поступлении заказов на портреты во Франции позволил ему вернуться к тематической живописи, и он, вдохновлённый испанской легендой, пишет полотно «Флоринда» (1852, музей «Метрополитен», Нью-Йорк), являющее собой радостный праздник женской красоты. В этом же году он решил создать собственную семью, но его предложение руки и сердца было отвергнуто; Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе.
Флоринда.Винтерхальтер.
Принцесса Амелия Бавария, 1860
Софи Трубецкая, герцогиня Морни, 1863
Софья Бобринская, 1857
Софья Петровна Нарышкина, 1859
Виконтесса Шарлотта Стюарт, 1849
Ядвига Потоцкая, графиня Браницкая
Александра Иосифовна, великая княгиня России, принцесса Александра Альтенбург
Варвара Римская-Корсакова
Графиня Александра Николаевича Ламсдорф, 1859
Императрица Елизавета Австрийская(Сиси) в танцевальном платье, 1865
Луиза фон Орлеан, 1841
Графини Ольга Шувалова, 1858
Императрица Мария Александровна, 1857
Несомненный интерес представляет портрет императрицы Марии Александровны – супруги Александра II. Это ей поэт Федор Тютчев посвятил в 1864 году прекрасные строки:
«Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней
– Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.
Земное ль в ней очарованье
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать
Ажиотаж в Европе не мог пройти мимо российских аристократок. Исконно русское – «а чем мы хуже?» – привело к тому, что в очереди появились известнейшие российские фамилии: Мусины-Пушкины, Трубецкие, Римские-Корсаковы, Нарышкины, Шуваловы, Юсуповы, Бобринские.
Сегодня только в Эрмитаже хранится 10 портретов наших соотечественниц, написанных Винтерхальтером. Несколько подобных портретов есть в провинциальных музеях, а сколько их в частных коллекциях и зарубежных музеях, подсчитать трудно
Княгиня Татьяна Александровна Юсупова, 1858
Франсуа, принцесса Жуанвиль, 1844, 1844
Иметь портреты от Винтерхальтера хотели не только коронованные особы. Вы можете себе представить принцесс и графинь, «стоящими» в очереди и пишущими чуть ли не на ладони порядковые номера?
А великий романист Александр Дюма видел это своими глазами: «Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года.
Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом». Добавить, как говорится, нечего.
Мадам Аккерман, жена главного министра финансов короля Луи-Филиппа, 1838
Элиза Фрэнсис из Branicki Krasińska, 1857
Принцесса Елизавета Esperovna Белосельская, 1859
Принцесса Матильда Бонапарт
Клер де Bearn, герцогиня Vallombrosa
Императрица Евгения в окружении фрейлин, 1855,
В последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало. Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было шестьдесят восемь лет.
Ангел на могиле художника во Франкфурте.
Давно уже ушел из жизни Франц Ксавьер Винтерхальтер, но живут созданные им портреты, передавая обаяние и красоту женщин той удивительной эпохи.
______________________________________________________
maxpark.com
Рубрики: | Пером и кистью. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |